или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Другие города > ДРУГОЕ |
Тип работы: | Дипломные работы |
Категория: | Дошкольная педагогика, Педагогика |
Год сдачи: | 2017 |
Количество страниц: | 57 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 31.01.2020 |
Количество просмотров: | 386 |
Рейтинг работы: |
ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ТРУДУ - Дипломная работа по специальности Дошкольное обучение. Работа написана и защищена летом 2017 года. Оценка - 5.
(фрагменты работы)
Содержание
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические основы формирования интереса детей младшего возраста к труду посредством сюжетно-ролевой игры….……………………....7
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования интереса детей младшего возраста к труду………………...….7
1.2. Роль сюжетно-ролевой игры в формировании интереса детей младшего возраста к труду……………………….....…………………...…………………..10
1.3. Методы и формы организации работы по формированию интереса детей младшего возраста к труду в процессе сюжетно-ролевой игры…….………….15
Выводы по первой главе…..…………………………………………………...…...32
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию интереса детей младшего возраста к труду посредством сюжетно-ролевой игры………...………………...………………………………….…………………..34
2.1. Изучение уровня сформированности интереса детей младшего возраста к труду………………………………….……………...…………….………………...34
2.2. Организация и проведение формирующего этапа эксперимента по формированию интереса детей младшего возраста к труду посредством сюжетно-ролевой игры……………………………………………………………40
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию интереса детей младшего возраста к труду посредством сюжетно-ролевой игры………………………………………………………….……………….…….46
Выводы по второй главе…………………………………………..……...……...51
Заключение…………………………………………………………..…………….52
Список литературы………………………………………………………..………55
Приложение
Одна из основных задач трудового воспитания дошкольников – знакомство с трудом взрослых, формирование положительного отношения к трудовой деятельности взрослого. С начала посещения детского сада, ребята учатся использовать простейшие инструменты, изучают свойства разных материалов, приобретают навыки самообслуживания, следят за порядком и чистотой в групповой комнате, ухаживают за комнатными растениями, помогают сервировать столы, прибирать игрушки. Дома дети также могут помогать родителям, выполняя простейшие трудовые поручения.
Большинство воспитанников детского сада не имеют возможности наблюдать за трудовой деятельностью своих родителей на общественном производстве, по этой причине на помощь взрослым направлен основной вид деятельности дошкольников – сюжетно-ролевая игра.
«Игра — источник развития, она создает зону ближайшего развития, т. е. определяет развитие ребенка» - утверждал Л. С. Выготский. В процессе игровой деятельности могут быть реализованы разделы содержания таких образовательных областей, как «Физическая культура», «Познание», «Социализация».
В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям больше знаний.
Современные дети владеют гораздо большей информацией и знаниями, чем их сверстники 10-17 лет назад, они быстрее решают логические задачи.
Интересы современных детей ограничены, а игры однообразны. Обычно, такие дети не умеют находить себе занятия в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса. Если говорить о современном поколении детей, изначально, нужно сказать, что ребята в наше время или совершенно не играют, или сюжетно-ролевой игре уделяют слишком мало времени и внимания. В условиях реализации ФГОС дошкольного образования обучение детей производится в игре, т. к. она составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью.
Игра, спутник детства - ведущая деятельность, которая тесно переплетается с трудом и учением. В игре задействованы все стороны личности; ребенок находится в движении, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активизируются психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания. Всё выше сказанное подчеркивает актуальность темы выпускной квалификационной работы.
Цель: выявить педагогические условия способствующие формированию интереса детей младшего дошкольного возраста к труду.
Объект: процесс формирования интереса детей младшего возраста к труду.
Предмет: сюжетно-ролевая игра как средство формирования интереса детей младшего возраста к труду.
В соответствии с целью, объектом и предметом сформулирована следующая гипотеза: формирование интереса детей младшего возраста к труду будет проходить более успешно если:
1. Систематически целенаправленно проводится работа с родителями детей младшего дошкольного возраста по формированию интереса к труду;
2. Использовать комплекс сюжетно-ролевых, игр направленных на формирование интереса детей младшего дошкольного возраста к труду.
В соответствии с целью и гипотезой решаются следующие задачи:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования интереса детей младшего возраста к труду.
2. Определение уровня сформированности интереса детей младшего возраста к труду.
3. Экспериментально проверить эффективность сюжетно-ролевой игры как средства формирования интереса детей младшего возраста к труду.
4. Разработка перспективного плана с использованием сюжетно-ролевых игр для формирования интереса детей младшего возраста к труду.
5. Обобщить и проанализировать результаты исследования.
Поставленные задачи решались с использованием комплекса методов:
- теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме;
-наблюдение;
-беседа;
-опытная работа;
-педагогический эксперимент.
посредством сюжетно-ролевой игры
1.1.Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования интереса детей младшего возраста к труду
Трудовое воспитание и трудовая деятельность является необходимым, важнейшим условием развития самостоятельности детей. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслуживать.
Проблемой развития трудовой деятельности в детском возрасте, ведущей к развитию других качеств личности, занимались многие известные психологи, педагоги, а также представители других, смежных наук [1,с.324-326].
Еще Коменским был освещен ряд вопросов о детской самостоятельности. К.Д. Ушинский, П.Я. Гальперин, С.Л. Рубенштейн, Л. И Божович., А.Л. Венгер, а также многие другие внесли огромный вклад в изучение активности и самостоятельности, у детей дошкольного возраста. В настоящее время такие ученые как Л.И. Анцыферова, Р.С. Буре, Г.А. Цукерман, И.С. Якиманская, Н.В. Елизарова изучали психолого-педагогические условия формирования самостоятельности у детей [2,с.54-57].
Значение труда как фактора развития личности ребенка нашло отражение в истории отечественной педагогики: труды П.П. Блонского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого и др.
В.А. Сухомлинский неоднократно отмечал, что любой труд делает человека творческим, более радостным, умным, культурным, образованным. Очень важным моментом в системе трудового воспитания В.А. Сухомлинского является положение о том, что труд позволяет наиболее полно и ярко раскрыть природные задатки и склонности ребенка. Анализируя готовность ребенка к трудовой жизни, нужно думать не только о том, что он может дать для общества, но и том, что труд дает ему лично. В каждом ребенке дремлют задатки каких-то способностей. Эти задатки как порох: чтобы зажечь, необходима искра. Способности ребёнка развиваются главным образом в условиях деятельности.
А.С. Макаренко делал акцент на то, что для успешного решения задач по трудовому воспитанию дошкольников, первостепенное значение имеет создание необходимых условий. А.С. Макаренко говорил, что только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда, поэтому при организации какой-либо деятельности первостепенные задачи - это четкое планирование деятельности, организация рабочих мест, формирование коллектива и четкое распределение обязанностей в соответствии с интересами детей [3,с.101-114].
Трудовая деятельность должна способствовать повышению общего развития детей, расширению их интересов, появлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств, как трудолюбие, ответственность за порученное дело, добрый совет. Добрый совет, добрая помощь, поддержка даже самых малых успехов способствуют воспитанию положительных черт личности.
Также важным условием в трудовом воспитании является знание особенностей семейного воспитания. Воспитатели должны хорошо знать, как организована трудовая деятельность их воспитанников в семье, оказывать родителям необходимую помощь. Следует постоянно помнить, что только в тесном содружестве с семьей можно успешно решать задачу трудового воспитания ребенка [4,с.46-48].
К настоящему времени определено место труда в педагогическом процессе ДОУ:
- разработано его содержание (Е.И. Корзакова, В.Г. Нечаева, Е.И. Радина и др.);
- выделены формы организации детей в труде (З.Н. Борисова, Р.С. Буре, А.Д. Шатова);
- изучается процесс формирования положительного отношения к труду взрослых (В.И. Глотова, В.И. Логинова, ЯЗ. Неверович, А.Г. Тулегенова, М.В. Крулехт и др.);
- рассматриваются особенности трудового воспитания дошкольников в семье (Д.О. Дзинтере, Л.В. Загик, Т.А. Маркова), исследуется влияние труда на развитие нравственно-волевых качеств детей, их взаимоотношений (Р.С. Буре, Г.Н. Година, А.Д. Шатова и др.).
Немаловажное значение имеют исследования Я.З. Неверович, Т.А. Марковой, показавшие, что основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помогать взрослым.
В дошкольной педагогике выделены три способа приближения детей к труду взрослых: наблюдение за трудом, частичная помощь детей взрослым и организация совместной деятельности взрослых и детей (В.И. Глотова, Л.В. Загик, СМ. Котлярова, Г.Н. Лескова, Е.И. Радина, Д.В. Сергеева и другие).
По мнению Е.И. Радиной, в совместном труде взрослый может выступить как образец для подражания не только своими умениями, но и отношением к работе.
Таким образом, ученые внесли значительный вклад в разработку проблемы выявления признаков и компонентов трудолюбия детей дошкольного возраста. Однако проблема воспитания трудолюбия дошкольников как основного качества личности все еще остается недостаточно разработанной [5,с.65-67].
1.2.Роль сюжетно-ролевой игры в формировании интереса детей младшего возраста к труду
Что же такое детская игра? Понятие «игра» передается словами, обозначающими радость, веселье. Можно сделать вывод, что игра - это деятельность, которая доставляет ребенку удовольствие, поднимает эмоциональный настрой.
В игре ребенок воссоздает и предает виды человеческой деятельности. Принимая на себя разные социальные роли, ребенок постигает в игре сложную систему человеческих взаимоотношений.
Именно в игровой форме ребенок понимает, что люди любят друг друга и проявляют заботу, защищают и приходят на помощь друг другу. Если соответствующий игровой опыт не будет сформирован в дошкольном возрасте, то социальное развитие дошкольника может быть осложнено [6,с.18].
Игра – это вид добровольной деятельности, которая несет в себе чувство свободы. К игре нельзя принуждать. Для ребенка дошкольного возраста это единственная деятельность, в которой он пользуется свободой и может выбирать, во что играть, сколько времени тратить на игру, какие атрибуты и игрушки использовать в игре.
Игра – это деятельность символическая, так как реальные предметы в ней замещаются предметами или действиями. Кукла может превратиться в игре то в веселого, то в капризного ребенка, которого нужно накормить, и тут выручает игрушечная посуда. И вот на столе «каша», а если под рукой нет игрушечных столовых приборов, её с успехом заменяет карандаш или палочка [7,с.68-70].
Всё это символические действия с предметами-символами.
Сюжетно-ролевая игра – это творческий вид игры, в которой дети отражают явления окружающей действительности через ролевое взаимодействие.
Дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру, и т. п. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения. Но самое главное - в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает.
В сюжетно-ролевой игре знания, впечатления ребенка не остаются неизменными: они пополняются и уточнятся, качественно изменяются, преобразовываются. Это делает игру формой практического познания окружающей действительности [8,с.59-63].
Как всякая творческая деятельность, сюжетно-ролевая игра эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом.
Сюжетно-ролевая игра состоит из следующих структурных компонентов: мотив, тема, игровой замысел, сюжет, роль.
Мотив - это ролевое действие, возникающее по мере усвоения ребенком предметного мира. На протяжении развития сюжетно-ролевой игры мотив меняется. Постепенно мотивом сюжетно-ролевой игры становится возможность взаимодействия (игрового, невербального, вербального) с другими участниками игры
Тема - это область социальной действительности, которая содержится в игре. В соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста, а так же с содержанием образовательных программ и программ тематика сюжетно-ролевых игр меняется [9,с.89-90].
Игровой замысел - это общее определение тематики игры, установление, во что и как будут играть дети дошкольного возраста.
Основным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него не возможна сюжетно-ролевая игра.
Сюжет игры - это действительность, отображаемая детьми. Сюжет - это воссоздание ребенком предопределенных действий, событий, взаимоотношений из окружающей жизни и деятельности [10,с.75].
Для реализации сюжета, ребенок выполняет игровые действия (накрывает на стол, ведет прием больных, ремонтирует машину и т.д.)
Содержание сюжетно-ролевой игры отображается ребенком при помощи роли, которую он на себя берет.
Роль - по средствам роли происходит реализация сюжета игры через ролевой диалог, ролевое действие и ролевую речь.
Любая роль имеет свои правила поведения, заимствованные ребенком из окружающей жизни, из отношений в мире взрослых.
Важный элемент сюжетно-ролевой игры это соблюдение правил.
Роль - это образец того, как надо действовать. Исходя из этого образца, ребенок оценивает поведение партнеров по игре, а затем и свое собственное.
Ролевая речь: это слова, словосочетания, предложения, монологи и диалоги, которыми ребенок пользуется для обозначения своей роли и при взаимодействии с играющими в игре [11,с.85].
Игровые действия - это действия, которые ребенок осуществляет в соответствии с взятой на себя ролью. Игровые действия могут быть:
- Отображающие - это копируемые действия из реальной жизни.
- Изобразительные - это воображаемые действия, используются слова как будто.
Игровой материал: это та предметно-игровая среда, помогающая ребенку реализовать игровой замысел [12,с.67].
Основные этапы развития игры были выделены Д.Б. Элькониным.
Первый этап.
Основное содержание игры - действия с предметами, осуществляемые в определенной последовательности, которая нередко нарушается игроками. Последовательность действий носит сюжетный характер. Основные сюжеты - на бытовую тему. Действия однообразны и часто повторяются. Роли не обозначены. По форме это игра рядом или одиночная игра.
Дети охотно играют со взрослыми. Самостоятельная игра непродолжительна. Как правило, мотиватором возникновения игры является игрушка или предмет-заместитель.
Второй этап. Основное содержание игры - действия с предметом. Эти действия разворачиваются более полно и поэтапно в соответствии с выбранной ролью, которая обозначается словом. Последовательность действий становится правилом. Возникает первое взаимодействие между участниками на основе использования общей игрушки (или направленности действия). Объединения кратковременны. Основные сюжеты - бытовые. Одна и та же игра повторяется несколько раз. Игрушки заранее не подбираются. В игре участвуют 2-3 человека.
Третий этап. Содержание игры - действия с предметами, дополненные взаимодействиями, направленными с партнерами по игре. Роли четко обозначаются и распределяются до начала игры. Игрушки и предметы подбираются в соответствии с выбранными ролями. Логика, характер действий и их направленность определяются ролью. Это становится основным правилом.
Игра чаще протекает как совместная. Продолжительность игры увеличивается. Сюжеты становятся более разнообразными: дети отражают быт, труд взрослых, яркие общественные явления [13,с.30].
Четвертый этап. Основное содержание игры - отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Темы для игр разнообразны: они определяются опытом детей. Игры носят совместный, коллективный характер.
Список литературы
1. Абраменкова, В. Во что играют наши дети?: Игрушка и АнтиИгрушка [Текст] / В. Абраменкова. – М.: Яуза, Эксмо, Лепта Книга, 2016. – с.324-326.
2. Адидова, Л. Ролевая игра в раннем возрасте [Текст] / Л. Адилова // Дошкольное воспитание. – 2015. - № 11. – С. 54-57.
3. Андреева, А. Д. Проблема игровой мотивации современных детей [Текст] / А. Д. Андреева // Журнал практического психолога. – 2015 - № 5. – С. 101—114.
4. Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства: учеб. пособие / В. Н. Белкина – Ярославль : ЯГПУ, 2015. – с.46-48.
5. Бойченко, Н.А. и др. Сюжетно-ролевые игры дошкольников [Текст] / Н.А. Бойченко, Г.И. Григоренко, Е.И. Коваленко, Е.И. Щербакова – К.: Рад.школа, 2016. – с.65-67.
6. Васильева, М.А. Трудовое воспитание [Текст] / М.А.Васильева // Дошкольное воспитание. - 2014. - №4. - С.18.
7. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 2015. - с.68-70.
8. Глушкова Л. Вижу, действую, познаю: игры-занятия с детьми младшего дошкольного возраста [Текст] / Л. Глушкова // Дошкольное воспитание. – 2016. - № 9. – с. 59-63.
9. Игры и игрушки в жизни детей: пособие для педагогов ДОУ / Под ред. Т. И. Оверчук; сост. Р. А. Горб – М. : ГНОМ и Д, 2016. – с.89-90
10. Козлова, С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников [Текст] / С.А.Козлова. - М.: Просвещение, 2014. - с.75
11. Козлова, С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие / С.А.Козлова, Н.К.Дедовских, В.Д.Калишенко и др.; Под ред. С.А.Козловой. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - с.85
12. Комарова Н.Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2016. – с.67
13. Кондрашев, В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В.П. Кондрашев. – Балашов: Изд. «Николаев», 2014. – с. 30
14. Косякова О.О. Психология раннего и дошкольного детства: учебн. пособие / О.О. Косякова. – Ростов н/Д: Феникс, 2016. – с.326
15. Крулехт, М.В. Дошкольник и рукотворный мир [Текст] / М.В.Крулехт. – СПб.: Детство-Пресс, 2014. - с. 87
16. Куликова, Т. Учите детей трудиться! [Текст] / Т.Куликова // Дошкольное воспитание. – 2015. №7. – С.101-105.
17. Куцакова, Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка – дошкольника [Текст] / Л.В.Куцакова. - М.: Просвещение, 2014. - С.45-54.
18. Логинова, В.И. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду [Текст] / Логинова В.И., Бабаева Т.И., Ноткина Н.А. - М.: Детство-Пресс, 2015. - с.156-157.
19. Михайленко, Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова – М.: Изд. «Гнои и Д», 2016. – с. 68.
20. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. - М.: Педагогическое общество России, 2015. - с.102.
21. Н.В. Краснощекова, Новые сюжетно-ролевые игры для младших дошкольников: целевые прогулки, беседы, занятия, изготовление атрибутов к играм [Текст] / Н.В.Краснощекова. - Ростов н/Д: Феникс, 2015. - с. 153.
22. Павленко Т. Развитие общения со сверстниками у детей младшего дошкольного возраста // Детский сад от А до Я. – 2015. - № 5. – С. 88-94.
23. Пасечникова, Т.В. Профориентационная работа в условиях дошкольной образовательной организации: Методическое пособие /Т.В. Пасечникова – Самара: Изд. ЦПО, 2015. – с. 87.
24. Юзбекова, Е. А. Ступеньки творчества: Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника: методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2016. – с. 136.
25. Пастюк О.В. Дошкольная педагогика в схемах и таблицах [Текст] / О.В. Пастюк. – Ростов н/Д: Феникс, 2016. – с. 196.
26. Печора, К.Л., Пантюхина, Г.В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях [Текст] / К.Л. Печора. - М.: Владос, 2015. – c. 206.
27. Сазонова Н.П. «Дошкольная педагогика». Курс лекций: Учебное пособие для студентов педагогических факультетов. – СПб., ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – с.212.
28. Смирнова Е.И. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности [Текст] // Дошкольное воспитание. 2016. - №4. - С. 70 – 74
29. Смирнова, Е. О. Сюжетно-ролевая игра [Текст] / Е. О. Смирнова // Смирнова Е. О. Психология ребенка от рождения до семи лет. – М., 2015. – С. 260-282.
30. Филатов, Ф.Р. Психология [Текст] / Ф.Р. Филатов. - Ростов н/Д: Феникс, 2014. - с.183-186.
31. Холодная, М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования [Текст] / М.А. Холодная. - СПб.: Питер, 2015. - с.48-50.
32. Эльконин, Д. Б. Ролевая игра – ведущий тип деятельности детей дошкольного возраста [Текст] / Д. Б. Эльконин // Эльконин, Д. Б. Детская психология. – М., 2015. – С. 105-125.
Похожие работы
Работы автора