или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Другие города > ДРУГОЕ |
Тип работы: | Дипломные работы |
Категория: | Дошкольная педагогика, Педагогика |
Год сдачи: | 2014 |
Количество страниц: | 82 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 30.06.2014 |
Количество просмотров: | 554 |
Рейтинг работы: |
ВВедение
1. Теоритические основы системы управления дошкольным образованием
1.1. Понятие системы управления дошкольным образованием
1.2. Нормативно-правовое регулирование дошкольного образования
2. Современное состояние системы управления дошкольного образования
2.1. Характеристика дошкольного образования г. Менделеевска
2.2. Исследование системы управления дошкольного образования г. Менделеевска
3. Разработка предложений по совершенствованию системы управления дошкольным образованием
3.1. Проект предложений по совершенствованию системы управления дошкольным образованием
3.2. Обоснование необходимости реализации проекта предложений в г. Менделеевске
Работа имеет во введении актуальность, цель, задачи, объект, предмет, практическую, теоретическую значимость и структуру работы.
В содержании работа имеет литературные ссылки, таблицы, графики,рисунки. Заключение, список литературы состоящий из 50 источников.
(фрагменты работы)
Введение
Актуальность темы дипломной работы. Начавшиеся в нашей стране с середины 80-х годов XX века коренные социально-экономические и политические преобразования наибольшее влияние оказали на систему образования. Поначалу попытки «перестроечного» реформирования образовательного пространства, затем - формирование рыночного механизма регулирования общественных отношений, привели к необходимости коренной трансформации как самой системы общего образования, так и управления его развитием. С самого начала общественных преобразований в нашей стране начали создаваться законодательно-правовые, экономические, административно-управленческие основы развития образовательной системы в условиях перехода общества на рыночные механизмы функционирования экономики и демократическую организацию политической жизни.
С развитием децентрализации государственного управления, которое привело к возрастанию экономической и политической самостоятельности регионов, значительная часть обязательств и полномочий по управлению образованием была передана на места, сформировались региональные образовательные системы, основанные на соответствующем правовом, административном и общественно-политическом обеспечении. В регионах возникли свои отлаженные образовательные структуры, появилось соответствующее законодательство, начали создаваться и реализовываться оригинальные образовательные программы.
Дальнейшее развитие реформы государственного и муниципального управления в нашей стране привело в начале XXI века к необходимости создания системы эффективного местного самоуправления, без которого невозможно создание полноценного гражданского общества. Муниципальный (районный) уровень управления дошкольным образованием представляет в этом смысле наибольший интерес по нескольким причинам. Во-первых, на уровне муниципального образования происходит непосредственное управление развитием образования в условиях городского и сельского административного районного подразделения. Именно здесь формируются основные направления конкретной образовательной политики. Во-вторых, муниципальный уровень управления дошкольным образованием представляет собой системный элемент регионального образовательного пространства, который, в свою очередь, входит в общеобразовательную систему страны. Т.е. муниципальный уровень завершает системный характер федерального образовательного пространства в нашей стране. В-третьих, в условиях передачи властных полномочий на уровень муниципалитетов управление дошкольным образованием, со всем организационным и финансово-экономическим обеспечением этого процесса, а также кадровая политика в этой области, переходят в соответствующую компетенцию. При этом образовательный процесс обязательно осуществляется в рамках общепринятых в стране образовательных стандартов. Наконец, в-четвертых, вступление нашей страны в мировое образовательное пространство, в том числе в Болонский европейский образовательный процесс, не только не снижает значение муниципального уровня развития образования, но и повышает требования к нему.
Анализ изменений системы образования в России позволяет нам сделать заключение, что большинство современных новаций, нововведений, в первую очередь, касаются реформирования ее школьной ступени. Изменения в сфере дошкольного образования, на наш взгляд, носят преимущественно статусный, организационный, а не содержательный характер. Этот вывод подтверждает и создание многочисленных центров, гимназий и других заведений, а также увеличивающееся количество форм организации жизнедеятельности детей, главная задача которых заключается в более эффективной подготовке ребенка к школе, что приводит к переходу дошкольных образовательных учреждений в статус репетиторского звена.
Практически неразработанной остается, несмотря на более чем пятнадцатилетний опыт реформирования системы дошкольного образования, проблема ее регулирования на муниципальном уровне, в том числе не только городского и сельского района, но и более низкого уровня - сельских муниципалитетов и городских микрорайонов. Наибольшую актуальность разрабатываемая проблема приобретает в условиях реализации реформы местного самоуправления в нашей стране в ходе многоэтапного осуществления Федерального Закона «Об основных принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003, имеющего рамочный характер и Закона «О местном самоуправлении в РБ» от 18.03.2005.
Своевременность и злободневность исследования совершенствования системы управления дошкольным образованием на муниципальном уровне определяется не только большой теоретической и общественной значимостью рассматриваемой темы, но и недостаточным уровнем его научной разработанности, особенно в социологических исследованиях, что послужило основанием для выбора темы дипломной работы.
Степень разработанности проблемы. Научное исследование управления образованием на уровне муниципального района (конкретнее на примере г. Менделеевск) имеет в Российской Федерации хорошо сложившиеся традиции. Начиная с эпохи перестройки и реализации первых радикальных реформ образования в нашей стране, специалисты различных социально-гуманитарных и социально-управленческих дисциплин интенсивно разрабатывали теоретические и прикладные проблемы развития общего образования. Однако преобладающая часть разработок в этой области была посвящена трансформации образования в целом, и лишь попутно затрагивала различные аспекты развития и управления образованием на уровне муниципального района. Тем более, что уровень муниципального образования не рассматривался как особый, имеющий большую степень самостоятельности субъект управленческой деятельности. С развитием в нашей стране общественного самоуправления, с созданием основ гражданского общества, значение местного (муниципального) уровня социального управления, в том числе сферы образования многократно возросло. При этом теоретически данная проблема пока остается малоразработанной.
Социально-экономические преобразования, произошедшие в Российском обществе, привели к серьезным изменениям в системе образования в целом и в дошкольном его звене, в частности.
Эти изменения коснулись как организационного, так и содержательного аспектов дошкольного образования. Система дошкольного образования стала представлять собой многофункциональную сеть дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), ориентированную на потребности общества и предоставляющую разнообразный спектр образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка. Появились детские сады присмотра и оздоровления; компенсирующего вида; центры развития ребенка; группы кратковременного пребывания детей в детском саду и других учреждениях.
Изменения содержательной стороны дошкольного образования выражены в наметившейся тенденции отказа от учебно-дисциплинарной модели воспитания: педагогическая общественность стала ориентироваться на реализацию принципов гуманистической педагогики, личностно-ориентированного стиля общения с детьми.
Как показывает опыт, в российском образовании постоянно осуществляется поиск путей решения, проблемы преемственности дошкольного образования.
Образование ребенка-дошкольника должно быть направлено на обогащение, а не искусственное ускорение (акселерацию) развития. Обогащение психического развития ребенка предполагает максимальную реализацию его возможностей. В отличие от искусственного ускорения развития, оно дает возможность сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье ребенка, обеспечивает нормальное гармоничное его развитие, сохраняет радость детства.
В качестве методологической основы исследования применялись современные методы: диалектический, сравнительный, аналитический, системный, анкетный опрос, полуформализованное интервью, анализ статистической информации управленческих документов полуформализованное интервью и другие.
Теоретической основой для проведения исследования послужили работы классиков социологии, труды современных зарубежных и отечественных философов, социологов, педагогов и психологов, таких как Ананьев Б.Г., Столяренко Л.Д., Зинченко В.П., Беляевой Л.А., Бестужева-Лады И.В. и др., посвященные проблемам детства и дошкольного образования.
Из работ, исследующих феномен российского образования в его трансформационном развитии в целом, выделяются публикации Гершунского Б.С., Зборовского Г.Е., Зиятдиновой Ф.Г., Когана Л.Н., Куракова Л.Б., Нечаева В.Я., Осипова Е.И., Ушаковой М.В., Филиппова Ф.Р., Шереги Ф.Э. и др.
С начала 90-годов, в связи с реализацией в нашей стране концепции радикальной социально-экономической и общественно-политической трансформации, в российской науке появилось множество исследований, в которых предпринимались попытки анализа причин кризиса отечественной образовательной системы (Сластенин В.А., Смирнов И.П. , Филиппов В.М. и др. [3]), интенсивно изучался передовой зарубежный опыт создания эффективных образовательных методик (работы Вульфсона Б.Л., Джуринского А.Н., Саймона Б. и др. [4]), разрабатывались оригинальные модели перспективного развития отечественного образования на различных уровнях: федеральном, региональном и местном (муниципальном) (Лазарев В.С., Моисеев А.М. , Капто А.Е., Поташник М.М. и др. [5]).
В целом анализ многочисленной отечественной литературы по проблемам развития и управления системой дошкольного образования в нашей стране показывает, что условно выделяются три основных направления исследований в этой области: во-первых, это работы в основном педагогической направленности, рассматривающие проблему управления процессом образования (обучения, воспитания) и разрабатывающие различные педагогические технологии.
Особенностью исследований управления системой дошкольного образования в нашей стране является то, что значительная часть работ по этой тематике сосредоточена в многочисленных специализированных журналах, в которых публикации отличаются большой разнородностью с точки зрения теоретического уровня и глубины анализа эмпирических данных.
Признавая большое значение трудов вышеназванных авторов, мы считаем, что избранное автором направление социологического изучения проблем дошкольного образования пока еще не получило целостной теоретико-методологической и эмпирико-социологической разработки.
Объектом исследования выступает управление образованием в Менделеевском муниципальном районе.
Предметом исследования является система управления дошкольным образованием в г. Менделеевск.
Цель дипломного проекта является разработка предложений по совершенствованию системы управления дошкольным образованием в г. Менделеевск.
В соответствии с этим были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы системы управления дошкольным образованием в г. Менделеевск.
2. Рассмотреть современное состояние системы управления дошкольным образованием в г. Менделеевск.
3. Разработать предложения по совершенствованию системы управления дошкольным образованием в г. Менделеевск.
Практическая значимость работы заключается в том, что собранный в работе материал и выводы могут быть использованы:
- для теоретического осмысления, разработки и формулирования социологической концепции детства;
- для теоретико-методологических основ исследования процесса функционирования системы дошкольного образования, в современных условиях;
-в дальнейших исследованиях связанных с изучением данной темы.
Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, трех разделов: теоретического, исследовательско-аналитического и рекомендательного, далее заключение и список используемых источников.
В первом разделе изучили теоретические основы системы управления дошкольным образованием, дали понятие системе управления дошкольного образования, изучили нормативно- правовое регулирование дошкольного образования.
Во втором разделе дали характеристику дошкольного образования системы управления города Менделеевска. Исследованы и установлены проблемы системы управления дошкольного образования городе Менделеевска.
В третьем разделе обосновали необходимость реализации проекта предложений по усовершенствованию системы управления дошкольным образованием в городе Менделеевск. Предложен проект программы по совершенствованию системы управления дошкольным образованием г. Менделеевска.
В заключении автор сделал выводы по всем разделам дипломной работы.
В списке использованной литературы указано 50 источника, включающих нормативно-правовые акты, специальную литературу и текущий архив.
Похожие работы
Работы автора