или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Другие города > ДРУГОЕ |
Тип работы: | Курсовые работы |
Категория: | Психология |
Год сдачи: | 2013 |
Количество страниц: | 39 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 30.06.2014 |
Количество просмотров: | 707 |
Рейтинг работы: |
СОДЕРЖАНИЕ Введение …………………………………………………………………………..3 Глава I. Теоретические основы изучения проблем самооценки подростка в психологии 1.1. Изучение самосознания в зарубежной и отечественной психологии………………………………………… 6 1.2. Самооценка как предмет самосознания в психологии………………………………..……………….…… 12 1.3. Особенности развития самосознания детей подросткового возраста………………………………………………………….… 18 Выводы по главе 1………………………….……………………...25 Глава II. Эмпирическое исследование самооценки детей подросткового возраста 3.1. Организация и методы исследования…………………………….....28 3.2. Анализ результатов исследования..……………………………...… 31 Выводы по главе 2…………………32 Заключение……………….………..…………..33 Литература…………………………………..…..36 Список литературы 1.Абрамова В.Е. Психическая регуляция нравственно-делового общения подростков- М., 2001. 2.Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. 3.Агафонов А.Ю. Исследование Я-концепции учащихся подросткового возраста как средства качественной оценки образовательных систем - Казань, 2000. 4.Алемаскин М.Л. Воспитательная работа с подростками. - М.: Знание, 1999. 5.Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений / Пер. с англ. Ю.Брянцевой и Б.Красовского. - М., 1999. 6.Башкатов И.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп. - М., 2000. 7. Белобрыкина О.А. Психологические условия и факторы развития самооценки личности. Автореф. канд. психол. наук – Н., 2000. 8.Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. 1998. 9. Бороздина Л.В. Теоретико-экспериментальное изучение самооценки. Автореферат дисс. докт. психол. наук. М., МГУ, 2001. 10. Будасси С.А. Защитные механизмы личности. М., 1998. 11.Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой. – М.,2004. 12.Выготский Л.С. Педология подростка // Собр. соч.: В 6 т. - Т.4. - М., 1999. 13.Диагностика характера подростков / Под ред. Иванова Н.Я., Личко А.Е. - М., 1994. 14. Дианова З.В., Щеглова Т.М. Самосознание личности. Иркутск, 1998 15. Джеймс У. Психология. М.: Педагогика, 1991. 16. Захарова А.В. Генезис самооценки. М., 1998. 17.Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 18.Кондратьев М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков // Вопросы психологии. - 1997. - № 3. 19.Кочетов А.И., Верцинская Н.Н. Работа с трудными детьми. - М.: Просвещение,2000. 20. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1997. 21.Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л.: Медицина, 1996. 22.Лосева В.К., Луньков А.И. Психосексуальное развитие ребенка - М., 1995. 23.Мухина В., Проценко Л. Развитие личности подростка в условиях социально-психологических инициаций во временных объединениях // Развитие личности. - 2001. - № 2. 24.Подросток и семья: Хрестоматия / Сост. Райгородский Д.Я. - Самара: БАХРАХ, 2002. 25. Психологический словарь под ред. Зинченко В.П., Мещеряковой Б.Г. – М., 2001. 26.Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М.; Воронеж: МОДЭК, 2000. 27.Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Питер, 2000.. 28. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М 2001. 29.Свистунова Е.В. Особенности Я-концепции подростков с нарушением поведения -М., 2002. 30.Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии - 1999.- № 6.
(фрагменты работы)
Введение Подростковый возраст – это самый трудный и самый сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Наша тема выбрана неслучайно, так как проблема воспитания и образования подростков является актуальной в современном образовании. Этот возрастной этап характеризуется сложными физиологическими и психологическими процессами, приводящими к серьезным нарушениям в развитии личности и поведения подростка. Наиболее важным отличительным признаком этого периода являются фундаментальные изменения, происходящие в сфере самосознания подростка, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления подростка как личности. Становление самоопределения напрямую связано с формированием самосознания в подростковом возрасте. И так как успешное личностное развитие ребёнка в подростковом возрасте способствует у него развитию уверенности в себе в своих силах, возможностях и способностях. И каждый ответственный руководитель, конечно же, хочет видеть своего ребёнка успешным, зная цену этому качеству личности. Вот почему выбранную тему можно считать актуальной и достойной внимания родителей, учителей и педагогов. Практическая значимость состоит в том, что результаты исследования имеют прямой выход в практику учебно-воспитательного процесса в школе, обогащают школьных психологов и педагогов знанием психологических особенностей самооценки и направленности личности подростков с отклоняющимся поведением, способствуют улучшению работы с подростками, имеющими различный уровень сформированности СО и направленности личности, совершенствуют методы и приемы индивидуального подхода к учащимся в процессе их нравственного воспитания. Объект исследования: школьники подросткового возраста. Предмет исследования: динамика самооценки у подростков. Цель исследования – изучить самооценку и ее место в самовоспитании подростка. Задачи:
Базой исследования: явилась средняя общеобразовательная школа №4 г. Менделеевска Методы исследования: 1) « Изучение общей самооценки с помощью процедуры тестирования (Опросник Г.Н.Казанцевой) ». 2) «Исследование самооценки по методике Дембо-Рубенштейн в модификации А. М. Прихожан». Методологическая база исследования: подход к изучению самосознания А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, И.И. Чесноковой, И.С. Кона, В.С. Мерлина; исследования по выявлению структуры самосознания У. Джеймса, Р. Бернса, Л.В. Бороздина. Структура работы: Работа состоит из введения, двух основных глав (теоретической и практической), выводов по главам, заключения и списка используемой литературы, а также приложений, которые включали в себя вопросы и бланки предложенных методик. Выводы по главе 1 На основе теоретического анализа, проведенного в первой главе, мы считаем необходимым подвести общие итоги. Как научное понятие Я-концепция вошла в обиход специальной литературы сравнительно недавно, может быть потому в литературе, как отечественной, так и зарубежной, нет единой его трактовки; ближе всего по смыслу к нему находится самосознание. Но Я-концепция - понятие менее нейтральное, включающее в себя оценочный аспект самосознания. Это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов. Р.Бернс, один из ведущих английских ученых в области психологии, серьезно занимавшийся вопросами самосознания, так определяет это понятие: “ Я-концепция - это совокупность всех представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя. Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем”. Из определения Р.Бернса, в Я-концепции выделяются описательная и оценочная составляющие, что позволяет рассматривать Я-концепцию как совокупность установок, направленных на себя. В большинстве определений установки подчеркиваются три главных элемента: 1. Убеждение, которое может быть как обоснованным, так и необоснованным (когнитивная составляющая установки). 2. Эмоциональное отношение к этому убеждению (эмоционально-оценочная составляющая). Соответствующая реакция, которая, в частности, может выражаться в поведении (поведенческая составляющая). Применительно к Я-концепции эти три элемента установки конкретизируются следующим образом: 1. Образ Я - представления индивида о самом себе. 2. Самооценка - аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением. 3. Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой. Наиболее принятой является структура самосознания - У. Джемсом. Он вывел формулу самооценки, которую обозначил термином «самоуважение». Обобщая рассмотренные представления о сущности самооценки в зарубежной и отечественной психологии, можно выделить основные направления в определении понимания самооценки. Изучение самооценки возможно в структуре личности, в структуре самосознания, в структуре деятельности. Самооценка является, одной из форм проявления самосознания, оценочной составляющей «Я-концепции», аффективной оценкой представления индивида о самом себе, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты «образа Я» могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением. Подростковый возраст можно считать важным в развитии личности ребенка. У подростка развивается наиболее сложный компонент самосознания - самооценка, и возникает на основе знаний и мыслей о себе. Становление самооценки происходит на протяжении всей жизни человека. В подростковом возрасте ребенок отделяет себя от оценки другого. Познание школьником пределов своих сил происходит на основе общения с взрослыми, сверстниками и собственного практического опыта.
Выводы главы 2 В ходе исследования уровня самооценки школьников подросткового возраста, были использованы методики на выявление и изучение уровня самооценки. Полученные данные показали, что уровень самооценки у девочек подросткового возраста выше, чем у мальчиков. Заключение В данной курсовой работе мы рассмотрели понятие «самооценки», её виды, функции и составляющие. Самооценка есть склонность переживать себя как способного справиться с жизненными задачами и как заслуживающего счастья. Самооценка, т.е. оценка личностью себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, безусловно, относится к базисным качествам личности. Именно она во многом определяет взаимоотношения с окружающими, критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Подросток, живя и действуя в окружающем мире, постоянно сравнивает себя с другими людьми, свои собственные дела и успехи с делами и успехами других людей. Такое же сравнение - самооценку мы проводим и по отношению ко всем своим качествам: внешности, способностям, успехам в учебе или в работе. Иными словами, мы с детства учимся оценивать сами себя. Также было проведено исследование на выявление уровня самооценки подростков школьного возраста. В нём приняло участие 29 человек, 14 девочек и мальчиков, учащиеся восьмых – девятых классов МОУ «Средней общеобразовательной школы № 4» г.Менделеевскка. Испытуемым предстояло выполнить комплекс методик, направленных на изучение уровня самооценки: методика «Изучение общей самооценки с помощью процедуры тестирования (Опросник Г.Н.Казанцевой) », «Исследование самооценки по методике Дембо-Рубенштейн в модификации А. М. Прихожан». Подводя итог проделанной работе, следует сказать, что она действительно имеет практическую значимость, важность. Так как единого подхода в теории до сих пор нет. По мере проведения нашего исследования цели, поставленные перед нами, мы достигли, задачи выполнили и гипотеза, выдвинутая нами изначально, подтвердилась. Бесспорно, что данная проблема актуальна для современного общества. От того, как будет происходить формирование самооценки подростков и юношей, зависит благополучие самих школьников и нашего общества. Анализ полученных данных позволяет нам делать вывод о том, что у девочек подросткового возраста уровень самооценки выше, чем у мальчиков этого же возраста.
Похожие работы
Работы автора