или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Учебные заведения Москвы > Средние специальные учебные заведения > Педагогический колледж №1 им. К.Д. Ушинского |
Тип работы: | Дипломные работы |
Категория: | Дефектология, Педагогика |
Год сдачи: | 2013 |
Количество страниц: | 57 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 16.05.2016 |
Количество просмотров: | 866 |
Рейтинг работы: |
ВВЕДЕНИЕ
Речь имеет общественно-историческую природу. Люди всегда жили и живут коллективно, в обществе. Общественная жизнь и коллективный труд людей вызывают необходимость постоянно общаться, устанавливать контакт друг с другом, воздействовать друг на друга. Это общение осуществляется при помощи речи. Благодаря речи люди обмениваются мыслями и знаниями, рассказывают о своих чувствах, переживаниях. Основная функция речи - служить средством общения между людьми.
Речь распахивает широкое окно в окружающий мир ребенка. Речь является основным средством общения для школьника. Без нее школьник не имел бы возможности получать большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств. Чтение обогащает словарь школьника, развивает его устную и письменную речь. Овладение чтением и письмом - необходимое условие дальнейшего развития ребенка.
Некоторые дети испытывают затруднения при обучении. Попадая в общеобразовательную школу, такие дети становятся неуспевающими учениками вследствие речевого недоразвития.
Нарушения речи существуют различные, среди них встречается такое нарушение речи как недоразвитие письменной речи. Особенно часто нарушение письменной речи встречается у детей с задержкой психического развития. За последнее время оно стало очень распространенным явлением. На это указывают И.А. Смирнова, Е.В. Мальцева, Е.А. Логинова и др.
Так, по данным В.А. Ковшикова и Ю. Г. Демьянова [6,4], нарушения письма обнаружены у 92,5 % (у 37 детей из 40) учащихся 7-9 лет с задержкой психического развития. И поэтому любое нарушение в письменной речи необходимо корректировать.
Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что в реальной практике обучения письменной речи в классах коррекционно – компенсирующего обучения обнаруживаются серьезные недостатки. Известно, что младшие школьники с задержкой психического развития не могут самостоятельно построить текст, выражающий их мысли и чувства. Основная причина заключается в том, что практика обучения детей с задержкой психического развития не учитывает специфику функционирования и развития письменной речи и не задает ее как умение строить семантические самостоятельные высказывания. Поэтому надо обеспечивать возможность успешного обучения этих детей, а так же способствовать лучшему усвоению ими знаний, развивать их познавательные способности и интерес к занятиям, активизировать их самостоятельную познавательную активность. Но почему то обучение письменной речи строится, таким образом, будто в ней самое главное - это умение выводить буквы и не делать ошибок в словах и предложениях.
Объект: коррекция письменной речи детей с задержкой психического развития.
Предмет: дидактические игры в коррекции письменной речи младших школьников с задержкой психического развития.
Цель: выявление роли дидактических игр в коррекции письменной речи младших школьников с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: если на уроках русского языка с детьми с задержкой психического развития использовать специальные дидактические игры, то это будет способствовать коррекции письменной речи при условиях:
- знания учителем особенностей письменной речи младших школьников с задержкой психического развития;
- систематического использования дидактических игр на уроках русского языка;
- соответствие дидактических игр уровню развития младших школьников с задержкой психического развития.
Задачи:
- выявить знания о симптоматике, причинах, механизмах нарушения письменной речи у младших школьников с задержкой психического развития;
- выделить характерные особенности нарушений письма у младших школьников с задержкой психического развития;
- определить роль дидактических игр в коррекции письменной речи младших школьников с задержкой психического развития;
- подобрать и апробировать специальные дидактические игры по коррекции письменной речи;
- сделать анализ опытно - практической работы.
И.Н. Садовникова в книге «Нарушение письменной речи и их преодоление» освещает предпосылки формирования письма в норме и механизмы нарушений, приводящих к стойким специфическим ошибкам.
Л.В. Ястребова в своем пособии «Коррекция недостатков речи у учащихся» представила характеристики проявления неполноценного развития устной и письменной речи, вскрыла причины трудностей усвоения родного языка детьми.
Р.И. Лалаева в работе «Логопедическая работа в коррекционных классах» предложила основные принципы коррекционного обучения для детей с интеллектуальными отклонениями.
Изучением психолого – педагогических особенностей детей с ЗПР на протяжении ряда лет занимается группа научных сотрудников Института дефектологии Академии педагогических наук. В.И. Лубовский, П.Б. Шошин, Г.В. Егорова, Н.Н. Поддубная, Р.Д. Тригер, Н.А. Цыпина.
Психолого-педагогические исследования выявили характерные для детей с задержкой психического развития особенности высшей нервной деятельности, познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, специфические трудности в усвоении учебных предметов (В.И.Лубовский, Т.В. Егорова, Н.А.Никашина, Г.М.Капустина, Р.Д.Тригер, Н.А. Цыпина, С.Г.Шевченко и др.).
Исследование особенностей развития речи, как одно из важнейших направлений в изучении детей с задержкой психического развития, проводилось многими учеными, такими как Т.П.Артемьева, Н.Ю.Борякова, Е.В. Мальцева, Е.С.Слепович, Г.Н.Рахманова, Р.Д.Тригер, С.Г.Шевченко.
Зависимость между нарушениями письма, с одной стороны, и дефектами устной речи и слуха с другой, изучали: Ф.А. Рау, М.Е. Хватцев, М.Е. Боскис, Р.Е. Левина. Нарушение письменной речи у младших школьников изучали: Л.Н. Ефименкова, И.Н. Садовникова, Р.И. Лалаева, А.Н. Корнев и другие
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы нами был использован комплекс методов исследования:
- теоретический (анализ литературы по общей и специальной педагогике, логопедии, методике русского языка);
- эмпирический (опытно-практическая работа);
- анализ полученных данных.
Первый этап был посвящен изучению специальной литературы, в котором говорится о проблеме коррекции письменной речи у детей с задержкой психического развития.
Основной целью второго этапа являлось проведение опытно-практической работы по коррекции письменной речи у младших школьников с задержкой психического развития
Работа объёмом 57 страниц состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 31 источника и 8 приложений.
(фрагменты работы)
1.1.1. Особенности письменной речи младших школьников с задержкой психического развития
Речь - это форма общения, сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей, опосредованная языком. [ 4,26] Основная функция речи - общение.
Речь служит средством передачи знаний. С коммуникативной функцией связана функция выражения и воздействия. Речь выражает чувства, эмоциональные состояния человека и направлена на то, чтобы сообщить слушателю наряду со знаниями также и отношение к окружающему.
Общение это главное в жизни каждого человека. Без общения человек не смог бы жить. Как известно, речь это средство общения. Без неё общение не могло бы существовать. Но ребенок не рождается уже с готовой речью для общения, ее необходимо развивать.
Основные узловые моменты развития речи в школьном возрасте таковы:
- усвоение устной, письменной речи и формирование внутренней;
- овладение грамматикой, являющейся сводом правил и законов языка;
- овладение точной и выразительной речью;
- формирование речевых свойств личности школьника;
- формирование связной речи.
Уже на первом году обучения ребенка приучают к правильному оформлению мыслей в речи, к четкости формулировок и высказываний.
В неразрывной связи с формированием устной речи развивается письменная речь.
Устная и письменная речь обладает своими психологическими особенностями. При устной речи человек воспринимает слушателей, их реакцию на его слова. Письменная же речь обращена к отсутствующему читателю. Отсутствие непосредственного контакта между пишущими читающим создает определенные трудности в построении письменной речи. Пишущий лишен возможности использовать выразительные средства (интонацию, мимику, жесты) для лучшего изложения своих мыслей (знаки препинания не заменяют в полной мере этих выразительных средств), как это бывает в устной речи. Поэтому письменная речь обычно менее выразительна, чем устная.
Письменная речь – одна из форм существования языка. «Письмо есть знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью графических элементов передавать информацию на расстоянии и закреплять ее во времени» [ 21,52]
Письменная речь имеет большое значение для умственного развития ребенка, но овладение ею представляет и некоторые трудности. Эти трудности складываются уже при обучении чтению, т. е. пониманию письменной речи. [ 7,113 ]
Очень важное значение имеет и овладение письмом. Ребенок, который к тому времени, как он начинает овладевать письменной речью, уже обладает значительным опытом общения по средствам устной речи. Прежде всего, некоторые трудности представляет для ребенка овладение самой техникой письма; и эти трудности не могут не сказаться на уровне письменной речи.[7,115]
Похожие работы