Студенческий портал

admin@studynote.ru
/ Регистрация
X
Помощь студенту > Готовые работы > Ответы > Ответы по психологии > ответы к ГОС экзамену по психологии

Тема ответа: ответы к ГОС экзамену по психологии

300 рублей
Купить

или

Заказать новую работу

Более 20 способов оплатить! После оплаты вы получаете ссылку на скачивание. Гарантия на - 3 дня. Исключительно в ознакомительных целях! Все вопросы admin@studynote.ru

  • Общая информация
  • Описание работы
  • Дополнительная информация

    (фрагменты работы)

Учебное заведение: Другие города > ДРУГОЕ
Тип работы: Ответы
Категория: Психология
Год сдачи: 2014
Количество страниц: 57
Оценка: 5
Рейтинг работы:

Вопросы к комплексному государственному экзамену по психологии

1. Психология как наука. Предмет и задачи психологии, ее место в системе наук.

2.Основные принципы психологии.

3. Понятие о психике, эволюция психики, психика и мозг. 

4. Методы психологического исследования, их классификация.

5. Планирование, организация и проведение психологического исследования.

6. Метод опроса и его использование в психологических исследованиях.

7. Особенности наблюдения как метода психологического исследования.

8. Архивный метод. Метод экспертных оценок.

9. Эксперимент как метод психологического исследования.

10. Процедура и основные характеристики психологического  эксперимента.

11. Базовые статистические методы и критерии, применяемые в психологии.

12. Мотивационная сфера личности. Методы ее изучения.

13. Психологическая структура личности и индивидуальности.

14. Психология личности. Основные отечественные концепции личности.

15. Основные зарубежные концепции личности.

16. Психология деятельности. Методы изучения деятельности.

17. Общая характеристика познавательной сферы личности. Методы ее изучения.

18. Эмоционально — волевая сфера личности и регуляция поведения. Методы ее изучения.

19. Психология темперамента. Методы изучения темперамента.

20. Психология характера. Методы изучения характера.

21. Психология способностей. Методы изучения способностей.

22. Психология обучения. Организация учебного процесса с учетом различных моделей обучения.

23. Психологические основы воспитания. Организация воспитания с учетом индивидуальных и типических особенностей детей.

24. Структура и специфика педагогической деятельности. Профессиональная компетентность и личностные особенности учителя.

25. Особенности взаимоотношений между учителем  и учащимся. Педагогическое общение.

26. Стиль руководства. Организационная эффективность различных стилей.

27. Основные отечественные и зарубежные теории мотивации.

28. Структура и функции семьи. Современные тенденции в развитии семьи и брака.  

29. Специфика супружеских и детско-родительских отношений в семье. Этапы развития семьи.

30. Понятие девиантного поведения, его критерии и виды. Факторы формирования девиантности.

31. Виды девиантного поведения несовершеннолетних. Психологическое обеспечение профилактики и коррекции девиантного поведения.

32. Представления о психическом развитии в отечественной психологии.

33. Психическое развитие: области развития, факторы и движущие силы развития, основные закономерности психического развития.

34. Зарубежные концепции психического развития.

35. Развитие когнитивных процессов в онтогенезе.

36. Развитие личности в онтогенезе.

37. Психология в эпоху открытого кризиса: проблема самоопределения науки. Возникновение научных школ.

38. Роль историко-психологического знания в развитии психологической науки.

39. Процесс психологического консультирования: основные этапы. Обобщенная пяти-шаговая модель консультативного процесса.

40. Психологический тест – стандартные требования к содержанию, процедуре проведения, обработке и интерпретации результатов.

41. Процедура создания психологического теста. Психометрическая проверка и стандартизация теста.

42. Психодиагностика личности и интеллекта.

43. Сенсорно-перцептивные процессы, свойства и виды ощущений и восприятия. Чувствительность. Методы изучения.

44. Внимание и память. Процессы памяти. Мнемическая деятельность, условия ее эффективности.

45. Мышление и воображение как высшие познавательные процессы. Мышление и решение задач. Управление эффективностью мыслительной деятельности

46. Мышление и речь.  Речь и коммуникация. Факторы эффективности вербальных и невербальных коммуникаций.

47. Интеллект, его структура и функции. Оценка уровня интеллектуального развития личности.

48. Динамика развития группы. Оценка динамики и выявление психологической структуры группы.

49. Совместная и групповая деятельность. Факторы ее эффективности.

50. Социализация личности. Ее направления, факторы, условия,  этапы, задачи.

51. Лидерство – конформизм. Теории лидерства, факторы конформного поведения.

52. Психологическое содержание профессионально важных качеств субъекта труда. Психологическая структура профессиональной деятельности субъекта труда.

53. Профессиональное становление и реализация субъекта труда.

54. Сопровождение профессионального становления и реализации субъекта труда.

55. Предмет, задачи и методы нейропсихологии. Основные понятия нейропсихологии. Основные принципы строения мозга.

56. Категории здоровья и болезни в психологии. Системы классификации психических расстройств

57. Психологические проблемы аномального онтогенеза. Проблема «нормы» в психологии.

58. Этические нормы работы психолога.

Программа итогового государственного экзамена:

1. Психология как наука. Предмет и задачи психологии, ее место в системе наук. Психология как наука. Виды психологических знаний, специфика житейского познания. Понятие о науке, научный метод познания. Объект и предмет науки. Классификация наук. Предмет психологии, рассмотрение предмета психологии в историческом ракурсе. Многообразие направлений научной психологии на современном этапе.  Место психологии в системе наук, ее интегративная роль. Структура психологии, взаимосвязь отраслей психологии друг с другом. Задачи современной психологии.  Значение психологического знания в профессиональной деятельности педагога, менеджера, врача и т.д.

2. Основные принципы психологии.Основные объяснительные принципы психологии. Принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятельности. Принцип объективности, принцип развития, принцип системного подхода.

3. Понятие о психике, эволюция психики, психика и мозг.  Понятие о психике и ее структуре. Происхождение психики, эволюция психики. Стадии развития психики у животных. Сознательная деятельность человека и ее общественно-исторические корни. Единство сознания и деятельности. Значение языка для формирования психических  процессов. Мозг и психические процессы.

4. Методы психологического исследования, их классификация.Понятие о методе, методике и методическом приеме психологического исследования. Методологические принципы психологического исследования: детерминизма, объективности, генетического, личностного и системного подходов. Этические принципы психологического исследования. Различные подходы к классификации методов психологии.

5. Планирование, организация и проведение психологического исследования. Понятие исследования и его виды. Инвариантность результатов исследования. Основные этапы проведения исследования. Проблема и гипотеза исследования, их виды. Объект, предмет, цель и задачи исследования. Понятие выборки, зависимой и независимой переменной, артефакта. Содержание инструкции и роль личности исследователя. Психологическая интерпретация результатов исследования. Содержание научного отчета.

6. Метод опроса и его использование в психологических исследованиях. История развития метода. Функции опроса в психологических исследованиях. Интервью, анкетирование, беседа. Виды вопросов по содержанию, по способу получения информации, по функциям. Этапы и правила построения вопросника. Понятие об интервью и его виды. Основные фазы интервью. Типичные ошибки интервьюера. Специфика анкетирования. Структура анкеты и способы ее доставки до респондента.

7. Особенности наблюдения как метода психологического исследования. Наблюдение как метод психологического исследования. Концептуальные основы наблюдения. Виды наблюдения. Критерии научности метода наблюдения. Программа и план наблюдения. Предмет наблюдения. Пути повышения объективности L-данных. Достоинства и недостатки метода. Способы фиксации результатов наблюдения. Основные подходы к организации наблюдения и интерпретации результатов. Специфика проведения наблюдения за ребенком.

8. Архивный метод. Метод экспертных оценок. Структура экспертизы. Различные формы (техники) проведения экспертизы. Виды экспертов, их отбор и обучение. История развития биографического метода. Алгоритм организации психобиографического обследования. Обобщение результатов. Конкретные психобиографические технологии. Анализ продуктов деятельности (анализ рисунка, анализ почерка, анализ внешнего поведения). Контент-анализ. Обработка, анализ, графическое представление результатов исследования, построение типологий.

9. Эксперимент как метод психологического исследования.

История развития метода. Характеристика видов эксперимента, этапы экспериментального исследования. Зависимая и независимая переменные, варианты их взаимосвязи. Влияние личности и деятельности экспериментатора и испытуемого на результаты эксперимента, способы повышения объективности экспериментальных данных. Обработка, интерпретация и наглядное представление результатов эксперимента.

10. Процедура и основные характеристики психологического  эксперимента. Планирование эксперимента: понятие о реальном, идеальном эксперименте и эксперименте «полного соответствия», способы повышения внешней и внутренней валидности эксперимента. Экспериментальная выборка и правила ее формирования. Экспериментальные переменные и способы их контроля. Экспериментальные планы. Типы экспериментальных исследований: корреляционное, сравнительное, лонгитюдное, кросскультурное, многофакторное.

11. Базовые статистические методы и критерии, применяемые в психологии. Понятие распределения данных, нормальное распределение и его свойства. Методы шкалирования. Первичные методы статистической обработки: меры центральной тенденции, меры вариативности, меры связи. Структурные методы: факторный, кластерный, дисперсионный анализ. Критерии значимости различий. Формы представления данных (табличная, графическая, текстовая).

12. Мотивационная сфера личности. Методы ее изучения. Мотивационная сфера как часть психологической структуры личности. Понятие мотива, стимула, мотивации и стимуляции. Методы их изучения. Характеристика направленности, потребностей, интересов, установок, мировоззрения. Подходы к пониманию взаимодействия компонентов мотивационной сферы личности.

13. Психологическая структура личности и индивидуальности. Личность в философии, социологии и психологии. Основные подходы к анализу   психологической структуры личности в отечественной и зарубежной психологии. Индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность. Анализ подходов Ананьева Б. Г., Рубинштейна С. Л., Платонова К. К. и др. Психические процессы, состояния и свойства личности. Свойства, структура и типология личности. Представления о структуре личности в зарубежной психологии. Номотетическое и идеографическое описание личности.

14. Психология личности. Основные отечественные концепции личности. Личность как предмет психологического исследования. Генотипическое и фенотипическое, биологическое и социальное в индивидуальном развитии человека. Индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность. Представления о личности в отечественной школе психологии: анализ подходов Платонова К.К., Рубинштейна С.Л., Мясищева В.Н., Ананьева Б.Г., Леонтьева А.Н.

 15.Основные зарубежные концепции личности. Психоаналитический подход, представления о личности в бихевиоризме, гештальтпсихология о личности, теория черт о личности и личностных чертах, гуманистический подход.

16. Психология деятельности. Методы изучения деятельности. Понятие деятельности как психологической категории. Психологическая структура деятельности, основные компоненты психологической структуры деятельности. Основные подходы к классификации типов деятельности. Краткое описание типов деятельности. Методы изучения деятельности.

17. Общая характеристика познавательной сферы личности. Методы ее изучения. Место познавательных процессов в психологической структуре личности. Основные виды познавательных процессов. Особенности восприятия, памяти, мышления, воображения и речи. Особенности внимания. Основные принципы развития познавательных процессов в ходе обучения. Учет общих закономерностей индивидуальных особенностей познавательной сферы при организации учебной деятельности. Методы изучения познавательной сферы личности.

18. Эмоционально — волевая сфера личности и регуляция поведения. Методы ее изучения.Понятие эмоций, их виды, психологические концепции развития и функционирования эмоций. Понятие произвольности. Особенности волевых действий. Характеристика психологической регуляции и саморегуляции. Развитие саморегуляции в онтогенезе. Методы изучения эмоционально-волевой сферы личности.

19. Психология темперамента. Методы изучения темперамента. Понятие темперамента как психологического компонента личности. Свойства и типы темперамента, их проявление в деятельности и поведении. Основные теории темперамента. Учет его особенностей в учебно-воспитательном процессе. Темперамент и продуктивность деятельности. Методы изучения темперамента.

20. Психология характера. Методы изучения характера. Характер как компонент психологической структуры личности. Подходы Н.Д. Левитова, С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, К. К. Платонова к пониманию характера. Структура характера, типологии характера. Основные положения теории черт, представления о личностных чертах в зарубежной психологии (Г.Олпорт, Р. Кеттелл, Г. Айзенк). Факторная теория личностных черт. Базовые, поверхностные и типологические черты. Методы изучения характера и личностных черт. Номотетический и идеографический подход к описанию личности.

21. Психология способностей. Методы изучения способностей.  Способность как компонент психологической структуры личности. Определение способностей. Способности и знания. Способности и задатки. Способности и склонности. Типы способностей. Развитие способностей. Одаренность, талантливость, гениальность. Способности и деятельность.

22. Психология обучения. Организация учебного процесса с учетом различных моделей обучения.Соотношение категорий: учение, обучение, научение, учебная деятельность, образование, воспитание. Участники образовательного взаимодействия. Цели образовательного взаимодействия. Регуляция образовательного взаимодействия. Учет индивидуальных и типологических особенностей детей в планировании и  организации учебного процесса.

23. Психологические основы воспитания. Организация воспитания с учетом индивидуальных и типических особенностей детей. Понятие воспитания. Воспитание и социализация. Самовоспитание. Специфика воспитания ребенка в семье. Учет индивидуальных и типологических особенностей детей в планировании и организации воспитательной работы с ними. Коррекция негативных поведенческих особенностей детей.

24. Структура и специфика педагогической деятельности. Профессиональная компетентность и личностное развитие учителя. Специфические особенности педагогической деятельности. Структура педагогической деятельности, ее основные компоненты, их связь и взаимовлияние. ПВК учителя. Педагогические способности. Профессионализация педагога, ее этапы. Становление личности учителя-профессионала. Я-концепция педагога.

25. Особенности взаимоотношений между учителем  и учащимся. Педагогическое общение. Особенности педагогического общения. Уровни педагогического общения. Барьеры и трудности педагогического общения. Особенности взаимоотношений между педагогом и учащимися. Управление взаимоотношениями между педагогом и учащимися и между различными категориями учащихся.

26. Стиль руководства. Организационная эффективность различных стилей. Понятие стиля руководства. Классические стили руководства (К.Левин, Р.Липпет): авторитарный, демократический и попустительский, их характерные черты. Организационная эффективность каждого стиля (достоинства и недостатки). Современные интерпретации стилей руководства. Модификации авторитарного стиля: патриархальный, харизматический, автократический, бюрократический. Когинг-стиль (тренерский стиль) и условия его реализации. Решетка стилей руководства Блейка-Моутона (стили, ориентированные на задачу и на людей).

27. Основные отечественные и зарубежные  теории мотивации.  Понятие мотивации и мотива. Способы мотивации: нормативная мотивация, принудительная мотивация, стимулирование. Классическая теория мотивации Д. Мак-Грегора («ХУ» – теория). Теория человеческих отношений Э. Мейо. Практическая значимость теории иерархии потребностей А. Маслоу применительно к организационному поведению. Теория справедливости С. Адамса.

28. Структура и функции семьи. Современные тенденции в развитии семьи и брака.  Сущность брака и семьи. Семья как социальный институт и как малая социальная группа. Системный подход к семье, семейная целостность. Структура и функции семьи. Функциональная ценность членов семьи. Семейные роли. Межличностные коммуникации в семье. Содержательные стороны семейного общения. Нарушения функционирования семьи.  Семейные конфликты. Типы семей, семейные уклады.  Влияние прародительских семей на взаимоотношения между членами семьи. Современные тенденции в развитии семьи и брака: фактические браки, серийная моногамия, разводы, неполные семьи, повторные браки.

29. Специфика супружеских и детско-родительских отношений в семье. Этапы развития семьи. Специфика супружеских отношений в семье. Добрачныеэкспектации супругов, процесс выбора партнера. Уровни совместимости супругов: психофизиологический, психологический, социально-психологический. Основные типы проблем в супружеской паре и возможные варианты их решения. Влияние внешних факторов. Кризисные ситуации в браке. Роль сексуальных отношений в браке.  Специфика детско-родительских отношений. Восприятие ребенком семейной ситуации. Влияние различных параметров семьи на формирование личности ребенка. Родительские позиции и реагирование на них ребенка. Стили управления ребенком и их эффективность. Этапы развития семьи. Психологическая характеристика молодой и зрелой семьи.

30. Понятие девиантного поведения, его критерии и виды. Факторы формирования девиантности. Понятие девиантного поведения. Теоретические подходы к анализу причин девиантного поведения. Классификация видов и форм отклоняющегося поведения. Основные критерии отклоняющегося поведения. Внешние факторы формирования девиантности: социально-экономическая и политическая ситуация, психологический климат и взаимоотношения в семье, школьная атмосфера и процесс обучения. Субъективные детерминанты отклоняющегося поведения: тревожность, внушаемость, агрессивность, конформизм, жестокость, ригидность, отчужденность, дезадаптированность.

31. Виды девиантного поведения несовершеннолетних. Психологическое обеспечение профилактики и коррекции девиантного поведения. Виды отклоняющегося поведения несовершеннолетних. Специфика девиантного поведения в отдельных возрастных периодах детства. Психологические трудности дошкольника. Основные эмоциональные нарушения и поведенческие расстройства в дошкольном возрасте. Проблемы младшего школьного возраста. Школьная тревожность, застенчивость. Гиперактивность. Психогенная школьная дезадаптация. Отклонения в поведении подростков и старшеклассников. Агрессивное, аддиктивное и делинквентное поведение подростков. Роль криминогенных подростковых групп. Психологическое обеспечение профилактики и коррекции девиантного поведения. Диагностика отклоняющегося поведения. Специфика диагностического обследования ребенка. Индивидуальная и групповая формы коррекционной работы. Поведенческий и психодинамический подходы в коррекционной работе. Методы коррекции отклонений в поведении.

32. Представления о психическом развитии в отечественной психологии.Л.С.Выготский и его вклад в понимание психического развития. Культурно-историческая теория как новый взгляд на формирование высших психических функций. Понимание развития как присвоения культурного опыта. Взаимосвязь внешней и внутренней деятельностей. Понятие о знаке и интериоризации. Взаимосвязь обучения и развития. Уровень актуального и зона ближайшего развития.  Д.Б. Эльконин и его вклад в возрастную психологию. Критерии возрастной периодизации. Ведущий вид деятельности и социальная ситуация развития. Поочередное доминирование мотивационно-потребностной (личностной) и операционально – технической (познавательной) сфер в развитии личности. Возрастные кризисы как смена доминирующих сфер в психическом развитии. Негативная и позитивная стороны кризиса. Краткая характеристика возрастных периодов от рождения до юности.

33. Психическое развитие: области развития, факторы и движущие силы развития, основные закономерности психического развития. Понятие психического развития, области психического развития: физическая, когнитивная, психосоциальная. Проблема детерминации психического развития. Представление о факторах и движущих силах психического развития в психологии. Биогенетические и социогенетические теории развития. Биологический и социальный факторы и их влияние на психическое развитие человека. Движущие силы психического развития. Проблема обучения и развития. Закономерности психического развития (периодичность, неравномерность, гетерохронность, кризисность, сензитивность, стадиальность) их всеобщий и индивидуальный характер.

34. Зарубежные концепции психического развития. Первые исследователи психического развития конца ХIX – начала ХХ века (С. Холл, Э. Клапаред, А. Бине, А. Гезелл, К. Бюлер, В. Штерн). Проблема психического развития с точки зрения крупнейших научных школ. Психическое развитие с позиций классического психоанализа (теория психосексуального развития З. Фрейда). Эпигенетическая теория психосоциального развития личности Э. Эриксона. Бихевиоризм о закономерностях детского развития (взгляды Дж. Уотсона, Б. Скиннера). Психическое развитие как развитие интеллекта (генетическая концепция Ж. Пиаже).

35. Развитие когнитивных процессов в онтогенезе.  Развитие сенсорно-перцептивной сферы в онтогенезе. Изменение основных свойств внимания в онтогенезе. Формирование произвольного внимания и роль систематического обучения в этом процессе. Развитие памяти на различных этапах онтогенеза. Методы и приемы развития логической памяти. Развитие мышления, воображения и речи на различных возрастных этапах. Стадии когнитивного развития по Ж. Пиаже. Л.С. Выготский о развитии высших психических функций, роли знака и механизма интериоризации в этом процессе. Изменение когнитивных процессов, вызванные старением организма.

36. Развитие личности в онтогенезе. Формирование потребности в общении в младенчестве как первый опыт межличностного взаимодействия. Кризис трех лет. Развитие мотивационно-потребностной  и эмоционально-волевой сферы дошкольника. Психологическая готовность к школе.  Потеря непосредственности как составляющая кризиса 7 лет. Особенности дружбы и полоролевого взаимодействия в дошкольном и младшем школьном возрасте. Особенности формирования личности подростка. Реакции эмансипации и группирования в подростковом возрасте, их психологический смысл. Интимно-личностное общение как ведущая деятельность в подростковом возрасте. Развитие эго-идентичности в подростковом и юношеском возрасте. Понятие о кризисе идентичности. Развитие личности в период зрелости. Кризисы периода зрелости. Изменения личности в старости.  

37. Психология в эпоху открытого кризиса: проблема самоопределения науки. Возникновение научных школ. Характеристика открытого кризиса в психологии: лики кризиса. Общая неудовлетворенность системой сенсуалистической и ассоциационной психологии. Появление попыток углубить смысл психологических исследований. Отсутствие общепринятой системы в науке. Множество психологий. Наличие теоретических и методологических противоречий. Проблема самоопределения психологии как науки. Возникновение научных школ. Выделение нового предмета и метода, дискуссия вокруг предмета психологии. Становление основных научных школ: психоанализа, бихевиоризма, гештальтпсихологии.

38. Роль историко-психологического знания в развитии психологической науки.  Предмет истории психологии. Проблема преемственности в развитии взглядов на природу психического как условие прогресса в психологической науке. Периодизация истории психологии. Закономерности и движущие силы историко-психологического процесса.

39. Процесс психологического консультирования: основные этапы. Обобщенная пяти-шаговая модель консультативного процесса.  Разворачивание консультативного процесса: установление контакта, определение проблемы, контракт, поиск вариантов, обобщение. Обобщенная пяти-шаговая модель консультативного процесса.

40. Психологический тест – стандартные требования к содержанию, процедуре проведения, обработке и интерпретации результатов. Понятие психологического теста. Виды тестовых процедур. Структура теста. Стандартные требования к руководству теста, стимульному материалу и другим составным частям. Требования к процедуре проведения теста. Этапы и виды процедур тестирования. Этические принципы психодиагностического обследования. Обработка результатов психологической диагностики. Принципы интерпретации результатов теста и их обсуждения с клиентом. Возможные ошибки.

41. Процедура создания психологического теста.Психометрическая проверка и стандартизация теста. Этапы создания психодиагностической методики. Теоретическая проработка гипотетического конструкта, лежащего в основе методики. Понятие о теоретическом и операциональном определении. Стратегии конструирования личностных методик. Конструирование содержания теста и его пилотажная проверка. Понятие о надежности теста, виды надежности. Валидность теста, виды валидности. Источники неточности тестовых оценок,  вызывающие ошибку измерения. Процедура стандартизации, виды стандартных оценок, способы их получения.

42. Психодиагностика личности и интеллекта. Виды психодиагностических процедур. Диагностика способностей и интеллекта, их специфика.диагностика мотивации, диагностика психических состояний и личностных черт, диагностика межличностных отношений, сознания и самосознания. Методы сбора данных о личности: L, Q  иT-данные. Способы повышения объективности информации о личности.

43. Сенсорно-перцептивные процессы, свойства и виды ощущений и восприятия. Чувствительность. Методы изучения. Общее представление об ощущениях и восприятии; виды ощущений и восприятия. Адаптация органов чувств; сенсибилизация. Феноменология восприятия; основные свойства перцептивных образов; теории восприятия; проблема врожденного и приобретенного в восприятии; восприятие и деятельность; восприятие пространства и движения. Закономерности функционирования и развития восприятия.

44. Внимание и память. Процессы памяти. Мнемическая деятельность, условия ее эффективности. Общее представление о внимании; виды и свойства внимания; теории внимания; исследование внимания в когнитивной психологии; экспериментальные исследования внимания; внимание и деятельность; развитие внимания. Общее представление о памяти; основные факты и закономерности психологии памяти; виды памяти и процессы памяти; аномалии памяти; память и научение; принципы организации памяти; исследование памяти в когнитивной психологии; память и деятельность; развитие и тренировка памяти; память как высшая психическая функция. Закономерности функционирования и развития памяти. Мнемическая деятельность, условия ее эффективности.

45. Мышление и воображение как высшие познавательные процессы. Мышление и решение задач. Управление эффективностью мыслительной деятельности.  Общее представление о мышлении в психологии; виды мышления. Основные подходы к изучению мышления; теории мышления; изучение мышления как познавательного процесса; исследования мышления с позиций деятельностного подхода; воображение и творческое мышление. Закономерности функционирования и развития мышления. Мышление и решение задач. Управление эффективностью мыслительной деятельности. 

46. Мышление и речь.  Речь и коммуникация. Факторы эффективности вербальных и невербальных коммуникаций.   Общее представление о мышлении и речи в психологии. Основные подходы к изучению мышления и речи. Внешняя и внутренняя речь. Структура речевого высказывания. Речь и речевая деятельность, язык и речь, виды речи, механизмы порождения и понимания речи; развитие речи в онтогенезе; психосемантика, вербальное и невербальное общение.

47. Интеллект, его структура и функции. Оценка уровня интеллектуального развития личности. Общее представление об интеллекте в психологии. Теории интеллекта, структура интеллекта. Интеллектуальные процессы и функции. Проблема наследования интеллекта. Измерение интеллекта как психологическая проблема. Понятие о коэффициенте интеллекта. Методы диагностики уровня интеллектуального развития личности.

48. Динамика развития группы. Оценка динамики и выявление психологической структуры группы. Понятие развития группы. Уровни развития группы. Показатели уровня развития. Тенденции в развитии группы: изменение показателей развития, характера отношений между членами, их отношения к целям, задачам группы, ее руководителю. Психологическая структура группы. Ее компоненты: члены, отношения, нормы, группировки, органы управления группой. Социометрия. Технология и техники ее проведения. Оценка групповой динамики с помощью методов наблюдения и опросных процедур.

49. Совместная и групповая деятельность. Факторы ее эффективности. Понятие совместной и групповой деятельности. Влияние на эффективность характера задач деятельности, численности группы, характера отношений с руководством и стиля работы руководителя, композиции группы, межличностных отношений в ней. Эмпирическая оценка эффективности работы группы.

50. Социализация личности. Ее направления, факторы, условия,  этапы, задачи.Понятие социализации, его разные трактовки. Позитивная и негативная социализация. Этапы социализации, задачи каждого этапа и социализации в целом. Социальная адаптация и дезадаптация, условия их появления. Факторы социализации: семья, школа, производственные группы и объединения, культура, СМИ.

51. Лидерство – конформизм. Теории лидерства, факторы конформного поведения.Явления лидерства и конформизма в группе. Их эмпирическая оценка и выявление. Теории лидерства, функции лидера в группе. Конформное поведение. Условия и факторы его появления.

52. Психологическое содержание профессионально важных качеств субъекта труда.Психологическая структура профессиональной деятельности субъекта труда.Определение понятия ПВК. Основные виды ПВК. Виды ВПК по содержанию: профессиональные знания, умения и привычки (профессиональный опыт субъекта труда), профессиональные способности и одаренность, профессиональная направленность, профессиональное самосознание. Виды ПВК по функциям:  учебно-важные качества (профессиональная обучаемость), адаптационно важные качества (профессиональная адаптируемость), Качества, важные для выбора профессии и преодоления профессиональных кризисов. ПВК и профессиональная компетентность субъекта труда.

Профессиональные мотивы и стимулы. Профессиональные цели и целеобразование.  Профессиональные планы и планирование. Исполнительская часть деятельности. Контроль и регуляция деятельности. Понятие принятия решения, определение информационной основы деятельности. Взаимосвязь компонентов психологической структуры. Параметры эффективности профессиональной деятельности.

53. Профессиональное становление и реализация субъекта труда. Анализ основных подходов к проблеме. Системная характеристика профессионализации. Детерминация и критерии профессионального развития. Кризисы и периодизация профессионального становления. Проблема профессиональных деструкций: профессиональная деформация и психическое (профессиональное) выгорание.

54. Сопровождение профессионального становления и реализации субъекта труда. Психологическое содержание трудового обучения и воспитания (готовность к труду). Задачи, функции и формы профессиональной ориентации (профессиональное самоопределение). Характеристика профессионального отбора (абсолютная и относительная профессиональная пригодность). Психология профессионального обучения (профессиональная готовность). Организация стимулирования труда (профессиональные мотивы и стимулы), управление профессиональной адаптацией и аттестацией.

55.  Предмет, задачи и методы нейропсихологии. Основные понятия нейропсихологии. Основные принципы строения мозга.  Высшие психические функции, функциональная система, нейропсихологический фактор, первичный и вторичный  нейропсихологический симптом, нейропсихологический синдром, синдромный анализ. Проблема факторов в нейропсихологии. Основные положения синдромного анализа нарушений высших психических функций. Три функциональных блока мозга. Теория системной динамической локализации высших психических функций. Проблема межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия. Формирование мозговой организации психических процессов в онтогенезе.

 56. Категории здоровья и болезни. Системы классификации психических расстройств. Позитивное и негативное определения здоровья. Категория психического здоровья. Биологические, психологические и социальные факторы здоровья. Категория болезни. Биомедицинская и биопсихосоциальная модели болезни. Внутренняя картина болезни как способ ее осознания. Психологическая структура внутренней картины болезни. Переходные состояния между здоровьем и болезнью. Понятия этиологии и патогенеза. Симптом – синдром – нозология. Американская классификация психических расстройств DSM-IV. Международная классификация болезней МКБ-10. Основные понятия DSM и МКБ: коморбидность, многоосевое описание, каталог критериев, источники ошибок.

 57. Психологические проблемы аномального онтогенеза.Проблема «нормы» в психологии.Дизонтогенез как отклонение от стадии возрастного развития. Иерархические уровни отклоняющегося развития. Соотношение биологических, психологических и социальных факторов аномального развития. Типы нарушений психического развития: недоразвитие, задержки психического развития, искаженное развитие, дисгармоничное развитие, дефицитарное развитие, поврежденное развитие. Психологическая диагностика и коррекция атипий развития. Психологические основы интегрированного обучения детей с отклонениями развития в группах здоровых сверстников. Современные способы понимания «нормы» в психологии: статистическая, идеальная, социальная, субъективная, функциональная нормы. Проблема критериев определения «нормальности».

58. Этические нормы работы психолога. Международные профессионально-этические стандарты. Универсальные этические нормы исследователя. Специфические этические нормы психологов: этические нормы, регулирующие психодиагностический процесс; этические нормы и правила психологического вмешательства; этические нормы консультативного и психотерапевтического процессов. Этические нормы, регулирующие взаимоотношения с коллегами и специалистами-смежниками.

1. Психология как наука. Психология (с греч. «психе» - душа, «логос» - учение) – слово греческого происхождения, буквально означает «наука о душе». По исследованиям этнографов термин «душа» на определенном этапе возникает у всех народов во всех культурах. Термин «душа» используется для обозначения внутреннего мира человека (мыслей, чувств, воспоминаний). Термин «душа» больше используется в философии и религии, в науке чаще используется термин психика. Психология – наука о психике. Главным понятием психологии является понятие «психика» - субъективное отражение объективной реальности. Понятие «психика» - очень широкое по объему, противопоставляется такой философской категории как материя. Основные характеристики: Психика представляет собой свойство высокоорганизованной материи. 1) Психика свойственна только сложной материи, имеющей высокий уровень организации. 2) Психика не может существовать сама по себе, отдельно от материальной системы, которая ее порождает. 3) Психика не материальна – не имеет обычных признаков материальных предметов. Наиболее важным основанием для выделения видов психологии является их разделение по источникам психологического знания: 1) Донаучная психология – в историческом отношении появляется ранее всего вместе с зарождением человеческого общества. Представляет собой практическое знание о психике людей, которое необходимо для совместной деятельности и общения. Донаучная психология – практическое знание, которое фиксируется в пословицах, поговорках, устном народном творчестве, традициях, обычаях. Источник психологического знания – обобщение повседневного жизненного опыта. 2) Философская психология – в историческом отношении появляется значительно позднее, т.к. предполагает достаточно высокий уровень культуры общества. О ее появлении принято говорить с 6 века до н.э., когда появились первые учения греческих философов. Фалес – основатель 1-ой школы психологии. 1-ое психологическое произведение – трактат Аристотеля «О душе». Источник знаний о психике в философской психологии – рассуждение. Опыту не уделяется существенного внимания, факты и примеры из жизни используются для подтверждения положений, полученных с помощью рассуждения.3) Научная психология – в историческом отношении появляется позднее всего, во 2-ой половине 19 века. Условная дата возникновения – 1879 год, когда в Германии немецкий физиолог Вильгельм Вундт открывает 1-ую лабораторию для экспериментального изучения психических явлений. Источники знаний о психике – факты, которые добываются в ходе проведения научного исследования. Для получения фактов используются специальные методы. Специфика житейского познания: Житейские психологические знания, конкретны. Они характеризуют поведение, мысли и чувства людей в каких-либо конкретных ситуациях, носят интуитивный характер. Способ их получения: они приобретаются путем практических действий, путем наблюдения и размышления. Способ передачи знаний существенно ограничен. Наука – исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности, которое имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования. Научный метод познания: Познание – специфический вид деятельности человека, направленный на постижение окружающего мира и самого себя в данном мире. Основная задача научного познания – обнаружение объективных законов действительности. Характерная черта научного познания – объективность. Объект науки – часть, объективно существующий фрагмент действительности. Предмет науки – некоторая целостность, выделенная из мира объектов в процессе человеческой деятельности и познания.