Студенческий портал

admin@studynote.ru
/ Регистрация
X
Помощь студенту > Готовые работы > Дипломные работы > Дипломные работы по географии > Формирование картографических навыков в средней школе
Формирование картографических навыков в средней школе

Тема дипломной работы: Формирование картографических навыков в средней школе

1550 ₽
Купить за 1550 ₽

или

Заказать новую работу

Более 20 способов оплатить! После оплаты вы сразу получаете ссылку на скачивание. Гарантия 3 дня. Исключительно в ознакомительных целях! Все вопросы admin@studynote.ru

Общая информация
Описание работы
Дополнительная информация

(фрагменты работы)

Общая информация
Учебное заведение: Другие города > ДРУГОЕ
Тип работы: Дипломные работы
Категория: География
Год сдачи: 2017
Количество страниц: 67
Оценка: 5
Дата публикации: 08.08.2020
Количество просмотров: 375
Рейтинг работы:
Иллюстрация №1: Формирование картографических навыков в средней школе (Дипломные работы - География). Иллюстрация №2: Формирование картографических навыков в средней школе (Дипломные работы - География). Иллюстрация №3: Формирование картографических навыков в средней школе (Дипломные работы - География). Иллюстрация №4: Формирование картографических навыков в средней школе (Дипломные работы - География). Иллюстрация №5: Формирование картографических навыков в средней школе (Дипломные работы - География).
Описание работы

Презентация к диплому прилагается!

 

Актуальность. Одной из важнейших задач общего
среднего географического образования является формирование картографической
грамотности учащихся. Основу картографической подготовки
современного человека составляют знания и умения, полученные
им в процессе
изучения курсов географии в общеобразовательных учреждениях.

Картографические знания и умения
сосредоточены преимущественно в
курсах
географии основной школы. Это связано с необходимостью осуществления картографической подготовки учащихся, независимо от того,
получают ли они среднее образование,
или ограничиваются девятилетним.

Целью работы
является разработка методики использования картографических инноваций в
географическом образовании школьников.

Для достижения
поставленной цели были определены следующие задачи:

1.
Изучить
роль картографической науки в школьном курсе географии;

2.
Исследовать
систему картографических знаний, умений и навыков в школьном курсе географии;

3.
Разработать
на основе личного педагогического опыта систему картографических знаний,
умений, навыков и  компетенций в школьном
курсе географии.  

Объект исследования: Процесс
географического образования.

Предмет исследования: Формирование у
школьников картографических компетентностей в процессе географического
образования.

Гипотеза: Эффективность формирования картографической
компетентности повышается в результате непрерывного (с 6 по 11 класс)
использования на уроках – практических работ с картой.

Методы исследования:

            1.
Теоретические: 

·     сравнительный - с целью анализа современного состояния картографической науки и системы картографических знаний и умений в курсах географии
общеобразовательных учреждений;

·   системно – структурный – с целью определения роли и места предложенной
системы в обучении географии;

·
статистический
-
     для    обработки
результатов    педагогического

эксперимента.

       2.  Эмпирические:

·
наблюдение за учебным процессом;

·     проведение констатирующего, обучающего, контролирующего и сравнительного экспериментов по проверке созданной системы знаний и умений.

Научная новизна и теоретическая значимость
исследования
заключаются в следующем:

1. Определено содержание понятия «картографическая
грамотность
школьников».

2.
Уточнены цели картографической подготовки школьников на современном этапе модернизации общего среднего географического образования.

3. Усовершенствованы структура и содержание системы
картографических
знаний и умений в курсах географии
основной школы.

 Практическая значимость
исследования:

1.  Материалы
исследования могут быть использованы для создания
программ по географии, а также средств
обучения географии.

2.
Разработанные методические подходы к изучению системы картографических знаний и умений могут быть использованы в массовой школьной
практике.




СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….

4

ГЛАВА 1. Отражение роли картографической науки в
школьном курсе географии…………………………………………………………………………...

 

6

1.1 Основные  .........??????............   картографии………………………………………

6

1.2
Изменение роли картографии в современном
обществе……………………..

14

1. 3  Место картографии в .......???????????…………………………………………...

16

ГЛАВА 2. Развитие
системы картографических знаний, умений и навыков в школьном курсе географии……………………………………………………

 

20

2.1
Картографическая грамотность как составная часть географической культуры
учащихся………………………………………………………………

 

20

2.2
............??????…………………………………………………..

 

24

ГЛАВА 3.
Разработка (с учетом личного педагогического опыта) усовершенствованной
......................????????????......в школьном курсе географии………………………………………….

 
 

 37

3.1 Усовершенствованная система картографических
знаний, умений, навыков и методические приемы ее реализации………………………………

 

37

3.2 Проведение и результаты педагогического
эксперимента по .............................?????????.......

 
 

44

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….

62

СПИСОК
ИСОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.……………………………...

64




 

Дополнительная информация

(фрагменты работы)

1.2 Изменение роли картографии в современном обществе.

Анализ современной научной литературы по картографии [2, 5, 10, 11, 12-18, 19-23, 24-28] позволил определить современное состояние картографической науки и перспективные направления ее развития.
Последние десятилетия вошли в историю картографии как период сплошного многоаспектного картографирования стран, крупных регионов и Земли в целом, картографического изучения других планет. В настоящее время достигнуты успехи в картографической инвентаризации природных условий и ресурсов, картографировании населения и хозяйства, различных аспектов взаимодействия общества и природы. «Визитной карточкой» нашего времени стали комплексные и отраслевые тематические атласы, произведения, выполняемые по линии международного сотрудничества. Все это свидетельствует о накоплении определенных предпосылок для перехода картографии как сферы научной и практической деятельности на интенсивный путь развития, который привел ее к качественно новому состоянию и вскрыл новые точки роста.
В настоящее время картография переживает революционный период информатизации. Отличительными чертами современной картографии являются: внедрение компьютеризации в подготовительные составительные и издательские процессы; развитие теоретических основ; улучшение качества картографической продукции; расширение системы карт; широкое применение ГИС с развитыми картографическими подсистемами; использование аэрокосмической съемки как процесса картографирования; применение телекоммуникационных сетей, мультимедиа, системы глобального спутникового позиционирования в приложении к картографированию.
A.M. Берлянт отмечает, что «сегодня новые карты и атласы уже не пахнут типографской краской, а «подмигивают» с экрана яркими огоньками значков и меняют расцветки в зависимости от нашего желания и настроения. Более того, соединение картографии и геоинформатики вызвало к жизни множество новых геоизображений. И очевидно, недалеко то время, когда картографические голограммы создадут полную иллюзию реальной местности, а пейзажные компьютерные модели сведут на нет различия между картой и пейзажным полотном»[15].

2.1 Картографическая грамотность как составная часть географической культуры учащихся

Основной целью общего среднего образования является формирование всесторонне образованной и инициативной личности, система взглядов, идейно - нравственные, культурные, этические принципы и нормы поведения, которой складываются в ходе учебно – воспитательного процесса. Реализация этой цели в процессе обучения географии происходит посредством формирования у учащихся определенного уровня географической культуры как необходимого компонента общей культуры человека.
Это означает, в первую очередь, что география, наряду с другими школьными предметами участвует в формировании научного мировоззрения учащихся, политехнических и экологических знаний и умений. Оценивая, в данном контексте, роль географии, следует особо подчеркнуть то обстоятельство, что «география - единственный школьный предмет мировоззренческого характера, формирующий у учащихся комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как о планете людей [31]. К ведущим мировоззренческим идеям, заложенным в курсы школьной географии, относятся: идеи, отражающие проявление основных черт и законов диалектики в географической оболочке и ее частях, идеи, отражающие проявление законов диалектики в экономико-географической действительности, а также идеи, охватывающие проблему «природа и общество» [32]. Говоря о политехническом потенциале школьной географии, необходимо выделить, во-первых, ее синтезирующие функции как единственного школьного предмета, относящегося и к общественному, и к естественному циклам учебных дисциплин, во-вторых, содержание в школьных курсах географии сведений, относящихся к компетенции других областей научных знаний: геологии, астрономии, экономики и др., а в третьих, немаловажно отметить, методологическое значение приобретаемых в ходе изучения географии умений.
В ряду географических умений особое место занимают картографические умения. Это объясняется значением картографических произведений как пространственно - временных моделей окружающей действительности, усилением их роли как средств передачи пространственной информации в современном обществе и связанной с этим востребованностью умений извлекать пространственно - координированную информацию из различных видов геоизображений. В формировании экологических знаний и умений, география наряду с биологией играет ведущую роль, комплексно рассматривая проблему человек - общество - среда» [32].
Персональный вклад географии в общую культуру заключается, как утверждает В.П. Максаковский, в формировании у учащихся географической картины мира, географического мышления, знакомстве с методами и языком географии [33]. Школьная география, создавая представление у учащихся о географической картине мира, участвует тем самым в формировании научной картины мира как философской формы систематизации знаний об объективной реальности, совокупности научных знаний о мире. Под определением "географическая картина мира" понимается "целостный образ мира, имеющий исторически обусловленный характер и закрепляющий основные объекты и соотношения между ними в том виде, в котором они даны современному географическому познанию" [32]. Научная географическая картина мира заложена в основе научных знаний, полученных и проверенных в процессе исследовательской и практической работы в области современной географии. Географическая картина мира отражает представления человека о природе и обществе, его отношение к ним. Она является, несомненно, основополагающим элементом географической культуры человека. Важное место в географической картине мира занимает одна из «стволовых ветвей» географической науки - картография, охватывающая создание, изучение, а также использование картографических произведений. Современная картография, находящаяся на стыке технических, общественных и естественных наук, играет важную роль в формировании научной картины мира, информатизации общества, решении глобальных проблем человечества и в целом служит показателем уровня развития цивилизации. Картография оказывает влияние на многие аспекты жизни современного общества. Карта может выступать, по Е.П. Аржанову [11], как модель для исследования пространственно-временных отношений, средство ускоренной передачи и восприятия информации, основа для решения конкретных задач, средство упорядочения информации, средство сжатия информации, а также средство хранения и носитель информации.

3.1 Усовершенствованная система картографических знаний, умений, навыков и методические приемы ее реализации

В результате проведенного исследования современного состояния
картографической науки, анализа проблемы формирования картографической грамотности учащихся общеобразовательных учреждений, изучения опыта экспериментальной работы в общеобразовательном учреждении, нами были выделены цели и задачи картографической подготовки учащихся общеобразовательных учреждений, в соответствии с которыми была усовершенствована система формирования картографических знаний и умений в школьных курсах географии.
Главной целью картографической подготовки учащихся современных общеобразовательных учреждений является формирование картографической грамотности школьников.
Эта цель реализуется в процессе выполнения основных задач:
- дать знания об особенностях изображения земной поверхности на основных видах геоизображений: глобусе, планах местности, географических картах, аэрофотоснимках, космических снимках;
- обучить умению работать с картографической и аэрокосмической информацией:
- определять направления на планах местности, глобусе и различных видах географических карт (в том числе топографических);
- определять расстояния на планах местности, топографических картах, а также примерную протяженность географических объектов на мелкомасштабных географических картах;
- определять географические координаты объектов, а также объекты по их координатам на географических картах и глобусе;
- определять высоты (глубины) территорий (акваторий) и географических объектов на планах местности и географических картах;
- распознавать географические объекты и явления по условным знакам планов местности и топографических карт, а также способам картографического изображения на средне - и мелкомасштабных географических картах (навыки простого чтения картографических произведений);
- распознавать крупные географические объекты на космических снимках;
- создавать простейшие картографические произведения;
- составлять географические описания территорий, а также особенностей распространения природных и социально - экономических явлений по картографическим источникам;
- составлять географические характеристики природных, социально -экономических и административных районов на основе анализа и сопоставления карт разной тематики;
- устанавливать связи и зависимости между отображаемыми на картах явлениями, обобщать сведения, полученные из картографических источников, на основе анализа содержания карт делать выводы о явлениях, непосредственно на карте не обозначенных (сложное чтение картографических произведений);
- сформировать представление о роли картографии, аэрокосмического зондирования и геоинформатики в изучении природы и управлении хозяйственной деятельностью;
- сформировать у учащихся определенный объем знаний о взаимном расположении, конфигурации и примерных размерах географических объектов на земной поверхности, указанных в списке географической номенклатуры, обязательной для запоминания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Цель нашего исследования достигнута – разработана методика использования картографических инноваций в географическом образовании школьников.
Поставленные задачи выполнены: изучена роль картографической науки в школьном курсе географии, исследована система картографических знаний, умений и навыков в школьном курсе географии, разработана система картографических знаний, умений, навыков и компетенций в школьном курсе географии.
Выдвинутая нами гипотеза доказана: эффективность формирования картографической компетентности повышается в результате непрерывного (с 6 по 11 класс) использования на уроках – практических работ с картой.
В дипломной работе рассмотрен один из важнейших компонентов среднего географического образования - система картографических знаний и умений. В ходе исследования было установлено, что существующая система картографических знаний и умений в курсах географии средней школы не в полной мере отражает современный уровень развития картографической науки и новые цели, стоящие перед общим средним географическим образованием.

Купить за 1550 ₽