или
Заказать новую работуУчебное заведение: | Другие города > ДРУГОЕ |
Тип работы: | Дипломные работы |
Категория: | Детская психология, Дошкольное образование, Педагогика |
Год сдачи: | 2014 |
Количество страниц: | 135 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 18.02.2015 |
Количество просмотров: | 1152 |
Рейтинг работы: |
ВВЕДЕНИЕ
Подготовка детей к школе - задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе один из важных и значимых аспектов этой задачи.
В психолого-педагогической литературе встречается большое разнообразие подходов к рассмотрению сущности, структуры, содержания, условий формирования психологической готовности к обучению в школе. В качестве основополагающих аспектов выделяются:
‒ состояние физического и психического здоровья, уровень морфологической зрелости организма;
‒ уровень развития познавательной деятельности и речи;
‒ сформированность произвольности поведения;
‒ внеситуативное общение со взрослыми и сверстниками.
Психологическая готовность ребенка к обучению в школе, а, следовательно, и успешность его дальнейшего обучения обусловлена всем ходом его предшествующего развития. Для того чтобы он мог включиться в учебный процесс, в дошкольном возрасте должен быть выработан определенный уровень умственного и физического развития, выработан ряд учебных навыков, приобретен достаточно широкий круг представлений об окружающем мире.
Однако недостаточно только накопить необходимый запас знаний, усвоить специальные умения и навыки, так как учение - это деятельность, предъявляющая особые требования к личности. Чтобы учиться, важно обладать терпением, силой воли, уметь критически отнестись к собственным успехам и неудачам, контролировать свои действия. В конечном итоге ребенок должен осознать себя как субъекта учебной деятельности и соответственно строить свое поведение. «В связи с этим, особого внимания заслуживает специальное изучение внутреннего мира ребенка, его самосознания, которое отражается в актах самооценивания и саморегулирования представлений личности о себе, о своем месте в сложной системе общественных отношений» [8, с.10 - 12].
Л.И. Божович еще в 60-е годы указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника.
Большое значение для работ по проблеме готовности детей к обучению в школе имеет теоретическое положение, наиболее интенсивно разрабатываемое Л.А. Венгером, согласно которому у ребенка дошкольного возраста не может быть «школьных качеств» в их чистом виде, поскольку они, как и любые психические процессы, складываются в ходе той деятельности, для которой они необходимы, и, следовательно, не могут быть сформированы без нарушений специфических условий жизни и деятельности, характерных для дошкольного возраста.
В современной психологии выделение компонентов школьной готовности производится по различным критериям и на разных основаниях. Некоторые авторы (Л.А. Венгер, А.Л. Венгер, Я.Л. Коломенский, Е.А. Панько и др.) идут по пути дифференциации общего психического развития ребенка на эмоциональную, интеллектуальную и другие сферы, и, следовательно, выделяя интеллектуальную, эмоциональную, мотивационную готовность. Другие авторы (Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова) рассматривают систему взаимоотношений ребенка с окружающим миром и выделяют показатели психологической готовности к школе, связанные с развитием различных видов отношений ребенка с окружающим миром. В таком случае основными сторонами психологической готовности детей к школе являются: произвольность в общении со взрослыми; произвольность в общении со сверстниками; адекватно сформированное отношение к самому себе.
Значимость исследования психологической готовности дошкольников к школе заключается в том, что детский сад, являясь первой ступенью в системе образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен дошкольник к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Однако, наряду с детьми, посещающими детский сад, есть дети, его не посещающие в силу ряда причин:
1.Низкий уровень обеспеченности семей. В результате экономического кризиса 2008 – 2009 гг. произошло снижение среднего уровня реальных душевых доходов населения, хотя его масштабы несопоставимы с теми, что наблюдались в 1990-е гг. Признаки негативного влияния кризиса на динамику доходов населения проявились в конце 2008 г. и середине 2009 г., но к концу 2009 г. они были демпфированы пакетом перераспределительных мер правительства: повышением пенсий, минимальной заработной платы, заработной платы в бюджетном секторе и пособия по безработице.
По данным РМЭЗ, снижение бедности в 2000х гг. не было равномерным для всех групп семей с детьми: наиболее значительно риск бедности сократился для семей с низкой и средней иждивенческой нагрузкой (семьи с 1–2 детьми). На положение многодетных семей экономический рост оказал незначительный позитивный эффект. Тем не менее, даже среди полных семей с одним ребенком в 2009 г. 15 % все еще не могли преодолеть черты бедности.
По совокупности критериев в кризисный период семьи с детьми, безусловно, пострадали сильнее остальных, но их отставание нельзя назвать критичным. Среди всех типов семей с детьми наиболее уязвимыми с точки зрения бедности вне зависимости от метода ее измерения являются многодетные семьи. Масштабы многодетности в России невелики: такие семьи составляют 2.6 % от общего числа домохозяйств и 6.6 % от числа семей с детьми, но многодетность в России носит ярко выраженный региональный характер. Бедность многодетных семей обусловлена высокой иждивенческой нагрузкой и ограниченными возможностями занятости матерей. Эта группа семей не в состоянии обойтись без поддержки государства.
2. Высокая родительская оплата за содержание детей в ДОУ. Недостаток материальных ресурсов в семье является ключевым, но далеко не единственным фактором социальной исключенности ребенка. Очевидно, что помимо этой проблемы домохозяйства с детьми могут сталкиваться и с другими формами неблагополучия, например, дефицитом социальных услуг, низким уровнем комфортности семейной среды и острыми внутрисемейными конфликтами.
3. Отсутствие мест в ДОУ. Сокращение ДОУ объясняется снижением спроса со стороны населения из-за сокращения численности детей, а также из-за отказа бедных родителей от пользования их услугами по причине нехватки средств и отказа богатых родителей, имеющих возможность дать дошкольное образование дома.
В среднем по России в городской местности количество дошкольных учреждений неуклонно снижается, число детей, приходящихся на 100 мест в ДОУ (из числа посещающих детский сад), в последние годы растет, а охват в последние несколько лет перестал уменьшаться и даже несколько вырос, что в целом может свидетельствовать об определенных позитивных тенденциях в оптимизации сети ДОУ.
В тоже время трансформация сети ДОУ проходит неравномерно. Результаты исследования указывают на то, что если в сельской местности на состояние сети ДОУ в значительной мере влияют территориальные и социально-экономические различия регионов, то в городах оно в первую очередь зависит от политики органов управления образованием. В целом по городской местности на 100 мест в ДОУ приходится 92 ребенка, в больших городах средний показатель увеличивается до 98, но при этом наблюдается разброс от 48 (г. Москва) до 227 (г. Карабулак) детей на 100 мест. Примерно в половине крупных городов на 100 мест в ДОУ приходится более 100 детей, то есть в большей или меньшей степени возникают проблемы с предоставлением мест в дошкольных учреждениях. В 2012 г, в целом по России состояло на учете для определения в детский сад около 405 тыс. детей
4. Возможность дать дошкольное образование дома. Дошкольное образование детей дома - это учет индивидуальности ребенка, его биоритмов, его способностей, его специфики. А также наличие высокого уровня материальной обеспеченности родителей, которые в состоянии оплачивать услуги гувернантки. Но со временем у ребенка появится потребность в общении с другими детьми. Нужно заботиться чтобы у малыша был хороший круг общения во дворе или в кружке, куда он ходит, чтобы у него были друзья. В любом случае, раньше, чем в 4 года психологи не советуют отдавать детей в учреждение дошкольного образования.
Таким образом, основными причинами снижения охвата детей дошкольным образованием представители сферы образования видят материальное неблагополучие семей и сокращение числа дошкольных учреждений, то есть разрушение сети.
Если сравнивать различные причины, по которым родители не отдают ребенка в детский сад, то влияние финансового фактора нельзя назвать самым значительным. Для семей более важны вопросы качества предоставляемых услуг и высокий уровень самих дошкольных образовательных учреждений. Родители в большинстве случаев могут найти деньги на дошкольное образование своего ребенка, но они готовы платить только за качественные, по их мнению, услуги. По утверждению родителей, финансовые проблемы мешают отдать им ребенка в детский сад в 13,8% случаев в городской местности и 12% в сельской.
Данные современных исследований подтверждают, что родители все больше и больше осознают важность дошкольного образования и готовы платить за качественное дошкольное образование своих детей. Родители готовы доплачивать за то, чтобы в детском саду у ребенка обязательно был воспитатель (или два) и несколько специалистов, в 70% случаев в городской и в 66,3% случаев в сельской местности, то есть и в городе, и на селе большинство родителей готовы разделить расходы на качественное образование своих детей с государством.
Проблемы детей, не посещающих ДОУ, с точки зрения готовности к школьному обучению, привлекают внимание психологов и педагогов (А.В. Запорожец, Е.Е. Кравцова, Г.Г. Кравцов, Т.В. Пуртова, Г.Б. Яскевич, и др.).
Актуальность изучения психологической готовности детей, не посещающих детский сад связана и с произошедшими за последнее время серьезными преобразованиями: введены новые программы, изменилась сама структура преподавания, все более высокие требования, предъявляются к детям, идущим в первый класс.
Сегодня значительное количество детей, несмотря на соответствующий возраст и имеющиеся у них навыки и умения, испытывают большие трудности в адаптации к школьному обучению, основной причиной которых является то, что они психологически не готовы к школьному типу обучения.
К тому же в связи с изменением условий жизни дети имеют разный уровень готовности к школе в зависимости от того, посещали ли они детский сад или воспитывались дома.
В последние годы появляются исследования (И.В. Голенкова, И.Н. Павленко, Г.А. Дорофеева, М.Ю. Михайлина, A.B. Роженко, Е.В. Хохлова, Л.И. Ораничева и др.), в которых рассматриваются отдельные аспекты готовности к обучению в школе дошкольников, не посещающих ДОУ. Однако теоретические и практические основы изучения психологической готовности к обучению в школе дошкольников, не посещающих ДОУ, недостаточно исследованы. Как правило, для детей групп данной категории разрабатываются лишь отдельные программы по учебным предметам и дополнительные специальные курсы (рассчитанные на одно занятие в неделю) по развитию коммуникативных навыков, эмоциональной и личностной сфер. Кроме этого, недостаточно разработаны способы оценки психологической готовности к обучению в школе детей данной категории.
Таким образом, можно вычленить следующие наиболее важные противоречия между:
‒ потребностью в новых знаниях о ведущих внутренних и внешних факторах психологической готовности к обучению в школе детей, не посещающих ДОУ и недостаточной научной освещенностью этой проблемы;
‒ потенциальными возможностями эффективной организации подготовки дошкольников к обучению в школе и отсутствием научно обоснованной модели формирования психологической готовности к обучению детей, не посещающих ДОУ, которая учитывает особенности структуры их психологической готовности к обучению в школе, ее критерии, показатели и уровни.
Проблема исследования заключается в поиске ответа на вопрос: в каких компонентах психологической готовности к школе есть отличия между детьми посещающими и не посещающими дошкольное образовательное учреждение.
В связи с актуальностью проблемы была определена тема выпускной квалификационной работы: «Психологическая готовность к школе детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения».
Целью нашего исследования становится теоретическое изучение и экспериментальное исследование особенностей психологической готовности к школе детей посещающих и не посещающих дошкольное образовательное учреждение.
Объект изучения - психологическая готовность ребенка к школе.
Предмет исследования - особенности психологической готовности к школе детей, посещающих и не посещающих дошкольные образовательные учреждения.
В гипотезе выдвинуто предположение о том, что у детей, не посещающих дошкольное учреждение, отличительными проявлениями является:
- в мотивационном компоненте - низкий уровень мотивационной готовности, отсутствуют или слабо выражены познавательные интересы, дети не видят общественного смысла в учебной деятельности;
- в социальном компоненте - у при некомпетентном стиле семейного воспитания, возникают препятствия формированию готовности к обучению в школе и, как следствие, успешной адаптации ребенка в первом классе. Дети имеют неадекватный «Я-образ», заниженные представления о себе, своих возможностях;
- в волевом компоненте - выделяемые детьми цели не всегда достаточно устойчивы и осознанны; удержание цели у них в значительной степени определяется трудностью задания, длительностью его выполнения. В основу действий зачастую кладутся чувственные побуждения, а не мысль и моральное чувство;
- в интеллектуальном компоненте - слабо развиты познавательные способности, как в области математики, так и развития речи; состояние ручных умений почти не сформировано;
- в эмоциональном компоненте - повышенная чувствительность, обидчивость и ранимость, страх перед педагогом, неуверенность, эмоциональная неуверенность, различные блокады, которые мешают воспринимать учебные импульсы или ведут к тому, что ребенок замыкается в себе.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования, определены его основные задачи:
1. Проанализировать существующие подходы к определению сущности и компонентов психологической готовности ребенка к школе.
2. Изучить психологическую готовность детей к школе посещающих и не посещающих дошкольное образовательное учреждение.
3. Исследовать уровень психологической готовности детей к школе посещающих и не посещающих дошкольное образовательное учреждение.
4. Экспериментально исследовать психологическую готовность детей, не посещающих дошкольное образовательное учреждение.
В работе были использованы следующие методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы, беседа, наблюдение, эксперимент.
Похожие работы
Работы автора