или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Другие города > ДРУГОЕ |
Тип работы: | Курсовые работы |
Категория: | Педагогика |
Год сдачи: | 2018 |
Количество страниц: | 23 |
Оценка: | 4 |
Дата публикации: | 07.07.2023 |
Количество просмотров: | 73 |
Рейтинг работы: |
СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 2
ЧАСТЬ I 5
ПРОБЛЕМА ПОКАЯНИЯ В «ПРЕСТУПЛЕНИИ И НАКАЗАНИИ» 5
Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО 5
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 12
ЧАСТЬ II 13
ПРОБЛЕМА ПОКАЯНИЯ В РОМАНЕ И. А. ГОНЧАРОВА «ОБРЫВ» 13
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 23
Среди множества этических норм «совесть» и «покаяние» являются важными составляющими духовной жизни человека. Они связаны с такими сопутствующими понятиями, как раскаяние, вина, грех, наказание и др. Особенно глубокое осмысление эти слова получили с точки зрения христианства, которое понимает «совесть» как выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль и самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, а «покаяние» как глубокое раскаяние в своих грехах.
Покаяние в русской культуре приобретает мировоззренческий статус, который помогает внутреннему личностному развитию, который показывает духовную культуру русского народа, способного на чувство вины, терпения и христианского смирения. Покаяние является самобытной чертой русского человека, предрасположенного к чувству абсолютной правды и справедливости, неотделимого от православной веры.
Понятия «совесть» и «покаяние» в русской литературе неразрывны между собой. Очень часто покаяние становится единственным для героя способом избавиться от «мук совести», которые наступают после совершения неправильного выбора, поступка, действия. Покаяние помогает признать совершенную ошибку и смягчить наказание, помочь очистить душу и дать ей заново возродиться.
Актуальность темы заключается в недостаточной разработанности в школьном литературоведении проблемы совести и покаяния в прозе Ф. М. Достоевского и И. А. Гончарова, с которой сталкиваются педагоги и учащиеся при освоении творчества этих писателей.
Цель работы – выявить и проанализировать мотивы совести и покаяния в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» и в романе И. А. Гончарова «Обрыв».
Данная курсовая работа состоит из двух частей, введения, заключения и списка литературы.
В первой части на примере образов Родиона Раскольникова, Сони Мармеладовой и Свидригайлова (роман «Преступление и наказание») проанализированы мотивы совести и покаяния.
Во второй главе на примере главных героев (роман «Обрыв») проанализированы мотивы совести и покаяния.
В заключении содержатся основные выводы по всей работе.
Заключение
На основании проделанной работы можно подвести итоги. В данной курсовой работе решены все поставленные задачи, также мы добились нашей цели. В работе были раскрыты понятия «совесть» и «раскаяние», через призму проблемы «покаяние» проанализированы произведения Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и И.А. Гончарова «Обрыв».
Тема греха и покаяния проходит через творчество многих русских писателей. Достаточно вспомнить такие произведения, как «Очарованный странник» Н.С. Лескова, «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова, «Борис Годунов» А.С. Пушкина и многие другие. Эти произведение оказали огромное влияние на воспитание в человеке нравственного чувства. Возмездие за совершенные деяния неотвратимо приходит к преступникам в разных формах: страшных видениях, снах, болезнях, гибели. Чувство стыда способно возродить человека к новой свободной от мучений жизни. Но часто это чувство приходит к героям слишком поздно.
Итак, можно сделать вывод, что тема покаяния является одной из актуальных, начиная с древнерусской литературы и заканчивая писателями XX века. И каждый из них хотел на примере своего героя показать, что раскаяние не может снять полностью вину и наказание с героя, если он продолжает поступать так же и не делает усилия над собой.
Материалы, которые были использованы для написания данной работы, могут быть применены на уроках словесности в школе, а также могут послужить основой для написания дипломной работы.
С учетом поставленных задач нами изучена научная и методическая литература, в которой рассматриваются философские и морально-этические проблемы в романах Ф. М. Достоевского и И. А. Гончарова; определены евангельское звучание этих проблем в романах и проанализировать их; проанализированы наиболее значимые эпизоды произведений в контексте интересующих нас проблем. Цель можно считать достигнутой, задачи решенными.
(фрагменты работы)
ПРОБЛЕМА ПОКАЯНИЯ В «ПРЕСТУПЛЕНИИ И НАКАЗАНИИ»
Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО
Ф. М. Достоевский – великий русский писатель, психолог, сострадающий бедным и угнетённым, человек, обличающий в своих произведениях ложь и лицемерие. Достоевский всегда стоял особняком в русской литературе, оставался во многом непонятым и неоценённым. Современники Достоевского не рассматривали его произведения с философской точки зрения. Его творчество было направленно на человеческую свободу, проблему выбора и общественную жизнь той эпохи, которая породила новый тип людей. Его произведения раскрывали весь национальный характер и самосознание русского народа. Очень точно о нем говорил Н. А. Бердяев: «Достоевский был не только великий художник, он был также великий мыслитель и великий духовидец ...» [4,с.1].
Ф. М. Достоевский был очень религиозным человеком. На протяжении всей своей жизни Федор Михайлович считал русский народ истинно православным, он верил в его гуманность, стойкость и веротерпимость. Он рос в семье, где с Евангелием знакомились еще с детства, как и старец Зосима, он учился читать по книге «Сто четыре Священные Истории Ветхого и Нового Завета». Многие детские воспоминания о знакомстве с Писанием он позже перенесет на страницы «Братьев Карамазовых», «Подростка» и других романов. Пребывая на каторге, писатель четыре года читал Библию, подаренную ему в Омском остроге женами декабристов. По этой же Книге он выучил грамоте некоторых каторжан. Особенно остро его интересовала тема греха и покаяния. В романе «Преступление и наказание» писатель исследует нарушение религиозных правил, которое отдаляет главного героя от Бога и других людей из-за его взглядов, тот грех, который носит «идеологический» характер.
«Преступление и наказание» – это произведение, посвященное тому, как долго и трудно шла через множество страданий и ошибок человеческая душа к постижению истины. Для Достоевского характерна «заинтересованность судьбой человека в момент, когда он восстал против объективного миропорядка, оторвался от природы, от органических корней и объявил своеволие» [4,с.7]. Таким образом, понятие греха у писателя связано с понятием своеволия, а своеволие рассматривается как бунт, восстание против Бога, против истин Христа. Этот бунт приводит к страшному духовному опустошению, к омертвлению души. Возвращение к своей человеческой сущности, по Достоевскому, возможно лишь раскаявшись в этом духовном преступлении, то есть через покаяние.
ПРОБЛЕМА ПОКАЯНИЯ В РОМАНЕ И. А. ГОНЧАРОВА «ОБРЫВ»
«Обрыв» - последний роман И.А. Гончарова, который писатель создавал на протяжении более двадцати лет. Он задумал его в 1849 году, а в свет первые главы вышли лишь в 1869-ом.
Это произведение перевернуло все представления современников о гончаровском романе, так как они уже были знакомы с романами «Обломов» и «Обыкновенная история».
Роман не случайно получил свое название, почти каждый герой произведения находит свой собственный «обрыв», с которого срывается в пропасть. В романе прослеживается тема покаяния Веры, Татьяны Марковны, Марка Волхова, Бориса Райского.
Борис Райский, столичный житель, богатый дворянин, молодой художник. В поисках источника вдохновения он приезжает в свое родовой имение на Волгу. Там он действительно находит настоящую жизнь, полную внутреннего горения. Его привлекают и по-детски милая Марфенька, и загадочная, мятежная Вера, и даже бабушка, сохранившая способность к сильным переживаниям и несгибаемую волю. В начале романа Борису тридцать пять лет, но он еще не нашел ответы на главные вопросы жизни. Ему страстно хочется жить, но он не может быть естественным, не может удовлетвориться обычным, природным, не способен на всепоглощающую жертвенную любовь. Осознание собственной ограниченности приводит Райского к покаянию. Это и есть его «обрыв».
Похожие работы
Работы автора