Студенческий портал

admin@studynote.ru
/ Регистрация
X
Помощь студенту > Готовые работы > Дипломные работы > Дипломные работы по клинической психологии > Особенности двигательной сферы у старших дошкольников c нарушениями поведения
Особенности двигательной сферы у старших дошкольников c нарушениями поведения

Тема дипломной работы: Особенности двигательной сферы у старших дошкольников c нарушениями поведения

2500 ₽
Купить за 2500 ₽

или

Заказать новую работу

Более 20 способов оплатить! После оплаты вы сразу получаете ссылку на скачивание. Гарантия 3 дня. Исключительно в ознакомительных целях! Все вопросы admin@studynote.ru

Общая информация
Описание работы
Общая информация
Учебное заведение: Учебные заведения Москвы > Средние специальные учебные заведения > Московский вечерний авиационный технологический техникум
Тип работы: Дипломные работы
Категория: Клиническая психология, Педагогика
Год сдачи: 2012
Оценка: 5
Дата публикации: 23.02.2012
Количество просмотров: 290
Рейтинг работы:
Описание работы

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Особенности двигательной сферы
у старших дошкольников
c нарушениями поведения

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ 5,5-6,5 ЛЕТ С НАРУ-ШЕНИЯМИ ПОВЕДЕНИЯ
1.1. Развитие двигательной сферы в детском возрасте 7
1.2. Уровни построения движений 10
1.3. Нарушение произвольных движений и действий 15
1.4. Нейропсихологические закономерности нормального развития 18
1.5. Изучение проблемы нарушения поведения в клинической психо-логии 20
1.5.1. Классификация психического дизонтогенеза 20
1.5.2. Расстройства поведения в детском возрасте…………………27
1.5.3. Уровни аффективной регуляции психической деятельности 34
Выводы 43
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДВИГА-ТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ 5,5-6,5 ЛЕТ С НАРУШЕНИЯ-МИ ПОВЕДЕНИЯ
2.1. Постановка проблемы исследования, гипотеза, задачи исследова-ния 45
2.2. Методы исследования. Характеристика испытуемых 47
2.3. Описание результатов исследования и их анализ 57
2.4. Обсуждение результатов 67
Выводы 72
Заключение 74
Литература 76
Приложение 80
ВВЕДЕНИЕ
Психологическая регуляция поведения является одним из основных фак-торов, обеспечивающих успешную социальную, интеллектуальную, профес-сиональную адаптацию субъекта на всем протяжении его жизненного пути.
Регуляция поведения является интегративной функцией индивидуальности, оп-ределяющей адаптацию человека в различных сферах жизнедеятельности, и дефицит регуляции в одной сфере должен закономерно соотноситься с уровнем его развития в других сферах. Употребление предметов, созданных и исполь-зуемых человеком, требует овладения собственными движениями, поэтому первой стадией в развитии произвольных процессов является развитие произ-вольных движений, которые, в свою очередь, требуют для своего обслуживания произвольного восприятия и внимания. В дальнейшем, особенно под влиянием требований детского сада и школы возникает необходимость формирования произвольной памяти и мышления, дальнейшего развития произвольной регу-ляции эмоциональных проявлений, внимания и восприятия.
Существует ряд классификаций нарушения психического развития детей (Т.А.Власова, М.С.Певзнер, В.В.Лебединский). Существенным в них является выделение форм, имеющих стойкий, необратимый характер. В данной работе мы будем рассматривать пограничную форму отклонений, приближающуюся по некоторым своим показателям к задержанному развитию – это иррегулярное психическое развитие (ИПР), связанное с индивидуальными особенностями онтогенеза, и минимальную мозговую дисфункцию (ММД). ММД связана с нарушением функционирования мозга в целом или нарушением функциониро-вания отдельных его структур.
Нейропсихологический подход к исследованию причин задержки фор-мирования функциональных систем базируется на трёх основных положениях:
Первое из них связано с представлениями о функциональных системах и гетерохронности роста и темпов развития структурных образований (П.К. Ано-хин). Гетерохронность развития функциональных систем может определяться различными факторами:
- экзогенными, к которым относятся специфические условия жизни ребёнка (экологическая ситуация, семейные отношения, культурная среда, уровень жизни, развивающие и воспитательные мероприятия),
- эндогенными, связанными с индивидуальной спецификой морфогенеза мозга.
Второе положение раскрывает связь между морфогенезом мозга и фор-мированием психики: для развития определённых функций необходима соот-ветствующая зрелость мозга, в то же время направленное обучающее воздейст-вие влияет на процессы созревания (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.В. За-порожец, С.Н. Карпова, С.Л. Рубинштейн).
Третье положение связано с теорией системной динамической локализации (А.Р. Лурия), когда различные по своему составу объединения мозговых зон образуют различные функциональные системы, которые становятся структур-ной основой различных психических функций.
Поскольку на морфогенез мозга влияют и генетические, и социальные фак-торы, то снижение уровня психического развития в силу экзогенных факторов позволяет говорить о дефиците психической составляющей онтогенеза или не-достаточности социальных воздействий. Если снижение уровня психического развития произошло из-за эндогенных факторов, можно говорить о дефиците функционирования мозговых структур.
Л. С. Выготский подчеркивал, что созревание ЦНС и психическое разви-тие ребенка представляют собой два различных процесса, связи между кото-рыми многовариантны, а не взаимно однозначны. Уровень психической регу-ляции надстраивается над уровнем физиологической регуляции, но не является его непосредственным продолжением. Согласно Л. С. Выготскому, при нару-шении естественного развития, значительно возрастает роль социальной ситуа-ции развития, так как "непосредственное следствие дефекта – снижение соци-альной позиции ребенка» [8] .
Кроме общих моментов возрастного реагирования и единого симптомо-комплекса, каждый ребенок с нарушениями поведения имеет свои особенности индивидуального и личностного развития и уникальную ситуацию социального развития.
Актуальность нашего исследования состоит в том, чтобы выявить со-ставляющие психических функций сложившиеся к этому возрасту, а также за-паздывающие в своём развитии, определить соотношение слабых и сильных звеньев двигательной сферы, сформулировать прогноз обучаемости. Своевре-менная диагностика и профилактика трудностей в обучении поможет предот-вратить складывание и закрепление стихийных, не всегда адекватных способов компенсации недостаточно сформированных двигательных функций.
Методологической базой нашего исследования стали положения о ге-терохроннности развития функциональных систем (П.К. Анохин), о двусторон-нем взаимодействии между морфогенезом мозга и формированием психики, о системной динамической локализации (А.Р.Лурия), о взаимовлиянии биологи-ческого и социального факторов в развитии ребёнка (Л.С.Выготский).
Предметом исследования являются особенности развития двигатель-ной сферы у старших дошкольников с нарушением поведения.
Объектом исследования стали дети 5,5-6,5 лет, посещающие детский сад и имеющие поведенческие проблемы (расторможенность, повышенную от-влекаемость, трудности сосредоточения внимания, конфликтность, агрессив-ность, негативизм, упрямство).
Цель исследования – выявление особенностей различных видов пракси-са у детей, посещающих старшую группу детского сада и имеющих различные нарушения поведения.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи исследова-ния:
1. Проанализировать литературу по проблеме формирования двига-тельной сферы и её нарушений.
2. Рассмотреть классификации психического дизонтогенеза и нару-шений поведения в детском возрасте.
3. Подобрать методы исследования двигательной сферы для старшего дошкольного возраста.
4. Выявить особенности двигательной сферы у старших дошкольни-ков с нарушениями поведения.
5. Провести сравнительный анализ сформированности двигательной сферы у детей экспериментальной и контрольной групп.
Для решения поставленных задач были использованы следующие мето-дики:
1. пробы на динамический праксис («кулак-ребро-ладонь», «заборчик», реципрокная координация),
2. пробы на конструктивный праксис (копирование фигур Денманна, Тейлора),
3. проба на кинестетический праксис («праксис позы пальцев»),
4. проба на регуляторный праксис (проба «реакция выбора»).
Гипотеза исследования: мы полагаем, что у детей старшего дошкольно-го возраста с нарушениями поведения будет наблюдаться несформированность двигательной сферы, что предположительно будет проявляться в регуляторном, пространственном и динамическом праксисе.
Практическая значимость исследования: ранняя нейропсихологиче-ская диагностика важна для профилактики и коррекции трудностей обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
Методическая база. Исследование проводилось на базе детского сада №1641 г. Москвы, района Крылатское (заведующая Стручкова Г.В.).

Купить за 2500 ₽

Похожие работы