или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Другие города > ДРУГОЕ |
Тип работы: | Дипломные работы |
Категория: | География |
Год сдачи: | 2017 |
Количество страниц: | 67 |
Оценка: | 5 |
Рейтинг работы: |
Презентация к диплому прилагается!
Актуальность. Одной из важнейших задач общего
среднего географического образования является формирование картографической
грамотности учащихся. Основу картографической подготовки
современного человека составляют знания и умения, полученные им в процессе
изучения курсов географии в общеобразовательных учреждениях.
Картографические знания и умения
сосредоточены преимущественно в курсах
географии основной школы. Это связано с необходимостью осуществления картографической подготовки учащихся, независимо от того,
получают ли они среднее образование,
или ограничиваются девятилетним.
Целью работы
является разработка методики использования картографических инноваций в
географическом образовании школьников.
Для достижения
поставленной цели были определены следующие задачи:
1.
Изучить
роль картографической науки в школьном курсе географии;
2.
Исследовать
систему картографических знаний, умений и навыков в школьном курсе географии;
3.
Разработать
на основе личного педагогического опыта систему картографических знаний,
умений, навыков и компетенций в школьном
курсе географии.
Объект исследования: Процесс
географического образования.
Предмет исследования: Формирование у
школьников картографических компетентностей в процессе географического
образования.
Гипотеза: Эффективность формирования картографической
компетентности повышается в результате непрерывного (с 6 по 11 класс)
использования на уроках – практических работ с картой.
Методы исследования:
1.
Теоретические:
· сравнительный - с целью анализа современного состояния картографической науки и системы картографических знаний и умений в курсах географии
общеобразовательных учреждений;
· системно – структурный – с целью определения роли и места предложенной
системы в обучении географии;
·
статистический
- для обработки
результатов педагогического
эксперимента.
2. Эмпирические:
·
наблюдение за учебным процессом;
· проведение констатирующего, обучающего, контролирующего и сравнительного экспериментов по проверке созданной системы знаний и умений.
Научная новизна и теоретическая значимость
исследования заключаются в следующем:
1. Определено содержание понятия «картографическая
грамотность школьников».
2.
Уточнены цели картографической подготовки школьников на современном этапе модернизации общего среднего географического образования.
3. Усовершенствованы структура и содержание системы
картографических знаний и умений в курсах географии
основной школы.
Практическая значимость
исследования:
1. Материалы
исследования могут быть использованы для создания программ по географии, а также средств
обучения географии.
2.
Разработанные методические подходы к изучению системы картографических знаний и умений могут быть использованы в массовой школьной
практике.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. |
4 |
ГЛАВА 1. Отражение роли картографической науки в |
6 |
1.1 Основные .........??????............ картографии……………………………………… |
6 |
1.2 |
14 |
1. 3 Место картографии в .......???????????…………………………………………... |
16 |
ГЛАВА 2. Развитие |
20 |
2.1 |
20 |
2.2 |
24 |
ГЛАВА 3. |
37 |
3.1 Усовершенствованная система картографических |
37 |
3.2 Проведение и результаты педагогического |
44 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. |
62 |
СПИСОК |
64 |
(фрагменты работы)
1.2 Изменение роли картографии в современном обществе.
Анализ современной научной литературы по картографии [2, 5, 10, 11, 12-18, 19-23, 24-28] позволил определить современное состояние картографической науки и перспективные направления ее развития.
Последние десятилетия вошли в историю картографии как период сплошного многоаспектного картографирования стран, крупных регионов и Земли в целом, картографического изучения других планет. В настоящее время достигнуты успехи в картографической инвентаризации природных условий и ресурсов, картографировании населения и хозяйства, различных аспектов взаимодействия общества и природы. «Визитной карточкой» нашего времени стали комплексные и отраслевые тематические атласы, произведения, выполняемые по линии международного сотрудничества. Все это свидетельствует о накоплении определенных предпосылок для перехода картографии как сферы научной и практической деятельности на интенсивный путь развития, который привел ее к качественно новому состоянию и вскрыл новые точки роста.
В настоящее время картография переживает революционный период информатизации. Отличительными чертами современной картографии являются: внедрение компьютеризации в подготовительные составительные и издательские процессы; развитие теоретических основ; улучшение качества картографической продукции; расширение системы карт; широкое применение ГИС с развитыми картографическими подсистемами; использование аэрокосмической съемки как процесса картографирования; применение телекоммуникационных сетей, мультимедиа, системы глобального спутникового позиционирования в приложении к картографированию.
A.M. Берлянт отмечает, что «сегодня новые карты и атласы уже не пахнут типографской краской, а «подмигивают» с экрана яркими огоньками значков и меняют расцветки в зависимости от нашего желания и настроения. Более того, соединение картографии и геоинформатики вызвало к жизни множество новых геоизображений. И очевидно, недалеко то время, когда картографические голограммы создадут полную иллюзию реальной местности, а пейзажные компьютерные модели сведут на нет различия между картой и пейзажным полотном»[15].
2.1 Картографическая грамотность как составная часть географической культуры учащихся
Основной целью общего среднего образования является формирование всесторонне образованной и инициативной личности, система взглядов, идейно - нравственные, культурные, этические принципы и нормы поведения, которой складываются в ходе учебно – воспитательного процесса. Реализация этой цели в процессе обучения географии происходит посредством формирования у учащихся определенного уровня географической культуры как необходимого компонента общей культуры человека.
Это означает, в первую очередь, что география, наряду с другими школьными предметами участвует в формировании научного мировоззрения учащихся, политехнических и экологических знаний и умений. Оценивая, в данном контексте, роль географии, следует особо подчеркнуть то обстоятельство, что «география - единственный школьный предмет мировоззренческого характера, формирующий у учащихся комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как о планете людей [31]. К ведущим мировоззренческим идеям, заложенным в курсы школьной географии, относятся: идеи, отражающие проявление основных черт и законов диалектики в географической оболочке и ее частях, идеи, отражающие проявление законов диалектики в экономико-географической действительности, а также идеи, охватывающие проблему «природа и общество» [32]. Говоря о политехническом потенциале школьной географии, необходимо выделить, во-первых, ее синтезирующие функции как единственного школьного предмета, относящегося и к общественному, и к естественному циклам учебных дисциплин, во-вторых, содержание в школьных курсах географии сведений, относящихся к компетенции других областей научных знаний: геологии, астрономии, экономики и др., а в третьих, немаловажно отметить, методологическое значение приобретаемых в ходе изучения географии умений.
В ряду географических умений особое место занимают картографические умения. Это объясняется значением картографических произведений как пространственно - временных моделей окружающей действительности, усилением их роли как средств передачи пространственной информации в современном обществе и связанной с этим востребованностью умений извлекать пространственно - координированную информацию из различных видов геоизображений. В формировании экологических знаний и умений, география наряду с биологией играет ведущую роль, комплексно рассматривая проблему человек - общество - среда» [32].
Персональный вклад географии в общую культуру заключается, как утверждает В.П. Максаковский, в формировании у учащихся географической картины мира, географического мышления, знакомстве с методами и языком географии [33]. Школьная география, создавая представление у учащихся о географической картине мира, участвует тем самым в формировании научной картины мира как философской формы систематизации знаний об объективной реальности, совокупности научных знаний о мире. Под определением "географическая картина мира" понимается "целостный образ мира, имеющий исторически обусловленный характер и закрепляющий основные объекты и соотношения между ними в том виде, в котором они даны современному географическому познанию" [32]. Научная географическая картина мира заложена в основе научных знаний, полученных и проверенных в процессе исследовательской и практической работы в области современной географии. Географическая картина мира отражает представления человека о природе и обществе, его отношение к ним. Она является, несомненно, основополагающим элементом географической культуры человека. Важное место в географической картине мира занимает одна из «стволовых ветвей» географической науки - картография, охватывающая создание, изучение, а также использование картографических произведений. Современная картография, находящаяся на стыке технических, общественных и естественных наук, играет важную роль в формировании научной картины мира, информатизации общества, решении глобальных проблем человечества и в целом служит показателем уровня развития цивилизации. Картография оказывает влияние на многие аспекты жизни современного общества. Карта может выступать, по Е.П. Аржанову [11], как модель для исследования пространственно-временных отношений, средство ускоренной передачи и восприятия информации, основа для решения конкретных задач, средство упорядочения информации, средство сжатия информации, а также средство хранения и носитель информации.
3.1 Усовершенствованная система картографических знаний, умений, навыков и методические приемы ее реализации
В результате проведенного исследования современного состояния
картографической науки, анализа проблемы формирования картографической грамотности учащихся общеобразовательных учреждений, изучения опыта экспериментальной работы в общеобразовательном учреждении, нами были выделены цели и задачи картографической подготовки учащихся общеобразовательных учреждений, в соответствии с которыми была усовершенствована система формирования картографических знаний и умений в школьных курсах географии.
Главной целью картографической подготовки учащихся современных общеобразовательных учреждений является формирование картографической грамотности школьников.
Эта цель реализуется в процессе выполнения основных задач:
- дать знания об особенностях изображения земной поверхности на основных видах геоизображений: глобусе, планах местности, географических картах, аэрофотоснимках, космических снимках;
- обучить умению работать с картографической и аэрокосмической информацией:
- определять направления на планах местности, глобусе и различных видах географических карт (в том числе топографических);
- определять расстояния на планах местности, топографических картах, а также примерную протяженность географических объектов на мелкомасштабных географических картах;
- определять географические координаты объектов, а также объекты по их координатам на географических картах и глобусе;
- определять высоты (глубины) территорий (акваторий) и географических объектов на планах местности и географических картах;
- распознавать географические объекты и явления по условным знакам планов местности и топографических карт, а также способам картографического изображения на средне - и мелкомасштабных географических картах (навыки простого чтения картографических произведений);
- распознавать крупные географические объекты на космических снимках;
- создавать простейшие картографические произведения;
- составлять географические описания территорий, а также особенностей распространения природных и социально - экономических явлений по картографическим источникам;
- составлять географические характеристики природных, социально -экономических и административных районов на основе анализа и сопоставления карт разной тематики;
- устанавливать связи и зависимости между отображаемыми на картах явлениями, обобщать сведения, полученные из картографических источников, на основе анализа содержания карт делать выводы о явлениях, непосредственно на карте не обозначенных (сложное чтение картографических произведений);
- сформировать представление о роли картографии, аэрокосмического зондирования и геоинформатики в изучении природы и управлении хозяйственной деятельностью;
- сформировать у учащихся определенный объем знаний о взаимном расположении, конфигурации и примерных размерах географических объектов на земной поверхности, указанных в списке географической номенклатуры, обязательной для запоминания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цель нашего исследования достигнута – разработана методика использования картографических инноваций в географическом образовании школьников.
Поставленные задачи выполнены: изучена роль картографической науки в школьном курсе географии, исследована система картографических знаний, умений и навыков в школьном курсе географии, разработана система картографических знаний, умений, навыков и компетенций в школьном курсе географии.
Выдвинутая нами гипотеза доказана: эффективность формирования картографической компетентности повышается в результате непрерывного (с 6 по 11 класс) использования на уроках – практических работ с картой.
В дипломной работе рассмотрен один из важнейших компонентов среднего географического образования - система картографических знаний и умений. В ходе исследования было установлено, что существующая система картографических знаний и умений в курсах географии средней школы не в полной мере отражает современный уровень развития картографической науки и новые цели, стоящие перед общим средним географическим образованием.
Похожие работы