Студенческий портал

admin@studynote.ru
/ Регистрация
X
Все > Курсовые работы > Курсовые работы по менеджменту > Программно-целевой метод в государственном управлении
Программно-целевой метод в государственном управлении

Тема курсовой работы: Программно-целевой метод в государственном управлении

690 ₽
Купить за 690 ₽

или

Заказать новую работу

Более 20 способов оплатить! Сразу получаете ссылку на скачивание. Гарантия 3 дня. Исключительно для ознакомления!

Общая информация
Описание работы
Дополнительная информация

(фрагменты работы)

Общая информация
Учебное заведение: Вузы города Самара > Самарский институт бизнеса и управления
Тип работы: Курсовые работы
Категория: Менеджмент
Год сдачи: 2014
Количество страниц: 37
Оценка: 5
Дата публикации: 15.04.2015
Количество просмотров: 973
Рейтинг работы:
Описание работы

Содержание
 


Введение…………………………………………………………………….3


Глава 1 Методологические основы применения программно-целевого планирования в государственном управлении………………………………….6


1.1 Понятие программно-целевого планирования……………………….6


1.2 Структура программно-целевого планирования……………………12


Глава 2 Практическое применение Федеральных целевых программ...17


2.1 Существующие целевые программы в Российской Федерации…...17


2.2 Преимущества и современные проблемы использования программно-целевого подхода в региональной политике…………………….20


2.3 Практика разработки, финансирования и реализации целевых программ в Пензенской области………………………………………………..23


2.4 Результаты реализации целевой программы Пензенской области...28


Заключение………………………………………………………………..33


Список использованных источников и литературы……………………36


 

Дополнительная информация

(фрагменты работы)

Введение
 


В настоящее время постоянно расширяется практика регионального программирования. Ряд субъектов Российской Федерации осуществляют эту работу в рамках федеральных целевых программ. Таким образом, разработка стратегии социально-экономического развития региона на основе программно-целевых методов управления в условиях трансформируемой экономики России становится одним из основных инструментов государственного регулирования социально-экономических процессов на региональном уровне, а следовательно, требует дальнейшей разработки теоретических аспектов и методических основ регионального программирования, их адаптации к современным условиям и задачам социально-экономического развития.


Недостаточная теоретическая и методическая разработанность вопросов воздействия федеральных программ на развитие регионов образования контексте управления развитием регионов, актуальность и возрастающая практическая значимость предопределили выбор темы данной работы.


Изучение теории и практики формирования и функционирования управления территорией в условиях рыночной экономики, в рамках которых рассматриваются и вопросы развития регионов, в нашей стране началось совсем недавно, с началом в 90-х годах реформ в России. Активную работу в области теории региональной экономики и местного самоуправления ведут Ю.П. Алексеев, С.С. Артоболевский, И.Д. Афанасьенко, С.Н. Бобылев, О.И.Боткин, В.Ю. Будавей, С.Д. Валентей, А.Г. Гранберг, Б.М. Жихаревич, О.А. Романова, В.Ф. Уколов, А.Н. Швецов, С.С. Шишов, Р.И. Шнипер и др.


Обобщение опыта исследований рассматриваемой в курсовой работе показало, что вопросы теории, методологии и практики оценки воздействия программ на развитие регионов еще не получили исчерпывающей научной интерпретации.


Объектом исследования в курсовой работе являются методы государственного регулирования развития регионов.


Предмет исследования в данной работе – Федеральные целевые программы, способствующие развитию регионов.


Целью работы является изучение программно-целевых методов государственного регулирования развития регионов и анализ их действенности.


Исходя из указанной цели, можно выделить частные задачи, поставленные в курсовой работе:


1. определить понятие программно-целевого планирования


2. раскрыть структуру программно-целевого планирования


3. осветить существующие целевые программы в Российской Федерации


4. подробно исследовать Долгосрочную целевую Программу "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Пензенской области на 2009-2014 годы", основанную на Федеральном законе Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»...............


Глава 1 Методологические основы применения программно-целевого планирования в государственном управлении


 


1.1 Понятие программно-целевого планирования


 


Программно–целевое планирование — один из видов планирования и управления, в основе которого лежит ориентация деятельности на достижение поставленных целей. Программно-целевое планирование построено по логической схеме "цели—пути—способы—средства". При программном управлении во главу угла ставится не сложившаяся организационная структура, а управление элементами программы, программными действиями. [8;203]


В общем случае программно-целевые методы планирования и управления – это методы, при которых цели плана увязываются с ресурсами при помощи программ. Данные методы представляют собой применение системного подхода к решению стратегически важной задачи и заключаются:



  • в определении всех компонентов проблемы и их взаимосвязей;

  • в определении системы целей, достижение которых позволит обеспечить решение проблемы;

  • в создании механизмов распределения ресурсов;

  • в создании организационных систем управления реализацией программы;

  • в разработке, реализации и контроле эффективности всего комплекса мероприятий, направленных на решение проблемы участниками системы. [14;82]


Таким образом, основными особенностями программно-целевого подхода являются системность, направленность на достижение конкретной цели или системы целей, последовательность и организационная обособленность целевых программ.


Основными компонентами программно-целевого метода являются:



  • комплекс мероприятий, направленных на решение поставленной задачи;

  • организационная система управления программой;

  • система распределения/стимулирования привлечения ресурсов;

  • система контроля реализации программы и оценки ее эффективности;

  • законодательная и нормативная базы программы.


Функции и задачи, решаемые с помощью программно-целевого подхода:



  • задание вектора развития системы на основе анализа существующих взаимосвязей компонентов системы, тенденций их изменения и потенциала системы. Определение целевого состояния системы;

  • координация развития различных подсистем (например, экономической, социальной, научно-технической, экологической), в целях достижения мультипликативного эффекта;

  • создание основы для принятия управленческих решений всеми субъектами системы (в случае региональной экономической системы: органы исполнительной и муниципальной власти, ведомства, частный бизнес, население);

  • балансировка интересов участников системы. [9;103]


Наилучшие результаты программно-целевые методы дают при одновременном применении с методами макроэкономического и регионального прогнозирования, а также индикативного планирования. Эта связь определяется необходимостью создания и отслеживания системы показателей эффективности управления реализацией целевых программ.


Особенность программно-целевого подхода заключается в том, что он позволяет решать сложные задачи, стоящие на стыке ведомственных и отраслевых компетенций, полномочий и зон ответственности хозяйствующих субъектов, органов исполнительной и муниципальной власти, за счет координации общих усилий для решения проблемы. Следовательно, должны существовать организационные механизмы таких стыковок.


Таким образом, ключевой особенностью программного управления является то, что решаемые при помощи ПЦМ задачи не могут быть решены при использовании стандартных «рутинных» управленческих процедур органов власти, муниципального управления и коммерческих структур, а также в рамках действий исключительно одной из сторон процесса. Следовательно, одним из основных признаков программно-целевого подхода является его комплексность и наличие соответствующих организационных форм реализации программ.


Применение программного подхода к решению оперативных задач управления не является целесообразным, поскольку программный подход является более сложным и затратным с организационной точки зрения, и его использование будет оправданным только при возможности достижения заметного и существенного мультипликативного эффекта.


Примерами комплексных задач социально-экономического развития, для которых наиболее часто и успешно применяется программно-целевой подход, являются:


1)            выравнивание уровня социально-экономического развития регионов;


2)            повышение равномерности распределения производительных сил;


3)            создание новых капиталоемких отраслей промышленности, имеющих стратегическую значимость для государства;


4)            создание кластеров, ОЭЗ, территориально-производственных комплексов;


5)            эффективная организация бюджетной системы;


6)            повышение уровня научно-технического развития;


7)            создание и капитальная реконструкция инженерной и транспортной инфраструктуры;


8)            воспроизводство ресурсов с длительным инвестиционным циклом.


Основными предпосылками применения программно-целевых методов планирования и управления на государственном уровне выступают:


1)Большая площадь территории, ее географическая неоднородность и административная раздробленность.


2) Наличие неоднородностей и диспропорций в:



  • пространственном распределении факторов производства;

  • социально-экономическом уровне развития регионов;

  • отраслевой структуре экономики;

  • структуре внешнего торгового баланса;

  • уровне жизни различных слоев населения (индекс Джинни);

  • этническом и религиозном составе населения.


3)Наличие устойчивых негативных тенденций:



  • снижение численности населения;

  • высокий износ и устаревание основных средств;

  • отток природных, финансовых и интеллектуальных ресурсов за рубеж;

  • рост коррупции и преступности.


4)Отставание от развитых стран по ключевым факторам, определяющим производительность труда:



  • уровню научно-технического развития;

  • энергоемкости экономики;

  • качеству трудовых ресурсов (здоровье и образование населения).


Попытки использовать программно-целевой подход в отечественном территориальном планировании имели место еще в 20-30 годы. [4;198]


В 60-80-е годы целевые комплексные программы получили широкое распространение как важнейшие составные части государственных перспективных планов экономического и социального развития. В их составе выделялись научно-технические, экономические, социальные, региональные, экологические программы, а также программы развития отдельных территориально-производственных комплексов. Исходную базу для программных разработок в этот период составляли такие крупномасштабные предплановые обоснования, как Комплексная программа научно-технического прогресса СССР и его социально-экономических последствий на прогнозный период до 20 лет и Генеральная схема развития и размещения производительных сил СССР на прогнозный период до 15 лет с более детальной проработкой прогнозных показателей на ближайшее пятилетие. Эти документы разрабатывались как в целом по стране, так и по отдельным отраслям народного хозяйства, отраслям промышленности, сельского хозяйства, транспорта, по союзным и автономным республикам, автономным областям и округам, краям, областям и городам общесоюзного значения, территориально-производственным комплексам. Систематически пересматривалась также Генеральная схема расселения СССР, в которой учитывалась периодическая корректировка прогнозных показателей развития научно-технического, экономического и социального потенциалов страны в результате выполнения годовых и пятилетних планов народнохозяйственного, отраслевого и территориального планирования.


Предпосылками ко все более широкому использованию программно-целевого метода при этом являлись: постоянно углубляющиеся процессы специализации производства, все большая дифференциация видов деятельности, требовавшая развития соответствующих методов интеграции для решения проблем межотраслевого, комплексного характера; ведомственная разобщенность, усилившаяся в связи с возвратом в середине 60-х годов к отраслевому принципу управления, которая, однако, не обеспечивала решения комплексных проблем (проблемы регионального развития, как правило, отличаются комплексным характером). Все это способствовало тому, что уже в недрах планово-административной системы возникла объективная потребность использования интеграционных методов планирования и управления. [6;54]..................

Купить за 690 ₽