или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Учебные заведения Санкт-Петербурга(Питера) > Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена (РГПУ) > Факультет музыки |
Тип работы: | Курсовые работы |
Категория: | Педагогика |
Год сдачи: | 2019 |
Количество страниц: | 24 |
Оценка: | ? |
Дата публикации: | 01.02.2022 |
Количество просмотров: | 317 |
Рейтинг работы: |
История становления и развития отечественной музыкальной педагогики охватывает множество столетий. От древнейших времён до настоящего времени продолжается непрерывный процесс эволюции музыкальной практики и мысли, неотрывно связанный с историческим, социальным и культурным уровнем.
Одним из наиболее продолжительных периодов развития русской музыкальной педагогики является временной промежуток с начала X до середины XVII веков. Этот этап явился переходным между архаичными традициями языческой обрядовой культуры и появлением под западноевропейским влиянием светского музицирования во второй половине XVII века.
Основополагающее значение для становления отечественного музыкального образования указанного выше периода имело обращение русского народа к христианскому учению. С принятием христианства в отечественном музыкальном образовании произошло обособление двух основных направлений, одно из которых стало развиваться в русле педагогических воззрений православия, что дало основание определить его как «музыкальное образование православной ориентации». Для Руси это направление являлось принципиально новым. Оно опиралось на византийские православные традиции и было сориентировано на музыкальное начало в русской православной службе.
Актуальность исследования: Интерес отечественных
педагогов-музыкантов к истории музыкального образования прослеживается ещё со второй половины XIX столетия. Именно тогда впервые, наряду с разработками национальных путей развития музыкальной культуры исследователями был поставлен вопрос об изучении национальных традиций в сфере музыкального образования. Однако на многие годы в исследованиях прослеживалось чёткое разделение на изучение профессионального музыкального образования, которое осуществлялось с искусствоведческой точки зрения, и образования общего, рассматриваемого в контексте педагогики и социокультурной сферы. Такая позиция сохраняется и в наши дни. Подобное разделение затрудняет формирование целостного представления о развитии музыкального образования в определённый исторический период.
Степень изученности. Изучение истории музыкального образования почти всегда осуществлялось с точки зрения музыканта, владеющего категориями светского профессионального искусства, вне зависимости от того, было ориентированно музыкальное образование выбранного периода на светскую профессиональную музыку, или же религиозно-духовную музыку, или музыку народ¬ную. До середины 90х годов ХХ века историко-педагогических исследований, в которых специаль¬но рассматривалось бы музыкальное образование народной или религиозной ориентации вообще практически не существовало. Уже в 2000-х годах наиболее подробно данный вопрос был рассмотрен Е. В. Николаевой в её диссертации «Музыкальное образование в России: историко-теоретический и педагогический аспекты» и в учебном пособии «История музыкального образования. Древняя Русь. Конец X - середина XVII столетия».
Объектом исследования было выбрано музыкальное образование в Древней Руси. Предметом исследования – музыкальное образование в Древней Руси православной ориентации.
Цель исследования: Рассмотреть музыкальное образование православной направленности в Древней Руси с точки зрения комплексного подхода.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• Выявить особенности социально-культурного контекста выбранного периода;
• Проанализировать основные аспекты, отличающие музыкальную педагогику данного направления от других;
• Рассмотреть эволюцию музыкальной педагогики православной ориентации.
Структура данной работы включает в себя введение, две главы, заключение и список литературы, состоящий из 13 наименований.
(фрагменты работы)
Изучение и анализ музыкального образования Древней Руси выбранного периода бессмысленны без рассмотрения общего культурно-социального контекста. Необходимо прояснить, на какой базе происходило развитие русской музыкальной педагогики в конце X века, что стояло у её истоков? Конечно, речь идёт о распространении христианской традиции на Руси.
Взаимодействие древнерусского и греко-византийского мира, по сути, никогда не прекращалось, лишь усиливалось или ослабевало в определенные исторические периоды. Поэтому торговые отношения с Грецией облегчали для Руси знакомство с Христовою верою. Раньше славян стали обращаться в христианство Варяжские купцы и дружинники, так как бывали в Царьграде чаще. Они также приносили на Русь новые учения. В княжение Игоря в Киеве была уже христианская церковь св. Илии, а жена князя святая княгиня Ольга также была христианкой. Словом, христианская вера стала хорошо знакома киевлянам еще при первых варяжских князьях.
В 998 году, после крещения киевлян князем Владимиром, христианство стало распространяться по всей Руси. Из повиновения власти, а также будучи относительно знакомы с ним раньше, славянские и подчиненные им инородческие племена принимали христианство по большей части без сопротивления. Конечно, победа православия над язычеством досталась не без борьбы; но известий об этой борьбе до нас дошло довольно мало: только относительно распространения христианства в северных землях – в Ростове, Муроме и Новгороде. Особенно способствовало успешному вхождению нового учения в жизнь славян то обстоятельство, что оно распространялось мирными средствами и на родном славянском языке. Для этого новая Русская церковь с самого же начала явилась в России церковью национальной и воспользовалась всем, что греческая миссия успела выработать для просвещения славян еще раньше в других славянских странах, - славянской Библией, славянским богослужением, славянскими пастырями и учителями.
Что именно было принято Русской Православной Церковью из византийских традиций богослужения, в частности, музыкальных? Согласно проведенному А. Никольским исследованию, вместе с христианским вероучением новообращенная Русь получила:
- готовый, установившийся текстовый материал на все службы годового круга в переводе на славянский язык. К этому времени (конец X века) эту работу уже успели совершить балканские славяне.
- готовые осьмогласные напевы православного Востока, имевшиеся в крюковом изложении в богослужебных нотных книгах.
- установленные на Востоке способы и виды церковного пения, сольного и хорового.
- строго вокальный характер пения и его чисто мелодическую природу, отрицающую стремления к аккордовым гармоническим созвучиям.
- святоотеческие взгляды на задачи церковного пения.
Похожие работы