или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Другие города > ДРУГОЕ |
Тип работы: | Курсовые работы |
Категория: | Культурология |
Год сдачи: | 2012 |
Количество страниц: | 52 |
Оценка: | 90 |
Дата публикации: | 20.05.2014 |
Количество просмотров: | 679 |
Рейтинг работы: |
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2
РАЗДЕЛ 1. Космизм как феномен в мировой культуре: исторический подход
1.1 Мифологические истоки косизма. Эзотерический космизм………………..
1.2 Космическое сознание от Античности к Новому времени……………….
РАЗДЕЛ 2. Концептуальные представление о космизме в западной и русской культуре……………………………………………………………………………
2.1 Особенности космизма в западной философии…………………………….
2.2 Основные течения в философии «русского космизма». Культороло-гическая ценность работ Л.Н. Гумилёва …………………………………………
2.3 Компаративистский анализ русского и западного космизма……………
Выводы ………………………………………………………………………..
Список использованой литературы…………………………………………….
(фрагменты работы)
Актуальность исследования связана рядом факторов.
Первый фактор связан, прежде всего, с тем, что человечество в поисках выхода из духовного кризиса обращается к идеям антропокосмизма, поэтому идеи русского космизма и космизм как феномен мировой культуры получают широкое распространение.
Во-вторых, исследование мирового космизма дает возможность с позиций современной эволюционно-синергетической парадигмы по-новому подойти к исследованию человека, его связи с окружающим миром, смыслом и предназначением его существования.
В-третьих, в русском космизме достаточно отчетливо осознавались не только зависимость от космоса, но и обратное влияние человека на окружающий мир, обосновывались принципы нового отношения человека к природе; неявно, но довольно отчетливо звучала идея возможного экологического кризиса, свидетелями которого мы являемся.
Четвертым фактором является то, что, философские взгляды Н.Ф. Фёдорова, П.А. Флоренского, В.С. Соловьёва и Л.Н. Гумилёва выступают как интуитивные прозрения, ставшие основой современной научной картины мира, работы данных авторов представляют особую ценность для развития культурологической мысли.
Важно отметить то, что космические идеи уходят к глубокой древности, претворяясь в различных умозрительных построениях космологической культуры. Культурно-исторические корни космизма обнаруживаются в мифологическом сознании, в истоках мировых религий, в философских идеях древневосточных и античных мыслителей. Космизм как мировосприятие, мироощущение имеет довольно длительную традицию, находит отражение в концептуальных построениях разных эпох. Интенсивное развитие получают космистские идеи в философских концепциях западных мыслителей XVIII-XIX столетий — Вико, Руссо, Гердера, Шеллинга, Гегеля и др. Образцом традиции космизма в мировой культуре выступает русский космизм.
Необходимо отметить, что феномен космизма в мировой культуре не ограничивается только «научно-философской» мыслью, как принято считать, а имеет многоуровневую структуру. Наиболее глубинный уровень – коллективное бессознательное в человеческой психике, где космизм проявляется в форме архетипа «космического человека», переживания единства с космосом (не только физическим, но и трансцендентным). Следующий уровень – трансляция этого архетипа в сферу универсалий культуры, из которой он проецируется на третий уровень – различных социокультурных феноменов: религию, науку, искусство, литературу и, наконец, в обыденное сознание разных стран и народов. Смыслы феномена космизма вариабельны и во многом зависят от контекста разных исторических эпох. Например, идея выхода человека в космос («покорение космоса») не могла возникнуть в культуре цивилизаций традиционного типа, а порождена культурой техногенной цивилизации. В современной же культуре эта идея подвергается сомнению или даже отрицанию.
Особо нужно подчеркнуть тот факт, что идея связи человека и космоса в мировой культуре на протяжении веков была одной из центральных для мировоззренческо-философских размышлений, поэтому обращение к этим идеям носят особую актуальность и для формирования современных культурологических направлений . Ее рассматривали почти все выдающиеся мыслители: мудрецы Востока, а на Западе – Платон и Демокрит-Эпикур, Дж. Бруно, Лейбниц, Уайтхед, Тейяр де Шарден. Концепции этих (и многих других) мыслителей несут в себе глубочайшие космические смыслы. Но их не принято относить к космизму, даже несмотря на то, что некоторых из них К. Э. Циолковский называл своими предшественниками. Напротив, философские концепции ряда русских мыслителей рубежа XIX-XX веков уже в наши дни стали обозначать термином «космизм» (хотя ни сам В. С. Соловьев, ни его последователи себя космистами не называли). Причина этого определяется социокультурными факторами нашего времени (выход человечества в космос, возрождение русской религиозной философии, поиски путей выживания цивилизации в условиях, приближающейся глобальной катастрофы)......
Целью нашей работы является сравнительный анализ идей западного космизма и концепции русского космизма.
В соответствии с целью, необходимо решить следующие задачи:
Структура исследования определяется поставленными задачами. Работа состоит из введения, четырёх разделов, разделенных на пункты, заключения, списка литературы. Список литературы состоит из … источников.
Похожие работы
Работы автора