или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Другие города > ДРУГОЕ |
Тип работы: | Курсовые работы |
Категория: | География |
Год сдачи: | 2017 |
Количество страниц: | 21 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 08.08.2020 |
Количество просмотров: | 361 |
Рейтинг работы: |
Приемы и методы по формированию картографической
компетентности, рассмотренные мной и отраженные в данной работе, показывают,
что формирование картографической грамотности является неотъемлемой частью
обучения географии в общеобразовательных учреждениях.
Цель работы:
Рассмотреть методы формирования картографических навыков на уроках
географии.
Задачи: Для достижения поставленных целей
были выполнены следующие задачи:
·
была изучена
общая структура картографических знаний и обобщена в виде таблицы приведенной в 1 главе.
·
Рассмотрены приемы работы с картографическими пособиями как источником знаний
·
Изучены различные
подходы к формированию картографических понятий в
школьном курсе географии
·
Рассмотрены методические приемы работы с картами,
обеспечивающими усвоение новых знаний на уроках географии
·
Рассмотрены методы повторения и проверки знаний у учащихся в процессе различных работ
с картами
Объект исследования: Географическое образование в школе
Предмет исследования: Формирование картографических навыков в процессе географического
образования
Гипотеза: Развитие
картографических навыков способствуют лучшему усвоению географического
материала на уроках географии
(фрагменты работы)
1.2 Приемы работы с картографическими пособиями как источником знаний
Используя карту как источник знаний, необходимо решить наиболее важную методическую задачу – научить учащихся ее читать.
Знание карты и умение ее читать – понятия неравнозначные. Умение читать карту складывается из сложной системы взаимосвязанных действий. Однако формирование умений и навыков чтения карты предполагает не только ознакомление со способом действий, но и использование таких специфических приемов чтения карты, как приемы сравнения, наложения, описания географических объектов.
Рассмотрим особенности каждого приема на примерах.
Любому виду использования карты должно предшествовать знакомство с ней, сначала общее, а затем и углубленное. Один из приемов чтения карты предполагает, прежде всего, ознакомление учеников с общими требованиями пользования картой как источником знаний. Для того чтобы ученики овладели этим приемом, их необходимо ознакомить с составом следующих действий:
1. Прочитай название карты.
2. Ознакомься с легендой карты.
3. Найди, обозначенные в легенде объекты и явления на карте.
4. По картографической сетке уясни, в каких показателях дана оцифровка градусной сети.
5. Ознакомься с масштабом карты. Определи степень уменьшения.
6. Выясни, есть ли дополнительные материалы, включенные в содержание карты (графики, диаграммы).
7. Читай текст учебника, карты атласа, находи выделенные в тексте учебников названия географических объектов на карте, сопоставляй с изображением этих объектов на схемах, рисунках, данными справочного материала.
Один из важнейших приемов чтения карты – составление описаний географических объектов и явлений.
Этот прием способствует формированию как общих, так и единичных понятий. Важно при описании географических объектов и явлений пользоваться типовым планом их характеристики. Приступая к работе, ученики должны уяснить какую информацию они должны извлечь из ее содержания.
Например, при описании гор используется такой план:
1. В какой части материка расположены горы?
2. В каком направлении вытянуты горы?
3. Какова их протяженность?
4. Какова наибольшая высота?
5. Где расположены наивысшие точки гор?
6. В чем особенности горных хребтов?
7. К какому типу гор они относятся?
Учитель указывает на источник информации. Направляя деятельность учеников, в ходе беседы выясняет:
1. Какими данными карты ты воспользуешься, чтобы определить: место расположения и направления гор, их протяженность и высоту.
2. По каким признакам на карте можно определить время их образования?
Система заданий по описанию географических объектов усложняется по мере изучения географического материала от класса к классу, включая:
- описание отдельных объектов,
- описание отдельных территорий
- комплексное описание ПТК
- экономико-географические характеристики отраслей народного хозяйства и ТПК.
2.1 Подходы к формированию картографических понятий в школьном курсе географии
Из всех картографических произведений, географические карты являются больше всего распространенной и используемой моделью Земли. Одной из основных задач работы с географическими картами является формирования знаний и умений, выявления закономерностей размещения и взаимосвязи явлений. Изучение средств и приемов картографического метода исследования и методических особенностей его применения в процессе изучения географии является одним из актуальных моментов организации школьного географического образования.
Один из ведущих эконом-географов Н. Н. Баранский, назвал карту "вторым языком географии" [1]. Географическая карта является моделью, которая замещает ученику объект изучения - земной шар. При этом следует знать, что эта модель хранит исследуемые особенности явлений процессов с одной стороны, а с другой воссоздает наглядность. К.А.Салищев считал, что "географические карты принадлежат к пространственно - знаковым моделям, то есть базируются на языке знаков и дают пространственное воображение отображенных явлений. В картах воплощены характерные черты моделей вообще: изобретательный подход и обобщение... Важно не только иметь хорошую карту, но и уметь работать с ней, беря от нее все, что она может дать".
Исходя из заданий современной школьной программы по географии, следует отметить, что географическая карта решает, по меньшей мере, две главных и тесно взаимозависимых задачи, а именно - способствовать изучению физической и экономической географии и формировать у учеников картографические умения и навыки. Умение работать с географической картой приходит с овладением приемами и способами работы с ней, которые являются составляющими картографического метода исследования.
Цель нашей работы заключается в исследовании методических особенностей формирования навыков и умений относительно использования приемов картографического метода исследования на уроках географии.
Соответственно программы школьного курса географии первый опыт практической работы с географическими картами, на базе сформированных картографических понятий ученики приобретают в шестом классе при изучении раздела "Земля на плане и карте". Впервые формируются такие понятия как масштаб, географические и прямоугольные координаты, условные знаки, углы направления и др.
Изучая топографическую карту, они учатся ориентироваться на местности, двигаться по азимуту, пользоваться планом местности, определять географические и прямоугольные координаты, измерять расстояние на местности. Но для того, чтобы сформировать эти навыки, на наш взгляд надо на уроках географии широко применять разные нетрадиционные подходы к изучению топографической карты, учитывая возраст детей.
Похожие работы
Работы автора