Студенческий портал

admin@studynote.ru
/ Регистрация
X
Помощь студенту > Готовые работы > Курсовые работы > Курсовые работы по географии > Формирование картографических навыков на уроках географии
Формирование картографических навыков на уроках географии

Тема курсовой работы: Формирование картографических навыков на уроках географии

750 ₽
Купить за 750 ₽

или

Заказать новую работу

Более 20 способов оплатить! После оплаты вы сразу получаете ссылку на скачивание. Гарантия 3 дня. Исключительно в ознакомительных целях! Все вопросы admin@studynote.ru

Общая информация
Описание работы
Дополнительная информация

(фрагменты работы)

Общая информация
Учебное заведение: Другие города > ДРУГОЕ
Тип работы: Курсовые работы
Категория: География
Год сдачи: 2017
Количество страниц: 21
Оценка: 5
Дата публикации: 08.08.2020
Количество просмотров: 348
Рейтинг работы:
Иллюстрация №1: Формирование картографических навыков на уроках географии (Курсовые работы - География). Иллюстрация №2: Формирование картографических навыков на уроках географии (Курсовые работы - География). Иллюстрация №3: Формирование картографических навыков на уроках географии (Курсовые работы - География).
Описание работы

Приемы и методы по формированию картографической
компетентности, рассмотренные мной и отраженные в данной работе, показывают,
что формирование картографической грамотности является неотъемлемой частью
обучения географии в общеобразовательных учреждениях.

Цель работы
Рассмотреть методы формирования картографических навыков на уроках
географии.

 

Задачи: Для достижения поставленных целей
были выполнены следующие задачи:

·       
была изучена
общая структура картографических знаний и обобщена в виде таблицы  приведенной в 1 главе.

·       
Рассмотрены приемы работы с картографическими пособиями как источником знаний

·       
Изучены различные
п
одходы к формированию картографических понятий в
школьном курсе географии

·       
Рассмотрены методические приемы работы с картами,
обеспечивающими усвоение новых знаний на уроках географии

·       
Рассмотрены методы повторения и проверки знаний у учащихся в процессе различных работ
с картами

 

Объект исследования: Географическое образование в школе

 

Предмет исследования: Формирование картографических навыков в процессе географического
образования

 

Гипотеза: Развитие
картографических навыков способствуют лучшему усвоению географического
материала на уроках географии

 

Дополнительная информация

(фрагменты работы)

1.2 Приемы работы с картографическими пособиями как источником знаний

Используя карту как источник знаний, необходимо решить наиболее важную методическую задачу – научить учащихся ее читать.
Знание карты и умение ее читать – понятия неравнозначные. Умение читать карту складывается из сложной системы взаимосвязанных действий. Однако формирование умений и навыков чтения карты предполагает не только ознакомление со способом действий, но и использование таких специфических приемов чтения карты, как приемы сравнения, наложения, описания географических объектов.
Рассмотрим особенности каждого приема на примерах.
Любому виду использования карты должно предшествовать знакомство с ней, сначала общее, а затем и углубленное. Один из приемов чтения карты предполагает, прежде всего, ознакомление учеников с общими требованиями пользования картой как источником знаний. Для того чтобы ученики овладели этим приемом, их необходимо ознакомить с составом следующих действий:
1. Прочитай название карты.
2. Ознакомься с легендой карты.
3. Найди, обозначенные в легенде объекты и явления на карте.
4. По картографической сетке уясни, в каких показателях дана оцифровка градусной сети.
5. Ознакомься с масштабом карты. Определи степень уменьшения.
6. Выясни, есть ли дополнительные материалы, включенные в содержание карты (графики, диаграммы).
7. Читай текст учебника, карты атласа, находи выделенные в тексте учебников названия географических объектов на карте, сопоставляй с изображением этих объектов на схемах, рисунках, данными справочного материала.
Один из важнейших приемов чтения карты – составление описаний географических объектов и явлений.
Этот прием способствует формированию как общих, так и единичных понятий. Важно при описании географических объектов и явлений пользоваться типовым планом их характеристики. Приступая к работе, ученики должны уяснить какую информацию они должны извлечь из ее содержания.
Например, при описании гор используется такой план:
1. В какой части материка расположены горы?
2. В каком направлении вытянуты горы?
3. Какова их протяженность?
4. Какова наибольшая высота?
5. Где расположены наивысшие точки гор?
6. В чем особенности горных хребтов?
7. К какому типу гор они относятся?
Учитель указывает на источник информации. Направляя деятельность учеников, в ходе беседы выясняет:
1. Какими данными карты ты воспользуешься, чтобы определить: место расположения и направления гор, их протяженность и высоту.
2. По каким признакам на карте можно определить время их образования?
Система заданий по описанию географических объектов усложняется по мере изучения географического материала от класса к классу, включая:
- описание отдельных объектов,
- описание отдельных территорий
- комплексное описание ПТК
- экономико-географические характеристики отраслей народного хозяйства и ТПК.

2.1 Подходы к формированию картографических понятий в школьном курсе географии

Из всех картографических произведений, географические карты являются больше всего распространенной и используемой моделью Земли. Одной из основных задач работы с географическими картами является формирования знаний и умений, выявления закономерностей размещения и взаимосвязи явлений. Изучение средств и приемов картографического метода исследования и методических особенностей его применения в процессе изучения географии является одним из актуальных моментов организации школьного географического образования.
Один из ведущих эконом-географов Н. Н. Баранский, назвал карту "вторым языком географии" [1]. Географическая карта является моделью, которая замещает ученику объект изучения - земной шар. При этом следует знать, что эта модель хранит исследуемые особенности явлений процессов с одной стороны, а с другой воссоздает наглядность. К.А.Салищев считал, что "географические карты принадлежат к пространственно - знаковым моделям, то есть базируются на языке знаков и дают пространственное воображение отображенных явлений. В картах воплощены характерные черты моделей вообще: изобретательный подход и обобщение... Важно не только иметь хорошую карту, но и уметь работать с ней, беря от нее все, что она может дать".
Исходя из заданий современной школьной программы по географии, следует отметить, что географическая карта решает, по меньшей мере, две главных и тесно взаимозависимых задачи, а именно - способствовать изучению физической и экономической географии и формировать у учеников картографические умения и навыки. Умение работать с географической картой приходит с овладением приемами и способами работы с ней, которые являются составляющими картографического метода исследования.
Цель нашей работы заключается в исследовании методических особенностей формирования навыков и умений относительно использования приемов картографического метода исследования на уроках географии.
Соответственно программы школьного курса географии первый опыт практической работы с географическими картами, на базе сформированных картографических понятий ученики приобретают в шестом классе при изучении раздела "Земля на плане и карте". Впервые формируются такие понятия как масштаб, географические и прямоугольные координаты, условные знаки, углы направления и др.
Изучая топографическую карту, они учатся ориентироваться на местности, двигаться по азимуту, пользоваться планом местности, определять географические и прямоугольные координаты, измерять расстояние на местности. Но для того, чтобы сформировать эти навыки, на наш взгляд надо на уроках географии широко применять разные нетрадиционные подходы к изучению топографической карты, учитывая возраст детей.

Купить за 750 ₽