или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Другие города > ДРУГОЕ |
Тип работы: | Дипломные работы |
Категория: | Дошкольная педагогика, Педагогика |
Год сдачи: | 2015 |
Количество страниц: | 57 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 22.11.2015 |
Количество просмотров: | 612 |
Рейтинг работы: |
Выпускная квалификационная работа по предмету Методика развития речи
Содержание
Введение |
3 |
|
Глава 1 |
Теоретические основы нравственно-этического воспитания детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми фольклорными жанрами |
8 |
1.1 |
Сущность нравственно-этического воспитания дошкольников |
8 |
1.2 |
Вопрос о нравственно-этическом воспитании в контексте возрастной психологии и педагогики |
18 |
1.3 |
Формирование первоначальных нравственных представлений у детей дошкольного возраста средствами произведений детского фольклора |
25 |
Выводы по первой главе |
34 |
|
Глава 2 |
Система работы по формированию нравственных представлений у детей дошкольного возраста средствами малых фольклорных жанров . Опытно-экспериментальная работа |
36 |
2.1 |
Характеристика базы опытно-экспериментальной работы |
37 |
2.2 |
Констатирующий эксперимент |
38 |
2.3 |
Формирующий эксперимент |
43 |
2.4 |
Контрольный эксперимент |
49 |
Выводы по второй главе |
52 |
|
Заключение |
54 |
|
Список использованной литературы |
||
Приложение |
(фрагменты работы)
Введение
На переломных этапах истории обостряется самосознание народа, возрастает интерес к своим истокам, корням, культуре, всему тому, что характеризует его самобытность. Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью [22].
Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастье. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи.
Детский малый фольклор формируется под воздействием множества факторов. Среди них - влияние различных социальных и возрастных групп, их фольклора; массовой культуры; бытующих представлений и многого другого [12].
Устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: сказки, пословицы и поговорки, потешки, частушки, колыбельные песни и т.д.- это неоценимое богатство каждого народа, громаднейший пласт культуры как национальной, так и мировой, показатель способностей и таланта народа. Огромной любовью пользуется у детей сказка. В русской народной сказке заключено богатое содержание (сравнениями, эпитетами, синонимами, антонимами и др.), которые дети используют в собственной речи, что способствует не только развитию и образности, ее обогащению, но и развитию творчества самих дошкольников; и в отношении нравственно-эстетических аспектов раскрываемых тем и идей. Значительный нравственный, этический потенциал заложен в русских народных пословицах и поговорках. Их можно назвать своеобразной энциклопедией этических представлений русского народа. В них, как и в других видах народного творчества, заключен практический опыт народа, его миропонимание и всевозможные знания в красочной лаконичной форме [21].
Психофизиологические особенности детей дошкольного возраста создают благоприятные возможности для морального воспитания. Дети дошкольного возраста отличаются высокой восприимчивостью, легкой обучаемостью, что обусловлено пластичностью их нервной системы, ее способностью активно реагировать на воздействия, поступающие из окружающей среды. Очень многое, что ребенок воспринимает, становится предметом его чувств, пристального внимания и подражания, осмысления. Однако в силу ограниченности жизненного опыта, большой эмоциональности, недостаточного умения дать верную оценку воспринимаемому дошкольникам, особенно младшего возраста, часто бывает не под силу отчленить хорошее от дурного, определить верный путь поведения. Поэтому так важно, во-первых, чтобы близкие ребенку люди были для него образцом и чтобы он хотел им подражать, во-вторых, чтобы они организовывали нравственно направленную деятельность ребенка, систематически упражняли его в нравственных поступках [16].
Нравственное воспитание в детском саду, являющееся неотъемлемой составляющей программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е.Вераксы), ставит определенные задачи: воспитывать у ребенка гуманное отношение к окружающему миру, любовь к родной семье, родному дому, краю, Родине; прививать желание познавать культуру своего народа (через сказки, пословицы, поговорки, произведения народного декоративного творчества); воспитывать уважительное отношение к культуре других народов; формировать бережное отношение к природе.
Исследуемая проблема — нравственно-этического развития детей дошкольного возраста средствами малых фольклорных жанров — нашла отражение в фундаментальных работах А.М.Архангельского, Н.М.Болдырева, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, И.Ф.Харламова и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания. В основе нравственного воспитания - идеи народности (К.Д.Ушинский и Л.Н.Толстой) и гражданственности (Н.К.Крупская); идеи сочетания патриотизма, интернационализма и планетарности (В.И.Вернадский, Д.С.Лихачёв, Б.Т.Лихачёв).
Похожие работы
Работы автора