Студенческий портал

admin@studynote.ru
/ Регистрация
X
Помощь студенту > Готовые работы > Дипломные работы > Дипломные работы по педагогике > Формирование метапредметных универсальных учебных действий в предметно-языковом обучении (CLIL) в 9 классе общеобразовательной школы

Тема дипломной работы: Формирование метапредметных универсальных учебных действий в предметно-языковом обучении (CLIL) в 9 классе общеобразовательной школы

1000 рублей
Купить

или

Заказать новую работу

Более 20 способов оплатить! После оплаты вы получаете ссылку на скачивание. Гарантия на - 3 дня. Исключительно в ознакомительных целях! Все вопросы admin@studynote.ru

  • Общая информация
  • Описание работы
  • Дополнительная информация

    (фрагменты работы)

Учебное заведение: Другие города > ДРУГОЕ
Тип работы: Дипломные работы
Категория: Педагогика
Год сдачи: 2021
Количество страниц: 60
Оценка: 5
Рейтинг работы:
Иллюстрация №1: Формирование метапредметных универсальных учебных действий в предметно-языковом обучении (CLIL) в 9 классе общеобразовательной школы (Дипломные работы - Педагогика). Иллюстрация №2: Формирование метапредметных универсальных учебных действий в предметно-языковом обучении (CLIL) в 9 классе общеобразовательной школы (Дипломные работы - Педагогика).

Одной из
отличительных особенностей Федерального Государственного Образовательного
Стандарта является характер обучения, главной целью которого является
всестороннее развитие личности обучающихся.

Существующая в
настоящее время система обучения отходит от традиционных результатов обучения в
виде знаний, навыков и умений. Современные требования сформированы в виде
достижения личностных, метапредметных и предметных результатов. Стандарт
диктует необходимость личностной ориентации системы образования, его
деятельностный характер, формирования общих учебных умений и навыков и
использования совокупных способов учебной, познавательной, коммуникативной и
творческой деятельности.

Такой предмет как
«Иностранный язык» дает возможность ученикам развивать навыки и умения учебной
и мыслительной деятельности, которые формируются по мере изучения всех школьных
предметов.

Планируя свою
речь, ученики учатся планировать свое речевое поведение в бытовых ситуациях.
Они учатся общаться, представляя себя в различных социальных ролях и
сотрудничать, работая в коллективе.

Несмотря на
достаточно высокую степень разработанности проблемы формирования устных речевых
умений, вопросы активного вовлечения учеников до сих пор не раскрыты ни в одном
из существующих исследований по данной проблеме. При планировании занятий
межпредметные связи, в основном, учитываются в недостаточной мере. Решить
данную проблему смогла бы современная предметно – языковая интегрированная
технология (
CLIL).

Имеющийся недостаток проработки
проблем обучения устному речевому высказыванию объясняет актуальность выбранной темы
исследования
 формирование метапредметных универсальных
учебных действий в предметно-языковом обучении (
CLIL) в 9 классе
общеобразовательной школы.

Научная новизна работы
состоит в более детальной проработке методики предметно – языкового
интегрированного обучения и разработке рекомендаций по внедрению
CLIL в процесс школьного обучения.

Объектом данного исследования является процесс формирования
метапредметных универсальных учебных действий (УУД) при помощи использования
иностранного языка в условиях основной школы.

Предмет исследования–потенциал
языковой технологии
CLIL.

Цель исследования

– теоретически
обосновать материалы по применению
CLIL технологии в обучении в
средней общеобразовательной школе.

Гипотеза исследования

формирование универсальных учебных действий у учеников
основной школы будет более эффективным, если:

1)             
Образовательный процесс
реализуется в несколько этапов, обеспечивая усвоение школьниками основных
компетенций

2)             
Используется технология
предметно – языкового обучения, которая направлена на интеграцию иностранного
языка и предметного содержания других дисциплин, изучаемых в школе

3)             
Разработана и реализуется
модель формирования иноязычной компетенции на основе
CLILтехнологии у обучающихся общеобразовательной школе.

Исходя из цели, объекта,
предмета и гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи исследования:

1)             
Раскрыть сущность CLIL – технологии

2)             
Определить место CLILв рамках
компетентностного подхода

3)             
Установить роль и место
технологии предметно – языковой интеграции в учебном процессе

4)             
Изучить процесс формирования
метапредметных УУД у учеников 9 класса общеобразовательной школы.

Методологической основой исследования
послужили:

- исследования, посвященные
компетентностному подходу в образовании: Гудкова С.А., Гуревич П.С., Жорабекова
А.Н.;

- работы, определяющие
роль и место CLIL в учебном процессе: Канцур А.Г., Казеева С.М., Попп Т.В.,
Салехова Л.Л.;

- а также труды
отечественных и зарубежных исследователей, раскрывающие понятие и содержание
CLIL: Гривесон М., Павон В., Симакова С.М., Цыганов А.В., Юрасова Е.С., Эннис
М. и др. 

Теоретическую основу исследования составили:

1)             
Лично – деятельностный подход
(Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев и др.)

2)             
Концепция иноязычной
коммуникативной компетенции и исследования, посвященные вопросам ее
формирования и развития (Г.И. Богин, М.Н. Вятютнев, Н.Д.Гальскова и др.)

3)             
Когнитивная теория билингвизма
J. Cummins

Информационные источники: проекты ФГОС
основного общего образования (5 – 9 классы), Государственная программа
Российской Федерации «Развитие образования» от 26 декабря 2017 года.

Для успешной реализации
поставленных задач в данной работе использованы следующие методы:

а) теоретические
методы
: теоретико-методологический анализ

(определение исходных
положений исследования); понятийно-терминологический анализ (характеристика
понятийного поля проблемы);

моделирование (создание
педагогической модели формирования навыков предметного обучения с
использованием технологии СLIL при изучении предмета «География» для учеников общеобразовательной
школы)

б) эмпирическо-практические методы:

изучение
нормативно-правовых документов в области методики обучения иностранным языкам;

исследование и обобщение
эффективного опыта применения технологии CLIL;

опытно-исследовательская
работа, наблюдение.

Организация и база исследования. Исследование проведено на базе МАОУ СОШ 85.

Этапы исследования. Избранная
методологическая основа и поставленные задачи определили ход исследования,
которое состоит из трех этапов.

Первый этап – изучение
состояния проблемы в философской, психологической, методической и
педагогической литературе и в практике среднего образования; ее теоретическое
осмысление, конкретизация научных идей; формулирование гипотезы исследования; определение
цели, объекта, предмета, задач, методики, практической и теоретической
значимости исследования.

Второй этап – определение
основных положений, разработка модели, программы занятий по английскому языку
на основе технологии CLIL; определение методов организации исследования; апробация
теоретических положений и публикация текущих результатов.

Третий этап – организация
экспериментальной работы на практических занятиях по предмету «Экология» МАОУ
СОШ № 85.

Четвёртый этап – проверка
обобщение и анализ результатов, выдвинутой гипотезы, обработка результатов
опытной работы, внедрение полученных результатов в практику средней школы,
оформление выпускной квалификационной работы.

Теоретическая значимость исследования
заключается в уточнении характерных особенностей применения CLIL, выделении
психологических и педагогических принципов её применения в средней
общеобразовательной школе.

Практическая значимость исследования
обусловливается возможностью применения разработанных методических рекомендаций
при реализации методики CLIL при обучении предмету «Экология» в средней
общеобразовательной школе.

Личное участие соискателя в
исследовании и получении научных результатов состояло в проведении системного
анализа применения
CLIL-технологии на уроке по географии в средней общеобразовательной
школе. Работа по анализу и обобщению теоретического и экспериментального
материала, а также опытно-экспериментальная работа проведена лично автором.

Обоснованность и достоверность результатов исследования достигаются благодаря опоре на научные труды по философии, культурологии,
методике обучения иностранным языкам, педагогике; положения системного,
коммуникативного, культурологического и партисипативного подходов; применению
исследовательских методов, соответствующих объекту, цели и задачам
исследования; поэтапным качественным и количественным анализом полученных
данных, внедрением в образовательный процесс технологии CLIL при обучении
предмету «Экология» в средней общеобразовательной школе.

Содержание работы:

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТНО-ЯЗЫКОВОЕ ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ. 7

1.1.   Clil
технология: сущность, цели и основные этапы
.. 7

1.2
Метапредметные универсальные учебные действия: сущность и особенности
. 26

1.3 Модель формирования коммуникативных УУД у школьников на
основе предметно-интегрированного подхода
. 29

Итоги главы.. 33

ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПО
ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД НА ОСНОВЕ ПРЕДМЕТНО-ЯЗЫКОВОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО
.. 35

ПОДХОДА.. 35

2.1 Диагностика сформированности коммуникативных УУД.. 35

на констатирующем этапе исследования. 35

2.2 Апробация модели формирования коммуникативных УУД на
основе предметно-языкового интегрированного подхода во внеурочной деятельности
. 41

2.3 Сравнительный анализ результатов исследования на
контрольном этапе опытно-поисковой работы
.. 45

Итоги главы.. 48

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 50

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 52

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 60

Шаблон технологической карты предметно-языкового
интегрированного урока (CLIL-урока)
60

Приложение 2. 63

Приложение 3. 68

Конспекты занятий на основе предметно-языкового
интегрированного подхода к модулю «Частички прошлого» для обучающихся 9-го
класса
. 68

Приложение 4. 70

Карточка модуля: «Частички прошлого: слова, обозначающие
количество»
. 70

Приложение 5. 73

Результаты повторной диагностики сформированности
коммуникативных УУД у детей старшего школьного возраста
. 73

Приложение 6. 79

Динамика развития коммуникативных УУД
старших школьников на констатирующем и контрольном этапах опытно-поиск
  79

Умения коммуникации – это способы деятельности, которые позволяют человеку оформлять свои мысли в текст и понимать содержание чужих текстов, то есть под коммуникативными умениями мы понимаем умение изучать литературу с пониманием прочитанного, слушать, вникать в суть, задавать вопросы по теме, а также умение компактно оформить свои мысли. Коммуникативные универсальные учебные действия – это способы решения языковых и речевых задач, результатом которых является развитие смыслового чтения, сформированность диалогической и монологической речи, ориентирование в разных типах текста.
Суть развития коммуникативных универсальных учебных действий состоит в отборе способа решения коммуникативных задач, связанных со смысловым чтением, диалогической и монологической речью.
Таким образом, можно выделить следующие группы коммуникативных универсальных учебных действий: развитие смыслового чтения, конструирование устных и письменных текстов, участие в учебном диалоге и построение диалогической речи. Смысловое чтение и конструирование текстов – общие коммуникативные умения, которые предполагают умение работать с информацией, выражать свои мысли в устной и письменной форме, слушать и читать с пониманием, а участие в диалоге предполагает умение строить продуктивное сотрудничество со взрослыми и сверстниками, то есть работу в парах, группах, командах.
Следует отметить взаимосвязь коммуникативных УУД с регулятивными и познавательными. Мы не можем развивать универсальные учебные действия отдельно друг от друга. То есть, коммуникация невозможна без регулятивных умений, таких как контроль своего поведения. Смысловое чтение невозможно развивать без умения работать с информацией, которое относится к познавательным УУД.