Студенческий портал

admin@studynote.ru
/ Регистрация
X
Все > Дипломные работы > Дипломные работы по литературе > Художественное выражение демонического в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита
Художественное выражение демонического в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита

Тема дипломной работы: Художественное выражение демонического в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита

3000 ₽
Купить за 3000 ₽

или

Заказать новую работу

Более 20 способов оплатить! Сразу получаете ссылку на скачивание. Гарантия 3 дня. Исключительно для ознакомления!

Общая информация
Описание работы
Дополнительная информация

(фрагменты работы)

Общая информация
Учебное заведение: Другие города > ДРУГОЕ
Тип работы: Дипломные работы
Категория: Литература
Год сдачи: 2015
Количество страниц: 64
Оценка: 5
Дата публикации: 23.01.2017
Количество просмотров: 1086
Рейтинг работы:
Описание работы

Работа посвящена анализу «Евангельских» и «демонологических» линий знаменитого на весь мир романа Булгакова.

Дополнительная информация

(фрагменты работы)

Введение…………………………………………….……....………...........3


Глава 1. Осмысление темы добра и зла в  романе М. Булгакова


 «Мастер и Маргарита» ............................................................................ 7


1.1.         Роман «Мастер и Маргарита» как явление русской


художественной литературы XX века ....................................................... 8


      1.2.   Творчество Булгакова: поэтика и мистика……......…………. ..14


Глава 2. Реалистично-фантастический мир как художественный


прием в романе М. Булгакова ……………..................................……...23


2.1. «Евангельские» и «демонологические» линии романа…....……23


2.2. Воланд как художественно переосмысленный образ Сатаны….37


2.3. Историзм и психологизм романа «Мастер и Маргарита» ….......47


Заключение…………………………………………….................………. 54


Библиография…………………………………….….................………....58


Известный роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» поистине можно считать великим произведением не только русской, но и мировой литературы XX в.


Литературоведами сделано много толкований знаменитого романа, анализируя которые, мы можем сделать вывод о том, что творческая мысль писателя опередила свое время. Произведение было написано в 30-е годы – в период расцвета писательского дарования Булгакова. В этот период им также написаны романы «Жизнь господина де Мольера», «Театральный роман», драмы «Кабала святош», «Последние дни» и др.


Булгаков задумал «Мастера и Маргариту» с исторической и психологической точки зрения достоверной книгой о своем времени и его людях, вероятно, поэтому роман явился уникальным людским «документом» той эпохи, которая описана в романе. Одновременно можно сказать, что это произведение, являясь высокохудожественным, имеет обращение в будущее, становится книгой на все времена. До сих пор мы убеждаемся в глубинных творческих поисках автора, что подтверждает непрекращающийся поток статей и книг о писателе.


Роман наделен неким особым магнетизмом, своеобразной магией слова. Он, очаровывая читателя, погружает его в мир, в котором реальность не отличима от фантазии. Если проследить над временем, даже оно в романе течет по-особенному.


Актуальность данной работы определяется малой степенью изученностью демонических образов в романе М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита". Большинство работ исследователей посвящено образам Мастера, Маргариты, Иешуа, Понтия Пилата. Однако галерею литературных образов невозможно представить без демонических образов В то же время трудно представить галерею литературных образов без Воланда и его колоритной свиты.


 


Над романом «Мастер и Маргарита» писатель трудился практически до конца своей жизни. Это произведение является достойным продолжением существующих традиций русской литературы, которые утверждают слияние в едином потоке повествования гротеска, фантастики, ирреального с реальным. Этот роман заслуженно принес писателю посмертную мировую славу.


Анализ евангельских и демонических образов и мотивов романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» позволяет сделать следующие выводы.


Магические сцены в романе служат вполне реальным целям. Все образы и мотивы фантастических демонических действий романа Булгакова – весь этот сонм ведьм, русалок, чертей, разговаривающих котов, упырей и прочей нечистой силы – вторгается в реальную человеческую жизнь, привнося в нее удивление или страх, щемящую тоску или демонические страсти, даря волшебную таинственную силу одним и отправляя на гибель других. Именно в сценах, связанных с сеансами черной магии, образ унифицированного, лишенного, по мысли Булгакова, духовного света социума приобретает абсолютно конкретное и реальное наполнение.


Писатель проявляет свои три таланта – он реализуется как сатирик, фантазер и реалист.


Роман «Мастер и Маргарита» – настоящая загадка. Любой человек, который читает его, открывает в нем свой смысл. Книга настолько насыщена проблемами, что найти в ней основную очень сложно или даже невозможно.


 


Библиография


 



  1. Акимов В.М. Сам человек и управляет. «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова // Нева. 1988. – № 5. – С. 164-178.

  2. Акимов В.М. Свет художника, или Михаил Булгаков против дьяволиады. – М., 1995. – 160 с.

  3. Андреев П.Г. Беспросветье и просвет // Литературное обозрение. – 1991. – № 5. – С. 56-61.

  4. Арсланов В. За что казнил Михаил Булгаков Берлиоза? // Вопросы литературы. 1989. – № 8. – С. 115-147.

  5. Бабинский М.Б. Изучение романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» в XI классе. – М., 1992. – 205 с.

  6. Белая Л.B. Лексико-семантические особенности антропонимики М.А. Булгакова (на материале романа «Мастер и Маргарита» // НДВШ. Филологические науки. 1990. – № 5. – С. 106-110.

  7. Белый А.Д. О «Мастере и Маргарите» // Вестник русского христианского движения. – 1974. – №112. – С. 89-101.

  8. Бессонова М. Мотив света в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» // Проблемы эволюции русской литературы XX века. Вып. 2. – М., 1995. – С. 22-23.

  9. Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – М.: Издание Московской Патриархии, 2002.


10.  Боборыкин В.Г. Михаил Булгаков. – М.: Просвещение, 1991. –208 с.


11.  Булгаков М.А. Мастер и Маргарита. – М.: Художественная литература, 1998.


12.  Бэлза И. Генеалогия «Мастера и Маргариты». – М.: Контекст, 1978. – С. 156-248.


13.  Виленкин В.Я. Незабываемые чтения // Литературная Россия. – 1979, 9 февраля.


14.  Виноградов И.И. Завещание мастера // Москва. – 2004. – №11.


15.  Вулис А. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». – М.: Художественная литература, 1991.


16.  Галинская И.Л. Криптография романа «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова // Загадки известных книг. – М.: Наука, 1986. – 345 с.


17.  Гаспаров Б.М. Из наблюдений над мотивной структурой романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Литературные лейтмотивы. Очерки по русской литературе ХХ в. – М.: Знание, 1993.


18.  Грознова Н. А. Творчество Михаила Булгакова. – М., 1991. – 234 с.


19.  Гудкова В. Время и театр Михаила Булгакова. – М.: Сов. Россия, 1988.


20.  Зеркалов А. Воланд, Мефистофель и другие: Заметки о теологии романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» // Наука и религия, 1987, № 8. – С.49-51; № 9. – С. 27-29.


21.  Зеркалов А. Этика Михаила Булгакова. – М., 2004. – 239 с.


22.  Зыбковен В.Ф. О белой и черной магии. – М.,1963.


23.  Ионин А.Г. Две реальности «Мастера и Маргариты» // Вопросы философии. 1990. – № 2. – С. 44-55.


24.  Казаркин А.П. Истолкование литературного произведения: вокруг «Мастера и Маргариты» М. Булгакова. – Кемерово, 1988. – 198 с.


25.  Казаркин А.П.  Литературный контекст романа «Мастер и Маргарита» // Проблемы метода и жанра. Вып. 6. Томск: Издание Томского ун-та, 1979. – С. 55-67.


26.  Киселева Л.Ф. Диалог добра и зла в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» // НДВШ. Филологические науки. 1991. – № 6. – С. 3-11.


27.  Ковалев Г.Ф. Свита Воланда // Филол. записки. – 1996. – Вып. 6. – С. 141-148.


28.  Колодин А.Б. Свет и во тьме светит // Литература в школе. – 1994. – №1. – С. 44-49.


29.  Кораблев A.A. Время и вечность в «Мастере и Маргарите» Михаила Булгакова // Художественная традиция в историко-литературном процессе. – Л., 1998. – № 2. – С. 3-31.


30.  Кораблев А. А. Тайнодействие в «Мастере и Маргарите» // Вопросы литературы. 1991. – № 5. – С. 35-52.


31.  Корнеева Е. «Евангелие от Булгакова» и роман о любви // Литература. – 1997. – № 36. – С. 6-8.


32.  Крючков В.П. «Он не заслужил света, он заслужил покой»: Комментарий к «Мастеру и Маргарите» Михаила Булгакова // Литература в школе. 1998. – № 2. – С. 54-61.


33.   Крючков В.П. «Мастер и Маргарита» и «Божественная комедия»: К интерпретации Эпилога романа Михаила Булгакова // Русская литература. 1995. – №» 3. – С. 225-229.


34.  Лакшин В.Я. Мир Булгакова // Литературное обозрение. – 1989. – №10-11. – С. 13-23.


35.  Левина Л.А. Нравственный смысл кантианских мотивов в философском романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // НДВШ. Филологические науки. 1991. – № 1. – С. 12-23.


36.  Лесскис Г.А. «Мастер и Маргарита» Булгакова (Манера повествования, жанр, макрокомпозиция) // Известия АН СССР. Сер. лит и яз. 1979. Т. 38, № 1. – С. 52-59.


37.  Лесскис Г.А. Последний роман Булгакова // Булгаков М.А. Собр. соч. в 5 т. – М.: Худож. лит., 1990. Т.5. – С. 607-664.


38.  Макаревская Г., Жук А. О романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» // Волга. 1968. № 6. – С.38-50.


39.  Минакова А.М. Об одном мотиве в философской прозе Булгакова // Творчество Михаила Булгакова в литературно-художественном контексте: Тез. докл. Всесоюзн. научн. конф.       – Самара, 1991. – С. 12-13.


40.  Немцев В. И. Михаил Булгаков: становление романиста. – Самара, 1990. – 142 с.


41.  Нестеров М.В. Давние дни. Встречи и воспоминания. – М., 1959.


42.  Никольский С.В. В зеркале иронии и сатиры: Скрытые мотивы и аллюзии в прозе М. Булгакова // Изв. Рос. АН. Сер. лит. и яз. 1995. Т. 54, №2.


43.  Образ Луны в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Русская словесность. – 1997. – №6.


44.  Петелин В.В. Возвращение мастера: о М.А. Булгакове. – М., 1986. – 111 с.


45.  Петелин В. Жизнь Булгакова: Дописать раньше, чем умереть. – М.: Лакдос, 2000.


46.  Рощин М.М. Мастер и Маргарита. – М., 1987. – 89 с.


47.  Русская литература XX века: учеб. пособие / под ред. В.В. Агеносова. – М., 2000. – 167с.


48.  Сахаров В.И. Прощание и полет: Еще раз о «Мастере и Маргарите» Михаила Булгакова // Московский вестник. – М. 1995. – № 2. – С. 27-35.


49.  Сахаров В.Э. Сатира молодого Булгакова. – М.: Художественная литература, 1998. – 203 с.


50.  Скорино Л.В. Лица без карнавальных масок // Вопросы литературы. – 1968. – № 6. – С. 6-13.


51.  Соколов Б.В. Булгаковская энциклопедия. – М.: Просвещение, 1999.


52.  Соколов Б.В. Михаил Булгаков (100 лет со дня рождения). – М., 1991.


53.  Соколов Б.В. На пути к истине // Молодая гвардия. – 1991. – № 5. – С. 278.


54.  Соколов Б.В. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: очерки творческой истории. – М., 1991.


55.  Соколов Б.В. Три жизни Михаила Булгакова. – М., 1997.


56.  Соловьев Э.Ю. Проблемы философии истории в поздних работах И. Канта // Вопросы теоретического наследия Иммануила Канта. – Калининград. – 1978. – Вып. 3.


57.  Солоухина О. Образ художника и время // Москва. – 1987. – №3.


58.  Творчество Михаила Булгакова: Исследования. Материалы. Библиография. – СПб.: ВЛАДОС, 2003.


59.  Утехин Н.П. «Мастер и Маргарита» М. Булгакова // Русская литература. –1979. – №4.


60.  Целкова Л.Н. Мотив // Введение в литературоведение: Под ред. Л.В. Чернец. – М.: Академия, 2004.


61.  Чеботарева В.А. Прототип булгаковской Маргариты // Литература в школе. – 1998. – №2. – С. 117-118.


62.  Чеботарева В.А. О гоголевских традициях в прозе М. Булгакова // Русская литература. – 1984. – №1.


63.  Чудакова М.О. Жизнеописание М. Булгакова. – М.: Астрель, 2002.


64.  Чудакова М.О. Творческая лаборатория романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Вопросы литературы. 1976. – № 1. – С. 223-234.


65.  Шиндель А. Пятое измерение. К 100-летию со дня рождения Михаила Булгакова // Знамя. М., – 1991. – №. 5. – С. 193-208.


66.  Щетинина Л.H. «Роман вам принесет еще сюрпризы»: Пространственно-временной континуум романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» и проблемы его изучения // Методика преподавания рус. яз. и лит. 1993. – Вып. 21. – С. 12-20.


67.  Эрастова А.В. Традиции философского романа Ф.М. Достоевского в прозе М. Булгакова («Братья Карамазовы» и «Мастер и Маргарита»): Автореф. дис. канд. филол. наук. – Нижний Новгород, 1995.


68.  Яблоков Е.А. Лицо времени за стеклом вечности: Историософия Михаила Булгакова // Обществ, науки и современность. 1992. – № 3. –С. 37-408.


69.  Яблоков Е.А. Мотивы прозы Михаила Булгаков. – М.: РГГУ, 1999.


70.  Яблоков, Е.А. Художественный мир Михаила Булгакова. – М., 2001. – 424 с.


71.  Яблоков Е.А. «Я часть той силы» (этическая проблематика романа М. Булгакова) // Русская литература. – 1988, № 2. – С. 13-17.


72.  Яновская Л.М. Творческий путь Михаила Булгакова. – М.: Просвещение, 1983.


73.  Яновская Л.М. Треугольник Воланда и Фиолетовый рыцарь: О тайнах романа «Мастер и Маргарита». – Таллин, 1987. – №4. – С. 21-30.


74.  Яновская Л.М. Треугольник Воланда. – М., 1991. – 137 с.



 

Купить за 3000 ₽