или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Учебные заведения Москвы > Средние специальные учебные заведения > Педагогический колледж №18 |
Тип работы: | Дипломные работы |
Категория: | Детская психология, Психология |
Год сдачи: | 2021 |
Количество страниц: | 45 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 10.09.2022 |
Количество просмотров: | 284 |
Рейтинг работы: |
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ГЕНДЕРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТРАШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Особенности развития гендерных представлений у детей дошкольного возраста…………..………………………………………….. 6
1.2 Игровая деятельность как средство развития гендерных представлений у детей старшего дошкольного возраста……………… 11
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЯ ГЕНДЕРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТРАШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Определение уровня сформированности гендерных представлений у детей старшего дошкольного возраста…………………………..…… 16
2.2 Опыт работы по развитию гендерных представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности …. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………... 33
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ…………………………………………………. 35
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования. Наличие глубоких противоречий в разных сферах деятельности человека характерно для развития современного общества. Одним из них является противоречие между традиционно сложившимися нормами фемининного и маскулинного поведения и реальным их воплощением в жизни. Учёные бьют тревогу: набирает рост и силу феминизация мужчин и маскулинизация женщин. Революционные преобразования прошлого столетия заложили тенденцию уравнивания людей разного пола в политической и социально-экономической жизни страны. В настоящее время эта тенденция получила особый размах и утверждение. К тому же, изменения полоролевых отношений в странах Европы и Америки (однополые браки, отказ называть родителей папой и мамой, отказ от пола) являются существенной поддержкой этого процесса.
Поэтому гендерное воспитание в дошкольной образовательной организации и семье является проблемой значимой и актуальной. Одним из средств гендерного воспитания является игра, поскольку она, являясь ведущим видом деятельности в дошкольном детстве, позволяет ребёнку усвоить гендерное поведение: опыт взаимодействия ребёнка со взрослыми и представителями обоих полов.
Исследователи Т.В. Бендас, Ш. Берн, Л.В. Градусова, В.С. Каган, И.С. Клецина, Е.А. Конышева и другие подчеркивают, что важнейшей составляющей личности является гендерная идентичность и её формирование необходимо начинать уже с дошкольного возраста. [3]
Гендерная идентичность очень важна для положительной и мягкой социализации ребёнка в обществе, ведь она представляет собой отождествление себя с определенным полом, освоение норм и правил, характерных для этого пола и демонстрацию их в своем поведении.
В дошкольном возрасте гендерная социализация мальчиков и девочек предусматривает целенаправленную педагогическую работу, которая содержит формирование у дошкольника ценностного отношения, интереса к представителям своего и противоположного пола, желания и умений взаимодействовать друг с другом, мирно разрешать конфликты, становление позиций мальчика и девочки как субъектов социальных отношений. Таким образом, в конечном результате вырабатывается модель поведения, отвечающая полу ребенка, опыту и способам коллективного взаимодействия, сотрудничества в детских видах деятельности.
С точки зрения исследователей И.М. Кононовой и С.Н. Литвиновой «наиболее сенситивным возрастом для гендерной социализации дошкольников обнаруживается старший дошкольный». [10]
Дошкольники 5-6 лет принимаются имитировать в игровой деятельности женские и мужские профессиональные качества и умения. Дошкольники играют в то, что они познали, имитируя при этом отношения родителей и прочих взрослых.
Задачи по развитию гендерных представлений у детей старшего дошкольного возраста точно и понятно сформулированы в инновационной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой в области «Социально-коммуникативное развитие»: расширять традиционные гендерные представления, воспитывать уважительное отношение к сверстникам своего и противоположного пола (для детей 5-6 лет); закреплять традиционные гендерные представления, продолжать развивать в мальчиках и девочках качества, свойственные их полу (для детей 6-7 лет). [13]
Цель исследования: теоретически обосновать и проверить в ходе опытно-практической работы эффективность развития гендерных представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности.
Объект исследования: социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс развития гендерных представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности.
Цель исследования определяет круг поставленных задач:
- рассмотреть особенности развития гендерных представлений у детей старшего дошкольного возраста;
- выявить особенности использования игровой деятельности как средства развития гендерных представлений у детей старшего дошкольного возраста;
- выявить уровень сформированности гендерных представлений у
детей старшего дошкольного возраста;
- провести опытную работу по развитию гендерных представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности и проверить ее эффективность.
Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования), эмпирические (наблюдение, диагностические методики).
База исследования: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 664".
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
(фрагменты работы)
1) Период дошкольного детства — это то время, когда у ребенка раскрываются уникальные возможности, данные ему своим полом.
К 3 годам дети начинают отчетливо различать и признавать свои гендерные особенности: я — мальчик, я — девочка. По мнению ученых, гендерное самосознание ребенка этого возраста включает: внешность, имя, образ «Я» (в настоящем и будущем), установки (социума и свои), роли (социума и свои). В этом возрасте у детей закрепляется половое самосознание, дети различают людей по полу, опираясь на внешние признаки, такие как одежда или причёска.
Многие специалисты полагают, что младшие дошкольники внутренне
мотивированы к приобретению ценностей, интересов и моделей поведения, соответствующих их полу. В данном возрасте без помощи взрослых дошкольник совершает усилия распределять роли в играх в соответствии с полом участников игры. Но представления детей 3–4 лет о собственной гендерной принадлежности еще не стойки. Например, если музыкальный руководитель приглашает выйти на танец девочек, то обязательно несколько мальчиков выйдут тоже. Очевидно, что содержание гендерного сознания детей в возрасте 3–4 лет весьма ограничено, но является достаточным для того, чтобы включать в процесс воспитания детей задачи, связанные с формированием гендерной идентичности. [5]
К 4-5 годам происходит закрепление гендерного самосознания ребенка. Именно в этом возрасте ребенок начинает сознательно различать людей по полу, опираясь при этом на внешние признаки (одежду, длину волос и пр.). Представления детей о собственной принадлежности к женскому или мужскому полу еще не стойкие и дети часто полагают, что пол можно изменить. [10]
В 6-7 лет ребенок окончательно осознает необратимость гендерной принадлежности, причем это совпадает с бурным усилением гендерных установок в поведении: мальчики и девочки по собственной инициативе выбирают себе партнеров по играм, проявляя в них сформировавшиеся гендерные стереотипы поведения, соответствующие их полу. [15]
2) В младшем дошкольном возрасте происходит процесс первичной половой идентификации, и он ассоциируется первоначально с одеждой и прической. Дидактические игры, а также сюжетно-ролевые знакомят детей с женской и мужской одеждой. К дидактической игре «Оденем Катю на прогулку» добавляется игра «Оденем Сашу на прогулку». К сюжетно-ролевой игре «Уложим Таню спать» добавляется «Уложим Мишу спать» и так далее. Рядом с куклой-девочкой, одетой по сезону, появляется кукла — мальчик. [5]
В среднем дошкольном возрасте дети объединяются в небольшие группы для совместных игр, чаще всего это группы мальчик-мальчик или девочка-девочка. Увеличивается потребность в отдельных уголках, оборудованных соответствующим игровым материалом. Чаще игрушек для девочек бывает достаточно, а для мальчиков игрушки дополняются. Мальчик в группе сверстников своего пола приобретает мужские черты, становится менее зависимым от матери. Поэтому в играх мальчиков особенно характерна групповая деятельность. [1]
При внесении изменений в игровом пространстве необходимо стремиться вызвать у детей расположение и симпатию к новинкам, желание участвовать в обустройстве группы. Так, например, оборудовав для мальчиков «уголок динозавров», предложить им сконструировать динозавров из специального строительного материала и фантастические деревья из природного или бросового материала (аналогично и для девочек, например, «уголок королевы», подать идею примерить ей платья, подобрать к каждому платью по короне и по паре туфель, построить замок и обустроить в нём комнаты, найти королеве дочку (принцессу)). [14]
В старшем дошкольном возрасте мальчики и девочки объединяются для совместных игр (мальчик-девочка), выполняя мужские и женские роли. К привычному набору игрушек добавляются куклы-мальчики (от младенцев до мужчин). В уголках девочек появляются игрушечные дома с мебелью, одеждой для женщин (куклы Барби и домик для куклы Барби). Следовательно, мы также наблюдаем в детской игровой среде постепенный переход (начиная с младшей, заканчивая подготовительной группой) от крупных игрушек к более мелким, от простых к более реалистичным, игрушкам-копиям. [15]
3) Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал значимость проведения работы по развитию гендерных представлений у детей старшего дошкольного возраста. В связи с этим была организована и проведена опытно-практическая работа по данной проблеме, целью которой в рамках нашего исследования была проверка эффективности использования игровой деятельности для развития гендерных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Опытно-практическая работа проводилась на базе ГБОУ Школа № 664. В исследовании приняли участие дети старшей группы в количестве 23 человек. Возраст испытуемых детей от 5 до 6 лет. Все дети нормально физически развиты.
Определение уровня развития гендерных представлений у детей старшего дошкольного возраста осуществлялось на основе следующих методов:
1)стандартизированное наблюдение за мальчиками и девочками (И.П. Шелухина),
2)стандартизированная беседа «Мальчики и девочки» (Н.Е. Татаринцева),
3) тестовое задание «Выбор игрушки» (О.П. Буюкли).
4) В дидактической игре «Оживи предмет» использовались различные предметы и игрушки: меч, подушка, зеркало, мяч, кукла и т. д. В ходе игры дети пытались представить, кем бы мог стать предмет, и каким бы характером он обладал, если бы был оживлён. Например, меч стал бы мужчиной, отважным воином, мяч — быстрым, прыгучим мальчишкой (или девчонкой), указка — женщиной-учительницей и т. д. Используя своё богатое воображение, дети смогли дать много необычных ответов. Например, Серёжа Р. сказал: «Подушка могла бы стать белой кошкой», а Лена О. предположила: «Зеркало могло бы стать писаной красавицей».
В сюжетно-ролевой игре «Магазин женской и мужской одежды» дети проигрывали ситуацию, когда им необходимо прийти «в магазин», выбрать для себя подходящую одежду, соответствующую их полу и выкупить её в кассе у продавца. Во время беседы после проведения игры дети рассказали, что иногда ходят вместе с родителями в магазин одежды, где пополняют состав как детского, так и взрослого гардероба, но чаще всего мамы заказывают и покупают все нужные и понравившиеся вещи через интернет-магазины.
Похожие работы