или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Другие города > ДРУГОЕ |
Тип работы: | Дипломные работы |
Категория: | Другие специализации, Логопедия |
Год сдачи: | 2016 |
Количество страниц: | 75 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 03.07.2016 |
Количество просмотров: | 413 |
Рейтинг работы: |
Актуальность исследования. Проблема развития речи дошкольников является комплексной, так как она основывается на данных не только психологов педагогов, но и лингвистов. Работы представителей разных направлений науки, таких как Л.С. Выготский, А.Н.Гвоздев, А.А. Леонтьев, Е.И.Тихеева, К.Д.Ушинский и других, отчётливо доказывают, насколько велика в речевом развитии роль правильно организованной коммуникации [15].
Как показывают исследования разных учёных в области логопедии, первостепенно важным является полноценное овладение родным языком в максимально сенситивный для этого период. Многие психологи и педагоги уделяли большое внимание проблемам развития речи. Среди них такой выдающийся психолог как Лев Семенович Выготский, который считал, что речь является необходимым компонентом любой деятельности. А его последователь А.Н. Леонтьев раскрыл психологическую природу речи [56].
Но на сегодняшний день, несмотря на многочисленные опыты и работы специалистов, эта проблема остается нерешенной и многие дети дошкольного и школьного возраста нуждаются в логопедических занятиях, что говорит о необходимости и актуальности развития данной темы.
Словарь – один из компонентов речевого развития ребенка. По мнению многих учёных, занимающихся изучением детей с речевыми нарушениями, проблема формирования словарного запаса занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о состоянии словаря при различных речевых нарушениях и о методике его развития является одним из актуальных вопросов [29].
Исследованием речевого развития занимались также психологи, педагоги и лингвисты: Л.С. Выготский, А.Н.Гвоздев, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, Е.А. Флерина, Д.Б. Эльконин [27].
Формирование лексического запаса имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребенка, так как слово, его значение является средством не только речи, но и мышления.
Объект исследования. Предметный словарь у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня.
Предмет исследования. Содержание логопедической работы по формированию предметного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи II уровня.
Цель исследования. Выявить особенности формирования предметного словаря и определить пути логопедической работы по его развитию, у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня.
Исходя из цели, предмета, объекта, гипотезы были выдвинуты задачи исследования:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня;
2) выявить и проанализировать особенности развития словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
3) определить эффективные методы и приемы организации коррекционного процесса, разработка специально организованных логопедических занятий.
Гипотеза исследования. У детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня отмечается стойкое специфическое недоразвитие лексического строя речи, которое при помощи специально организованных логопедических занятий возможно преодолеть.
Методы исследования.
1. Анализ педагогической, научной и методической литературы.
2. Наблюдение (опосредованное, открытое, скрытое).
3. Эксперимент (констатирующий и формирующий).
4. Анализ полученных данных.
Теоретическая значимость. В результате работы были обобщены данные теоретической и методической литературы по проблеме изучения формирования предметного словаря дошкольников с ОНР.
Практическая значимость. Данные представленной работы могут быть использованы специалистами и логопедами в своей работе при формировании словаря существительных у детей дошкольного возраста с ОНР II уровня.
В дипломной работе применялись различные методы: изучение и анализ литературных источников по проблеме, сравнение состояния лексического строя у различных групп испытуемых, метод наблюдения, метод индивидуального лабораторного исследования, изучение медицинской и педагогической документации, беседа с детьми, с их родителями, сотрудниками детского сада, констатирующий и обучающий эксперименты.
(фрагменты работы)
Введение…………………………………………………………………….……….3
Глава 1 Научно-теоретические основы изучения грамматического строя речи дошкольников с общим недоразвитием речи……………………..……….………7
1.1 Развитие грамматического строя в онтогенезе……...……………..….……….7
1.2 Характеристика общего недоразвития речи…………..…………..………….12
1.3Особенности грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи.............................................................................................…..25
1.4 Методические подходы к коррекции грамматического строя дошкольников
с общим недоразвитием речи……………………………...………………………29
Выводы по Главе 1…………………...……………………………..……………...34
Глава 2 Констатирующий эксперимент и его анализ………….……….……….35
2.1 Организация исследования………………………………………....……...….35
2.2 Результаты экспериментального исследования………..………….…..…….40
Выводы по Главе 2……………………………………………….………………..47
Глава 3 Логопедическая работа по формированию грамматического строя дошкольников с ОНР III уровня…………...………………………………………48
3.1 Основные направления и содержание логопедической работы.................…48
3.2 Результаты контрольного эксперимента…………………….….................….62
Выводы по Главе 3……..………………………………….……….………………66
Заключение…………………………………………….………….……….……..…67
Список источников информации………………………………..………..……….69
Приложение………………..………………………………….…………………….75
Похожие работы