Педагогическая практика студентов по методике преподавания физики является важным элементом педагогической подготовки будущих учителей физики. Она проводится на предвыпускном и выпускном курсах и должна иметь обучающий характер.
Задача первой практики — обеспечение успешного проведения уроков по физике в 7-9 классах руководствуясь подготовленными планами и конспектами, проверенными методистами и учителем физики школы, а также научить студентов выполнять отдельные поручения учителя физики по внеклассной работе и классного руководителя по воспитательной работе. Задача второй практики, которая проводится в 9-11 классах — научить студентов ставить длительные и цельные учебно — воспитательные задачи и решать их, анализировать полученные результаты.
Целью первой практики является ознакомление студентов с учебно — воспитательным процессом по физике в 7-9 классах общеобразовательных и специальных школ.
Целью второй практики является ознакомление студентов со всеми сторонами учебно — воспитательного процесса по физике в старших классах ( 10-11) в общеобразовательных и специальных школах. Перед студентом во время прохождения педагогической практики стоит ряд важных задач:
- Научиться самостоятельно и творчески использовать на практике теоретические знания, полученные ими при изучении педагогики, психологии, методики преподавания физики и специальных дисциплин.
- Научиться целенаправленно наблюдать за ходом педагогического процесса по физике путем ознакомления с различного рода документацией: программами, рабочими планами, классными журналами, тетрадями учащихся и т.д.
- Ознакомиться с передовым педагогическим опытом преподавания физики в базовых учебных заведениях, научиться его анализировать, обобщать и использовать в своей практике.
- Научиться самостоятельно планировать и проводить занятия по физике, используя разнообразные педагогические методы и приемы для достижения наибольшей эффективности учебно — воспитательного процесса.
- Усвоить технологию внеклассных занятий по физике, обратив особое внимание выработке умений управлять творчеством учащихся.
- Научиться умело обеспечивать политехническое обучение молодежи.
- Приобрести опыт проведения воспитательной работы. Обратить внимание на ознакомление с системой воспитательной работы классного руководителя с коллективом учащихся, с родителями; овладение методикой планирования воспитательных мероприятий и методами изучения отдельных учащихся и классных коллективов ; сбора необходимой педагогической информации, составление психолого — педагогических характеристик.
2. Содержание педагогической практики
Первая неделя (пассивная практика ) отводится для ознакомления с учебным заведением, его структурой, задачами, изучение особенностей учебно — воспитательного процесса в нем. Студенты — практиканты посещают уроки по физике и других предметов с целью ознакомления с классом ; усваивают способы и виды планирования учебного материала и воспитательной работы, работают над составлением конспекта первого урока, а также выполняют другие задачи, вытекающие из программы практики. На следующих неделях (активная практика ) студенты самостоятельно дают уроки, работают помощниками классного руководителя, ведут внеклассную работу по физике под руководством методиста и учителя.
За период педагогической практики студенты IV курса проводят не менее 3 часов в неделю по физике. Из них 5 уроков зачетных с оформлением развернутых план — конспектов.
Студенты V курса проводят не менее 6 уроков в неделю по физике. Из них 5 уроков зачетных с оформлением развернутых план — конспектов. Во время проведения педагогической практики студент: — ознакомится с классным коллективом и активно участвовать вместе с классным руководителем в воспитательной работе — принимает участие в предусмотренных планом практики и личным индивидуальным планом мероприятий или проводит их сам, — ознакомится с кабинетом физики и его оборудованием ; — посещает уроки учителей и студентов, принимает активное участие в их анализе и обсуждении, — готовится к проведению учебных занятий по физике : разрабатывает планы и конспекты различных типов уроков с применением различных методов, соответствуют содержанию уроков и активизируют процесс восприятия и усвоения материала учащимися; — проводит свои уроки, — выполняет наглядные пособия и приборы к урокам физики и в внеклассных занятий, привлекая к такой работе учащихся; — проводит факультативные или дополнительные занятия, консультации по физике, — принимает участие в работе школьного кружка, организует и проводит тематические вечера с физики или техники, организует выпуск физических стенгазет, бюллетеней, — помогает в организации и проведении школьных физических викторин, олимпиад по физике, — активно проводит воспитательную работу в своем классе и школе ; — выполняет задание по педагогике, психологии и школьной гигиены — изучает жизнь учебного заведения, — посещает заседания педагогических советов ( кафедр ) — накапливает и обрабатывает материал со школьной практики для написания курсовой и дипломной работы.
3. Обязанности студентов — практикантов
- Студенты — практиканты на протяжении всей практики каждый день приходят в школу до начала занятий и находящихся в ней не менее 6 часов. Явка практиканта в учебное заведение в указанный методистом время обязательна.
- Студенты в школе являются составной частью педагогического коллектива и поэтому во время прохождения педагогической практики должны соблюдать правила внутреннего распорядка учебного заведения, выполнять распоряжения директора, зам.директора по учебно — воспитательной работе и руководителя практики.
- На практику студенты приходят учиться, овладевать опытом учителей и преподавателей. Взаимоотношения с учителем должны быть деловыми, тактичными.
- Студенты обязаны выполнять все виды работ, предусмотренные программой педагогической практики, аккуратно и добросовестно готовиться к каждому уроку и внеклассного занятия. Студент, который недостаточно хорошо подготовился к уроку, несвоевременно и неряшливо написал конспект урока, не подготовил и не проверил оборудования к нему, недостаточно усвоил материал и т.п. к уроку не допускается, и за этот урок ему выставляется неудовлетворительная оценка.
- Воспитывая у учащихся аккуратность и вежливость по отношению к товарищам, студент- практикант сам должен быть образцом дисциплинированности, организованности, трудолюбия.
- Студенты, работа которых на педагогической практике признана неудовлетворительной, обязаны повторить педпрактика полностью или частично.
- После окончания практики студенты должны в трехдневный срок сдать своем групповом методисту всю отчетную документацию по педагогической практике.
Соответствии с поставленными задачами после прохождения практики студент- практикант должен сдать своему групповом методисту по физике :
- Календарно — тематический план проведенных уроков ( согласовать с методистом на первой неделе практики).
- План- конспекты всех уроков. Из них не менее 5 зачетных, один из которых — распространенный с изготовлением наглядности (перед проведением каждого урока предварительно рассмотреть с методистом и учителем и получить у них разрешение на проведение урока ).
- Анализ урока коллеги студента – практиканта.
- План- конспект проведения одного из видов внеклассной работы ( кружка, факультатива и т.п.).
- Сценарий проведенного воспитательного мероприятия по физике (перед проведением предварительно рассмотреть с методистом, учителем и классным руководителем и получить у них разрешение на проведение мероприятия).