Студенческий портал

admin@studynote.ru
/ Регистрация
X
Все > Магистерская диссертация > Магистерская диссертация по психологии > Образ «плохого» и «хорошего» ученика в сознании учителей начальных классов
Образ «плохого» и «хорошего» ученика в сознании учителей начальных классов

Тема магистерской диссертации: Образ «плохого» и «хорошего» ученика в сознании учителей начальных классов

5000 ₽
Купить за 5000 ₽

или

Заказать новую работу

Более 20 способов оплатить! Сразу получаете ссылку на скачивание. Гарантия 3 дня. Исключительно для ознакомления!

Общая информация
Описание работы
Дополнительная информация

(фрагменты работы)

Общая информация
Учебное заведение: Другие города > ДРУГОЕ
Тип работы: Магистерская диссертация
Категория: Психология
Год сдачи: 2020
Количество страниц: 71
Оценка: 9
Дата публикации: 17.02.2021
Количество просмотров: 841
Рейтинг работы:
Иллюстрация №1: Образ «плохого» и «хорошего» ученика в сознании учителей начальных классов (Магистерская диссертация - Психология). Иллюстрация №2: Образ «плохого» и «хорошего» ученика в сознании учителей начальных классов (Магистерская диссертация - Психология). Иллюстрация №3: Образ «плохого» и «хорошего» ученика в сознании учителей начальных классов (Магистерская диссертация - Психология). Иллюстрация №4: Образ «плохого» и «хорошего» ученика в сознании учителей начальных классов (Магистерская диссертация - Психология). Иллюстрация №5: Образ «плохого» и «хорошего» ученика в сознании учителей начальных классов (Магистерская диссертация - Психология).
Описание работы

Цель исследования – определить особенности формирования «плохих» и «хороших» образов учеников в сознании учителей начальных классов. Методы исследования:

− теоретические: анализ, классификация, синтез, обобщение, конкретизация;

− эмпирические: методика «СОЧ(И) ‒ структура образа человека иерархическая» В.Л. Ситников и методика «Множественная идентификация» В.Ф Петренко.

− методы качественной и количественной обработки полученных результатов (описательная статистика в Excel (Приложение А), коэффициент ранговой корреляции Спирмена (rs)).

Элементы новизны: в результате эмпирического исследования с помощью корреляционного анализа по коэффициенту ранговой корреляции Спирмена (rs) были выявлены превалирующие содержательные характеристики в образе «плохого» и «хорошего» ученика в сознании учителей и будущих педагогов начальных классов, а так же особенности стереотипов восприятия учителями и будущими учителями начальных классов своих учеников. Теоретическая значимость работы заключается в выявлении и описании особенностей содержания в сознании учителей и будущих учителей начальных классов оценочных образов учеников, таких как «плохой» ученик и «хороший» ученик, а также обнаружении связи между образами учеников в сознании учителей и будущих учителей начальных классов и педагогическими стереотипами восприятия.

Практическая значимость заключается в том, что данное исследование выявило особенности содержания образов учителей начальных классов, являющихся основными регуляторами взаимодействия с учениками, что позволяет обеспечить адекватную социальную перцепцию и эффективное взаимодействие с ученика.

Актуальность данной работы определяется объектом педагогической психологии − учителем. Проблема социальной перцепции − одна из ключевых проблем в психологии. Вопросы отражения человека в человеческом сознании являются одним из важнейших вопросов как житейской, так и научной психологии. На данный момент, адекватное отражение одного участника педагогического процесса другим (образ ученика в сознании учителей) является серьезной проблемой.

Дополнительная информация

(фрагменты работы)

Выводы по первой главе

Во-первых, социальная перцепция обеспечивает взаимодействие детей, во многом определяет формирование характера, т.к. поведение, возникшее в результате процессов восприятия и интерпретации, служит началом перцептивных процессов для его партнера. Проанализировав зарубежные источники, можно говорить о том, что социальная перцепция активно развивается у детей в старшем дошкольном возрасте и является важнейшей составляющей коммуникативной готовности к школьному обучению. В свою очередь социальная перцепция включает целостную картину психического мира человека.
Во-вторых, анализируя образ ученика в зарубежной психологии, можно выделить следующее: в зарубежной литературе способность учителей точно оценить успеваемость учащихся рассматривается как важный аспект учительской профессиональной компетентности, так как учительские суждения часто являются основным источником информации об успеваемости. Зарубежные исследователи образа учеников в сознании учителей (Кристин Руби-Дэйвис, Г. Острома, Дж. Приора, Дж. Лингла, Н. Геве, Мартинес, Е. Аронсон и Б. Голден) отмечают, что отрицательные предвзятые ожидания будут влиять на данные образы и, вероятно, будут проблематичными по причинам, выходящим за рамки простого предубеждения. Зарубежные исследования показывают, что воспринимающие (учителя начальной школы) не производят пересмотра сложившегося у них мнения о личности по мере фиксирования фактов, относящихся к новым проявлениям. Наоборот, ранее сформированные суждения о личности воспроизводятся ими, даже если эти суждения оказываются нерелевантными той объективной ситуации, в которой они воспринимают личность. Зарубежная литература сосредоточена на выравнивании образа учеников в сознании учителей, в основном исследуя отношения между суждениями учителей и измерением успеваемости учащихся. Обзоры этого объема исследований показали, что существует тесная связь между суждениями и стандартизированными оценками.
В-третьих, в российских теориях, представителями которых являются А.К. Маркова, Е.Г. Юдина, Б.Ф. Ломов, Е.А. Климов, Т. К. Комарова, В.Н. Козиева, Н.М. Божко, А.А. Бодалев, Л.И. Резник, Л.М. Митиной, Н.А. Аминов, В.Л. Ситников, образы являются основой психического отражения человеком окружающего мира, людей и самого себя. В структуру образов входят реально существующие, приписываемые (не существующие в реальности), типичные, индивидуальные, постоянно и ситуативно имеющиеся в сознании компоненты. В сознании педагогов сосуществуют различные типы, виды собирательных, «абстрактных» и конкретных образов ребенка. Эти образы, отражая специфику социальной перцепции, находятся в динамическом взаимодействии. Российские подходы в основном ориентированы на стереотипы восприятия. Если эталонные стереотипы (по принципу цели, к которой надо стремиться) играют как положительную, так и отрицательную роль в деятельности учителя, то стереотип восприятия учащихся является «существенным барьером на пути раскрытия творческого потенциала, как учителя, так и ученика и ведет к резкому падению интереса к учению». Мы придерживаемся «синтезированного подхода» В. Л. Ситников, так как в нем заложен самый достоверный анализ образа ученика. Данный подход основывается на связи образа ребенка с Я-концепцией педагога и трансформируется при изменении Я-концепции. Чем больше объем профессиональных знаний, тем разностороннее и полнее образ ребенка.
В-четвертых, в результате анализа белорусских подходов были сделаны следующие выводы: содержание образа ученика в белорусской психологии определяется требованиями и задачами деятельности, в связи с которой образ востребован и особенностями внутреннего мира педагога, выражающимися в субъективных установках, особенностями прошлого опыта, образования. Так, белорусские исследователи (С.В. Кондратьева, О.Б. Кононова, В.А. Дёминский, А.А. Стреленко) выделяют социально-перцептивные образы, как отражение в сознании человека образов других людей. Так же белорусские подходы ориентированы на направленность педагога,

которая формирует у учителя в содержании образа ученика качества, наиболее важные в обучении (знания, умения, способности). Молодые учителя, у которых еще не выработан стереотип восприятия ученика, адекватнее и глубже понимают детей.
В-пятых, проанализировав стереотипы педагогического восприятия, можно выделить следующее: стереотип – это закрепленная картинка или идея, эмоционально окрашенные предубеждением или предвзятостью, то есть устойчивой оценкой. Формирование стереотипов является одним из преимуществ человеческого разума, но в то же время они вносят большие искажения в отражение профессиональной реальности и способствуют формированию психологических барьеров. Стереотипные действия являются показателем профессиональных деформаций. Сначала стереотипы ускоряются и улучшаются эффективность работы; однако, когда они начинают доминировать, восприятие ситуации упрощается, и доверие в правильности использованных методов является необоснованным. Размышляя над данной проблемой, исследователи (И.А. Бучилова, Ю. Тюнников, В. Липпман, Дж. Холт и Н.Ю. Посталюк) пришли к выводу, что принятие образовательных стереотипов является одним из признаков профессиональной деформации учителя. Выделяют следующие образовательные стереотипы: центрирование на учебе как стереотип восприятия учеников; стереотип восприятия личных качеств учеников, стереотип восприятия «хороший» ученик и «плохой ученик», стереотип восприятия поведения девочек и мальчиков, стереотип восприятия поведения учащихся; стереотип восприятия образовательных успехов и неудач; стереотип восприятия педагогической профессии; стереотип восприятия школы; стереотип восприятия родителей и т. д.

Купить за 5000 ₽