или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Другие города > ДРУГОЕ |
Тип работы: | Курсовые работы |
Категория: | Право и юриспруденция, Уголовное право |
Год сдачи: | 2011 |
Количество страниц: | 27 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 13.05.2015 |
Количество просмотров: | 369 |
Рейтинг работы: |
Введение 3
1 Понятие, основные черты и значение причинной связи в уголовном праве 5
2 Теории причинной связи в уголовном праве 12
2.1 Причинность как философская категория 12
2.2 Причинность в теории уголовного права 13
2.3 Причинная связь в зависимости от состава преступления 18
2.4 Привходящие силы 20
3 Множественность причин 22
Заключение 25
Список использованных источников и литературы 26
(фрагменты работы)
2 Теории причинной связи в уголовном праве
Если требование о наличии причинной связи между действием (бездействием) лица и вредными последствиями давно признано в уголовно-правовой теории, следственной и судебной практике, то вопрос о характере этой связи спорен. Ведь причинная связь может быть различной длительности, состоять не из одного, а из многих звеньев, дополняться привходящими обстоятельствами и т.д. Поэтому вопрос, всякая ли причинная связь достаточна для уголовной ответственности или только некоторые ее разновидности, был и остается дискуссионным как в теории права, так и на практике.
2.1 Причинность как философская категория
Учение о причинно-следственной связи изначально разрабатывалось в философии, это базовая наука для данной категории. Проблема причинности в современной науке имеет глубокое и неисчерпаемое философское содержание. Одно из первых определений причинной связи было дано еще философом Демокритом, жившим примерно в V веке до н. э. и понимавшим под причинной связью естественную необходимость, т.е. необходимую природную зависимость того или иного явления или вещи от предшествующего ему (ей) во времени другого явления или вещи. Он характеризовал причинность, как универсальную категорию, полагая, что абсолютно для всего существующего в мире имеются свои причины, и нет ничего беспричинного, т.е. случайного. Случайность же является незнанием истинной причины, т. е. недостатком нашего познания, а не существенной характеристикой самой реальности[3]. Именно на взглядах Милля были основаны первые теории о причинной связи.
Все философские взгляды относительно причинной связи можно разделить на взгляды философов-идеалистов и философов-материалистов, между которыми идет борьба в понимании поставленного вопроса. Так, идеалистическая философия считает причинность не реально существующей связью между явлениями объективной действительности. По мнению таких философов, причинная связь – это лишь воображаемая связь, порожденная человеческим сознанием. Идеалистическая концепция причинности, не может быть по своей сути состоятельной изначально, т.к. причина, производящая то или иное явление материального мира, находится в этом же материальном мире, т.е. существует объективно, любое материальное событие или процесс могут быть определены другими материальными процессами и только ими, что не зависит от человеческого сознания. С мнением философов-идеалистов не согласны философы-материалисты, рассматривавшие причинную связь как объективно существующую, как одну из форм всеобщего взаимодействия природы и общества, не зависящую от человеческого сознания. В связи с чем, причинная связь может быть познана человеком. В современное время в уголовном праве точка зрения материалистической философии на причинную связь между деянием лица и наступившими в результате этого вредными последствиями является общепризнанной и распространенной, в соответствии с чем важным признаком причинной связи признается объективный характер.
Несмотря на разные взгляды философов по вопросу причинной связи, все они солидарны в том, что любая причина порождает определенное следствие, и ничто не может возникнуть из ничего или перейти в ничто, ничто не происходит незакономерным, произвольным образом, т.е. каждое следствие имеет своим основанием причину как активно действующий фактор и совокупность всех необходимых и достаточных условий. Поэтому они считают причинную связь фундаментальным явлением действительности, т.к. все в окружающем нас мире взаимосвязано, взаимозависимо и взаимообусловлено, а основой этой связи служит причинность, специфика которой состоит в порождении новых явлений. Данные философские положения относительно причинной связи должны быть перенесены и в область уголовного права, т.к. изменение понятия причинности для какой-либо науки вообще означало бы не только субъективный подход к ней, но и прежде всего отход от одного из основных положений материализма – единства объективной закономерности природы и общества.
[1] Асмус В. Ф., История античной философии. М., 1965. С.100
[2] Векленко В. В., Объективная сторона преступления. Лекция. Омск, 2008. С.21
[3] Милль Дж., Система логики силлогистической и индуктивной. М., 2011. С.397
Похожие работы
Работы автора