Студенческий портал

admin@studynote.ru
/ Регистрация
X
Помощь студенту > Готовые работы > Дипломные работы > Дипломные работы по литературе > Своеобразие лирического героя поэзии Маяковского в контексте эпохи

Тема дипломной работы: Своеобразие лирического героя поэзии Маяковского в контексте эпохи

2100 рублей
Купить

или

Заказать новую работу

Более 20 способов оплатить! После оплаты вы получаете ссылку на скачивание. Гарантия на - 3 дня. Исключительно в ознакомительных целях! Все вопросы admin@studynote.ru

  • Общая информация
  • Описание работы
  • Дополнительная информация

    (фрагменты работы)

Учебное заведение: Другие города > Вузы города Нижний Новгород > Нижегородский государственный педагогический университет
Тип работы: Дипломные работы
Категория: Литература
Год сдачи: 2015
Количество страниц: 116
Оценка: 5
Рейтинг работы:

Цель работы – определить своеобразие лирического героя Маяковского на протяжении всего творческого пути поэта, установить, в чем новаторское решение этой категории в поэзии Маяковского, и, вместе с тем, в чем проявилось привнесение поэтики футуризма. Для нас также интересно сопоставить Маяковского с его современниками, поэтами- символистами, такими, как Блок, Есенин, и футуристом Северяниным, творившими в ту же эпоху.

 

Структура дипломной работы предусматривает введение, теоретическую главу, две практические, заключение, библиографический список.

Оглавление.

Введение

Глава 1. Сущность категории лирический герой

Глава 2. Эволюция лирического героя Маяковского

Глава 3. Лирический герой Маяковского в контексте литературы эпохи

Футуризм в диалоге с символизмом и имажинизмом

Маяковский и футуристы: совпадения и противоречия

Заключение

Список литературы и источников.
 

Введение.

Последние два десятилетия отмечены пристальным интересом к творчеству В.В Маяковского. Многое сделано целым рядом специалистов, ведущими отечественными литературоведами: А. Абрамовой, Г. Винокуром, С. Владимировым, Б. Гончаровой, Н. Капитаном, В. Катаняном, И. Машбиц-Веровой, А. Метченко, 3. Паперным, В. Перцовым, Ф. Пицкель, А. Субботиной, В. Сарычевой, В. Тимофеевой, В. Трениной, В. Холшевниковым, А. Михайловым.

Рассмотрение образа Маяковского в литературе 20 столетия его современниками и литературоведами 20 - 30-х годов было сковано его политической позицией. Рассмотрение творчества Маяковского сквозь призму политических идей, как, например, в трудах ученых В. Жирмунского, Б. Эйхенбаума, Ю. Тынянова, Р. Якобсона, изучавших специфику его стиха, поэтического языка, жанровое своеобразие произведения, привело к созданию канонизированного образа Маяковского только как «поэта революции». Образ этот при некоторых попытках корректировки просуществовал до 80-х годов, когда открытые споры о творчестве поэта возобновились с прежней силой и остротой, включив в круг выносимых на обсуждение вопросов проблему мифа о Маяковском.

В 80-ые эта позиция начинает меняться. В книге А. Михайлова «Мир Маяковского» автор воссоздает историю написания произведений поэта, освещает концептуально значимые факты его жизни, пытается рассмотреть творчество поэта вне критики, без взглядов литературоведов, чтобы восстановить истинное величие художника.

Проблемы воплощения авторского сознания и способов его функционирования в произведениях поэта неоднократно поднимались маяковедами. Однако вопросы эти рассматривались либо в связи с исследованием какой-либо специфической черты поэтики В. Маяковского (Б. Гончаров, Н. Капитан, 3. Паперный, В. Холшевников), либо как составляющие его поэтической картины мира (Ф. Пицкель, В. Сарычев, М. Полехина). Целостный анализ взаимообусловленных, но порой противоречивых отношений автора и лирического героя до сих пор не являлся целью исследования.

Кроме того, тема «Творчество Маяковского» на уроках литературы в школе одна из самых сложных. Как для понимания школьников, так и для преподавания учителям. Помимо политической, любовная лирика занимает в поэзии Маяковского много места. Даже в стихах, где идёт речь совсем о другом, вновь и вновь возникает слово «любовь». О любви Маяковский пишет  необычно, своеобразно, как, впрочем, и о других темах. В некоторых стихотворениях он нежен и понятен. Но чаще за внешней грубоватостью стиха, за нетипичными и непривычными оборотами, сравнениями и рифмами не сразу разгадаешь слова любви. Поэт сознательно наступает на горло собственной песни, либо, отказываясь во имя агиток и плакатов, говорить о любви – «нынче не время любовных ляс», либо облекая свои лирические строки в непривычные формы.

Лирический герой творчества Маяковского менялся, и исследователи находят в этом тесные связи с биографией поэта. Проблемы творческих взаимодействий Маяковского с литературными группами и направлениями в начале XX века, оценка творчества современными ему критиками не могли не повлиять на его творчество и эволюцию лирического героя. Именно поэтому цель данной работы - проследить эволюцию лирического героя Маяковского на протяжении всего творческого пути поэта, установить, в чем новаторское решение этой категории в поэзии Маяковского, и, вместе с тем, в чем проявилось привнесение в эту категорию поэтики футуризма. Для нас также интересно сопоставить Маяковского с классиками ХIX века и его современниками, такими, как Блок, Есенин, творившими в ту же эпоху. Итак, поставленная цель достигается через комплекс задач:

  • изучить теоретический вопрос категории «лирический герой»;
  • изучить особенности трактовки понятия «лирический герой» футуристами;
  • охарактеризовать особенности субъектно-объектных отношений автора и лирического героя в поэзии В. Маяковского;
  • выделить аксиологические доминанты автора и лирического героя;
  • выделить особенности лирического героя Маяковского в отличии от других футуристов;
  • определить, в чем новаторское решение этой категории в поэзии Маяковского в отличии от поэтов-символистов;
  • определить, в чем проявилось привнесение в категорию лирический герой поэтики футуризма и конкретно Маяковского.
  • Актуальность дипломной работы состоит в том, что даже современное восприятие лирического героя творчества и самой личности Маяковского отличается повышенной противоречивостью, оценки отдельных его произведений и творческих периодов, а также возможностей их преподавания явно неоднозначны. Широкий резонанс мнений дает нам право объективного изучения литературных текстов самих по себе и обнаружения в них определенной системности лирического героя, его поэтического или мировоззренческого характера.

    В большей или меньшей степени этой темы касаются некоторые современные исследователи, с 2001 года были защищены кандидатские диссертации: Култышевой О.М. «Поэзия В. Маяковского в восприятии участников литературного процесса 1910-1920-х годов», Маркасова М.Ю. «Поэтическая рефлексия Владимира Маяковского в контексте русского авангарда», 2003г.,  Чернышовой О.В. «Творчество раннего В. Маяковского в контексте русского авангарда», Скрипки Т.В. «Концепция человека в дореволюционном творчестве В. Маяковского»2004, С.Л. Корчикова «Из истории русской поэзии серебряного века статья 9 Футуристы» 2000. С.А. Викторова в своей работе «Игорь Северянин и поэзия Серебряного века: Творческие связи и взаимовлияния» 2002 год подробно сравнивает лирического героя Северянина и Маяковского, а также изучает характер героя Блока, Есенина.

    Научная новизна дипломной работы связана с необходимостью переосмысления оценки лирического героя творческого наследия В.В. Маяковского, в связи с чем, целесообразно провести детальный анализ произведений Маяковского, а также открытий маяковскоедения в разные исторические эпохи, и необъективных интерпретаций его творчества в русле той или иной идеологии.

    Похожие работы