или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Другие города > ДРУГОЕ |
Тип работы: | Дипломные работы |
Категория: | Литература |
Год сдачи: | 2015 |
Количество страниц: | 64 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 23.01.2017 |
Количество просмотров: | 1086 |
Рейтинг работы: |
Работа посвящена анализу «Евангельских» и «демонологических» линий знаменитого на весь мир романа Булгакова.
(фрагменты работы)
Введение…………………………………………….……....………...........3
Глава 1. Осмысление темы добра и зла в романе М. Булгакова
«Мастер и Маргарита» ............................................................................ 7
1.1. Роман «Мастер и Маргарита» как явление русской
художественной литературы XX века ....................................................... 8
1.2. Творчество Булгакова: поэтика и мистика……......…………. ..14
Глава 2. Реалистично-фантастический мир как художественный
прием в романе М. Булгакова ……………..................................……...23
2.1. «Евангельские» и «демонологические» линии романа…....……23
2.2. Воланд как художественно переосмысленный образ Сатаны….37
2.3. Историзм и психологизм романа «Мастер и Маргарита» ….......47
Заключение…………………………………………….................………. 54
Библиография…………………………………….….................………....58
Известный роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» поистине можно считать великим произведением не только русской, но и мировой литературы XX в.
Литературоведами сделано много толкований знаменитого романа, анализируя которые, мы можем сделать вывод о том, что творческая мысль писателя опередила свое время. Произведение было написано в 30-е годы – в период расцвета писательского дарования Булгакова. В этот период им также написаны романы «Жизнь господина де Мольера», «Театральный роман», драмы «Кабала святош», «Последние дни» и др.
Булгаков задумал «Мастера и Маргариту» с исторической и психологической точки зрения достоверной книгой о своем времени и его людях, вероятно, поэтому роман явился уникальным людским «документом» той эпохи, которая описана в романе. Одновременно можно сказать, что это произведение, являясь высокохудожественным, имеет обращение в будущее, становится книгой на все времена. До сих пор мы убеждаемся в глубинных творческих поисках автора, что подтверждает непрекращающийся поток статей и книг о писателе.
Роман наделен неким особым магнетизмом, своеобразной магией слова. Он, очаровывая читателя, погружает его в мир, в котором реальность не отличима от фантазии. Если проследить над временем, даже оно в романе течет по-особенному.
Актуальность данной работы определяется малой степенью изученностью демонических образов в романе М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита". Большинство работ исследователей посвящено образам Мастера, Маргариты, Иешуа, Понтия Пилата. Однако галерею литературных образов невозможно представить без демонических образов В то же время трудно представить галерею литературных образов без Воланда и его колоритной свиты.
Над романом «Мастер и Маргарита» писатель трудился практически до конца своей жизни. Это произведение является достойным продолжением существующих традиций русской литературы, которые утверждают слияние в едином потоке повествования гротеска, фантастики, ирреального с реальным. Этот роман заслуженно принес писателю посмертную мировую славу.
Анализ евангельских и демонических образов и мотивов романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» позволяет сделать следующие выводы.
Магические сцены в романе служат вполне реальным целям. Все образы и мотивы фантастических демонических действий романа Булгакова – весь этот сонм ведьм, русалок, чертей, разговаривающих котов, упырей и прочей нечистой силы – вторгается в реальную человеческую жизнь, привнося в нее удивление или страх, щемящую тоску или демонические страсти, даря волшебную таинственную силу одним и отправляя на гибель других. Именно в сценах, связанных с сеансами черной магии, образ унифицированного, лишенного, по мысли Булгакова, духовного света социума приобретает абсолютно конкретное и реальное наполнение.
Писатель проявляет свои три таланта – он реализуется как сатирик, фантазер и реалист.
Роман «Мастер и Маргарита» – настоящая загадка. Любой человек, который читает его, открывает в нем свой смысл. Книга настолько насыщена проблемами, что найти в ней основную очень сложно или даже невозможно.
Библиография
10. Боборыкин В.Г. Михаил Булгаков. – М.: Просвещение, 1991. –208 с.
11. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита. – М.: Художественная литература, 1998.
12. Бэлза И. Генеалогия «Мастера и Маргариты». – М.: Контекст, 1978. – С. 156-248.
13. Виленкин В.Я. Незабываемые чтения // Литературная Россия. – 1979, 9 февраля.
14. Виноградов И.И. Завещание мастера // Москва. – 2004. – №11.
15. Вулис А. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». – М.: Художественная литература, 1991.
16. Галинская И.Л. Криптография романа «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова // Загадки известных книг. – М.: Наука, 1986. – 345 с.
17. Гаспаров Б.М. Из наблюдений над мотивной структурой романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Литературные лейтмотивы. Очерки по русской литературе ХХ в. – М.: Знание, 1993.
18. Грознова Н. А. Творчество Михаила Булгакова. – М., 1991. – 234 с.
19. Гудкова В. Время и театр Михаила Булгакова. – М.: Сов. Россия, 1988.
20. Зеркалов А. Воланд, Мефистофель и другие: Заметки о теологии романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» // Наука и религия, 1987, № 8. – С.49-51; № 9. – С. 27-29.
21. Зеркалов А. Этика Михаила Булгакова. – М., 2004. – 239 с.
22. Зыбковен В.Ф. О белой и черной магии. – М.,1963.
23. Ионин А.Г. Две реальности «Мастера и Маргариты» // Вопросы философии. 1990. – № 2. – С. 44-55.
24. Казаркин А.П. Истолкование литературного произведения: вокруг «Мастера и Маргариты» М. Булгакова. – Кемерово, 1988. – 198 с.
25. Казаркин А.П. Литературный контекст романа «Мастер и Маргарита» // Проблемы метода и жанра. Вып. 6. Томск: Издание Томского ун-та, 1979. – С. 55-67.
26. Киселева Л.Ф. Диалог добра и зла в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» // НДВШ. Филологические науки. 1991. – № 6. – С. 3-11.
27. Ковалев Г.Ф. Свита Воланда // Филол. записки. – 1996. – Вып. 6. – С. 141-148.
28. Колодин А.Б. Свет и во тьме светит // Литература в школе. – 1994. – №1. – С. 44-49.
29. Кораблев A.A. Время и вечность в «Мастере и Маргарите» Михаила Булгакова // Художественная традиция в историко-литературном процессе. – Л., 1998. – № 2. – С. 3-31.
30. Кораблев А. А. Тайнодействие в «Мастере и Маргарите» // Вопросы литературы. 1991. – № 5. – С. 35-52.
31. Корнеева Е. «Евангелие от Булгакова» и роман о любви // Литература. – 1997. – № 36. – С. 6-8.
32. Крючков В.П. «Он не заслужил света, он заслужил покой»: Комментарий к «Мастеру и Маргарите» Михаила Булгакова // Литература в школе. 1998. – № 2. – С. 54-61.
33. Крючков В.П. «Мастер и Маргарита» и «Божественная комедия»: К интерпретации Эпилога романа Михаила Булгакова // Русская литература. 1995. – №» 3. – С. 225-229.
34. Лакшин В.Я. Мир Булгакова // Литературное обозрение. – 1989. – №10-11. – С. 13-23.
35. Левина Л.А. Нравственный смысл кантианских мотивов в философском романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // НДВШ. Филологические науки. 1991. – № 1. – С. 12-23.
36. Лесскис Г.А. «Мастер и Маргарита» Булгакова (Манера повествования, жанр, макрокомпозиция) // Известия АН СССР. Сер. лит и яз. 1979. Т. 38, № 1. – С. 52-59.
37. Лесскис Г.А. Последний роман Булгакова // Булгаков М.А. Собр. соч. в 5 т. – М.: Худож. лит., 1990. Т.5. – С. 607-664.
38. Макаревская Г., Жук А. О романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» // Волга. 1968. № 6. – С.38-50.
39. Минакова А.М. Об одном мотиве в философской прозе Булгакова // Творчество Михаила Булгакова в литературно-художественном контексте: Тез. докл. Всесоюзн. научн. конф. – Самара, 1991. – С. 12-13.
40. Немцев В. И. Михаил Булгаков: становление романиста. – Самара, 1990. – 142 с.
41. Нестеров М.В. Давние дни. Встречи и воспоминания. – М., 1959.
42. Никольский С.В. В зеркале иронии и сатиры: Скрытые мотивы и аллюзии в прозе М. Булгакова // Изв. Рос. АН. Сер. лит. и яз. 1995. Т. 54, №2.
43. Образ Луны в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Русская словесность. – 1997. – №6.
44. Петелин В.В. Возвращение мастера: о М.А. Булгакове. – М., 1986. – 111 с.
45. Петелин В. Жизнь Булгакова: Дописать раньше, чем умереть. – М.: Лакдос, 2000.
46. Рощин М.М. Мастер и Маргарита. – М., 1987. – 89 с.
47. Русская литература XX века: учеб. пособие / под ред. В.В. Агеносова. – М., 2000. – 167с.
48. Сахаров В.И. Прощание и полет: Еще раз о «Мастере и Маргарите» Михаила Булгакова // Московский вестник. – М. 1995. – № 2. – С. 27-35.
49. Сахаров В.Э. Сатира молодого Булгакова. – М.: Художественная литература, 1998. – 203 с.
50. Скорино Л.В. Лица без карнавальных масок // Вопросы литературы. – 1968. – № 6. – С. 6-13.
51. Соколов Б.В. Булгаковская энциклопедия. – М.: Просвещение, 1999.
52. Соколов Б.В. Михаил Булгаков (100 лет со дня рождения). – М., 1991.
53. Соколов Б.В. На пути к истине // Молодая гвардия. – 1991. – № 5. – С. 278.
54. Соколов Б.В. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: очерки творческой истории. – М., 1991.
55. Соколов Б.В. Три жизни Михаила Булгакова. – М., 1997.
56. Соловьев Э.Ю. Проблемы философии истории в поздних работах И. Канта // Вопросы теоретического наследия Иммануила Канта. – Калининград. – 1978. – Вып. 3.
57. Солоухина О. Образ художника и время // Москва. – 1987. – №3.
58. Творчество Михаила Булгакова: Исследования. Материалы. Библиография. – СПб.: ВЛАДОС, 2003.
59. Утехин Н.П. «Мастер и Маргарита» М. Булгакова // Русская литература. –1979. – №4.
60. Целкова Л.Н. Мотив // Введение в литературоведение: Под ред. Л.В. Чернец. – М.: Академия, 2004.
61. Чеботарева В.А. Прототип булгаковской Маргариты // Литература в школе. – 1998. – №2. – С. 117-118.
62. Чеботарева В.А. О гоголевских традициях в прозе М. Булгакова // Русская литература. – 1984. – №1.
63. Чудакова М.О. Жизнеописание М. Булгакова. – М.: Астрель, 2002.
64. Чудакова М.О. Творческая лаборатория романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Вопросы литературы. 1976. – № 1. – С. 223-234.
65. Шиндель А. Пятое измерение. К 100-летию со дня рождения Михаила Булгакова // Знамя. М., – 1991. – №. 5. – С. 193-208.
66. Щетинина Л.H. «Роман вам принесет еще сюрпризы»: Пространственно-временной континуум романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» и проблемы его изучения // Методика преподавания рус. яз. и лит. 1993. – Вып. 21. – С. 12-20.
67. Эрастова А.В. Традиции философского романа Ф.М. Достоевского в прозе М. Булгакова («Братья Карамазовы» и «Мастер и Маргарита»): Автореф. дис. канд. филол. наук. – Нижний Новгород, 1995.
68. Яблоков Е.А. Лицо времени за стеклом вечности: Историософия Михаила Булгакова // Обществ, науки и современность. 1992. – № 3. –С. 37-408.
69. Яблоков Е.А. Мотивы прозы Михаила Булгаков. – М.: РГГУ, 1999.
70. Яблоков, Е.А. Художественный мир Михаила Булгакова. – М., 2001. – 424 с.
71. Яблоков Е.А. «Я часть той силы» (этическая проблематика романа М. Булгакова) // Русская литература. – 1988, № 2. – С. 13-17.
72. Яновская Л.М. Творческий путь Михаила Булгакова. – М.: Просвещение, 1983.
73. Яновская Л.М. Треугольник Воланда и Фиолетовый рыцарь: О тайнах романа «Мастер и Маргарита». – Таллин, 1987. – №4. – С. 21-30.
74. Яновская Л.М. Треугольник Воланда. – М., 1991. – 137 с.
Похожие работы