или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Учебные заведения Санкт-Петербурга(Питера) > Российский государственный гидрометеорологический университет (РГГМУ) > Экономический и социально-гуманитарный факультет |
Тип работы: | Дипломные работы |
Категория: | Литература |
Год сдачи: | 2021 |
Количество страниц: | 56 |
Оценка: | отлично |
Дата публикации: | 26.09.2021 |
Количество просмотров: | 455 |
Рейтинг работы: |
Евгений Львович Шварц – одна из самых
знаковых фигур фантастической прозы двадцатого века. Его произведения никогда
не трактовались однозначно. Сказки Евгения Шварца полны откровенного жизненного
подтекста, переложенного на традиционные образы. Его пьесы, перенесенные на
сказочные сюжеты, принесли ему мировую славу, хотя в авторской копилке их
оказалось совсем немного. Избранные Шварцем темы для творчества - темы
вечные, поскольку актуальны и необходимы для современного читателя, это темы
столкновения добра и зла, обретения любви, свержения тирана, поиска себя. Его
фантастическая драматургия содержит мотивы, позволяющие неоднозначно трактовать
жанровую природу его творчества. Это может быть пьеса-сказка, драматическая
сказка, сказочная пьеса, сатирическая сказка.
В научной литературе рассматривались
различные аспекты творчества Евгения Шварца. Не избежала пристального внимания
и природа фантастического в его творчестве. Следует отметить, что исследование
фантастического в литературе – сложнейшая дискуссионная методологическая
проблема, является ли фантастическое сверхжанром, методом или особой
образностью? Как бы то ни было, фантастический дискурс необычайно широк – от
воображаемого, небывалого до мистического, сверхъестественного. Наиболее часто
цитируемые определения природа фантастического восходят к размышлениям Ц.
Тодорова. С его точки зрения, фантастическое – это некое отступление от
знакомых явлений природы, его феномен – колебание между естественным и
сверхъестественным. Исследователь задается вопросом: что же такое
фантастическое в литературе: необъяснимый факт? Нечто недопустимое, нечто
нарушающее «естественный порядок»? Некое «фантастическое допущение»? [34] Что в
конечном итоге определяет поэтику фантастического? Эти вопросы возникают и в
связи с исследованием творчества Евгения Шварца. Каким образом осуществляет и
проявляет себя фантастическое в творчестве Евгения Шварца? При помощи каких
приемов создается иллюзия достоверности фантастического? Как «сквозь»
фантастическое проявляет себя социально-философский аспект его творчества?
Несмотря на многочисленные работы Головинчер В. Е., Исаевой И. Ш.,
Кривокрысенко А. В., Рубиной С. Б., Русановой Т.Н., Лема С., Генчиевой М.,
Тодорова Ц., эти и другие вопросы остаются недостаточно проясненными и требуют
исследовательского внимания. Это представляется особенно важным, поскольку
интерес читателей к фантастике не угасает. Этот интерес стимулируется поиском
ответа на вопросы: способна ли фантастика обрисовать возможное будущее,
определить его альтернативные варианты? К каким вызовом должно быть готово
общество? Стремление уйти от негатива современной жизни тоже подталкивает
читателя в иллюзорный мир фантастики. Но фантастическое в сказках Евгения
Шварца, увлекая читателя игрой смыслов, одновременно представляет анализ
исторической реальности. Ретроспектива в сочетании с перспективой дают
необычный симбиоз разных жанров – сказки, фольклорной и литературной, фэнтези,
драмы, обеспечивают произведениям Шварца особую группу постоянных читателей,
предпочитающих интеллектуальную фантастику. Вышесказанным определяется актуальность дипломного исследования «Поэтика фантастического в творчестве
Евгения Шварца».
Цель работы – определить специфику
поэтики фантастического в творчестве Евгения Шварца.
В работе решаются
следующие задачи:
1. Изучить теоретические
аспекты фантастического в литературе;
2. Выяснить особенности
фантастического в фольклорной и литературной сказке и их влияние на поэтику
фантастического в творчестве Евгения Шварца;
3. Определить закономерности
существования фантастического в драматургической сказке Евгения Шварца;
4. Исследовать элементы
фэнтези в сказках Евгения Шварца;
5. Охарактеризовать
авторскую концепцию образа мира сквозь призму фантастического.
Материалом для исследования послужили
сказочные пьесы Шварца «Дракон», «Обыкновенное чудо», «Сказка о потерянном
времени», «Тень», «Голый король», а также «Снежная королева» и киносценарий
«Золушка».
Объектом исследования является
поэтика фантастического в русской драматической сказке.
Предметом – специфика
фантастического в творчестве Евгения Шварца
Методологическая
основа исследования – использование
метода сравнения для выявления сходства и различий предметов и явлений сказочной
действительности.
Новизна данной работы определяется следующим:
- Уточнены фольклорные и литературные истоки
фантастического в сказках Евгения Шварца;
- Охарактеризована
специфика некоторых элементов жанра фантастической драматургической сказки;
- Выявлены и описаны элементы фэнтези в
сказках Шварца;
- Уточнена картина мира в сказках Евгения Шварца
сквозь призму фантастического.
На защиту выносятся следующие положения:
1.
Специфика поэтики фантастического в
фантастической драматургии Евгения Шварца обусловлена симбиозом разных жанров –
сказки, фольклорной и литературной, элементов фэнтези, рыцарского романа: в
каждом отдельной драматургической сказке Шварца они становятся элементами
сложно организованного целого, определяя его содержательный потенциал. Примером
такого симбиоза может служить сказка-пьеса «Дракон», где прецедентные мотивы
змееборчества и эпохи Рыцарей Круглого стола сочетаются с мотивом спасения
Прекрасной дамы, похищенной фантастическим чудищем.
2.
Особенность сказок Шварца определяется
взаимопроникновением фантастического и реального. Это свойственно всем
элементам поэтики – образам героев (внешность, поведение, речь – персонаж
Ланцелота относится к истреблению фантастических монстров, как к повседневной
трудовой деятельности), предметов (волшебную палочку используют для домашнего
хозяйства), элементам сюжета (несостоявшееся после поцелуя Принцессы волшебное
превращение Медведя в человека). Помещая в художественное пространство знакомые
читателям с детства сказочные образы, Шварц при этом снимает существующий между
реальным и фантастическим барьер (к примеру, Мачеха из сказки «Золушка»
работает как лошадь, кот в сапогах – славный парень, мальчик с пальчик – милый
молодой человек; в «Драконе» кот по кличке Машенька, дракон – «удивительный
стратег и великий тактик» [40]).
3.
Своеобразие фантастической картины мира в
сказочной драматургии Евгения Шварца определяется внедрением в драматическую
«оболочку» присущих драме жанров, в частности, трагедии и комедии. Так,
например, комическое в сказке «Дракон», связанное, в частности, с
травестированием образа дракона, не освобождает её от трагического звучания,
окрашивая ее социально-философским пафосом [30].
Практическая значимость работы определяется тем, что
материал и результаты исследования могут быть применены в практике преподавания
теории и истории развития русской волшебной сказки до XX века.
Структура. Работа состоит из введения, основной части в виде
двух глав, заключения и библиографического списка.
(фрагменты работы)
В результате исследования фантастических особенностей внутри сказочных произведений Е. Шварца был сделан ряд следующих выводов.
Теоретический аспект исследования дает представление о разной грани сущности фантастического, впитавшего в себя фантастику как литературной сказки, которая существует как сама по себе, так и непосредственно в драматургии, так и фольклорной. С этих позиций дается типологическая классификация русских литературных сказок, вытекающая из различных подходов: с точки зрения возникновения, с точки зрения взаимодействия с фольклорными основами, с точки зрения ориентации на читателя, а также с функциональной точки зрения. Выясняется, что в каждом из жанровых типов литературной сказки есть своё преобладающее начало, будь это гармоничный мирообраз, приключение или же воспитательный аспект, в зависимости от того, какой и какого рода посыл несет в себе авторский замысел. Также дается описание признаков внутри жанра. Проводится аналогия между литературной, и происходящей из неё, фольклорной сказкой. Различия происходят по следующим параметрам: по происхождению, по форме наррации, по содержанию, по структуре, по объему и по стилистике. Несмотря на взаимосвязь, эти две разновидности принято рассматривать как два отдельных жанра.
- Анализ этих аспектов «сказочного мира» фольклорной и литературной сказки позволяет соотнести его со «сказочным миром» драматургической сказки Евгения Шварца, увидеть в ней порождающие истоки фантастического.
- Важнейшим следствием соединения Шварца фольклорной и литературной сказки становится жанровый синтез.
Литературная сказка хорошо прижилась на сцене, так как театр больше всего нуждался в сказочном орнаменте, игровых формах изложения. Евгений Шварц достиг художественного апофеоза в жанре драматургической сказки. В драматургии важную роль играет историческая линия, где художественное пространство должно переложиться на современность, а современное состояние проблемы должно рассматриваться в контексте мировой истории, поэтому культурно-исторический контекст – отличительная особенность его произведений.
- Анализ этих аспектов показал еще одну особенность поэтики фантастического в сказках Шварца – присутствие в них элементов жанров драмы – трагедии и комедии. Это обусловило ту картину мира, которая представляет в комическом – трагическое, а в комедии позволяет увидеть трагедию.
- Из-за включенности в его произведения множества жанровых образований, элементы фантастического представляют наибольший интерес в его исследовании, поскольку позволяют рассмотреть волшебные спецэффекты с разных ракурсов человеческой жизни.
Влияние современных жанров – в частности, жанра фэнтези на сказки Шварца, не только становится элементом наиболее популярной среди читателей формы фантастического, но и дает основание для исследования природы этого влияния на фантастику Шварца.
Анализ литературы, посвященной исследованию жанра фэнтези, убеждает в его генетической связи со сказкой и мифом. Их объединяет близкая природа чудесного, они формируют неповторимый мир, где невозможное становится возможным. Однако, не забегая вперед, следует отметить, что эти два жанра, точно так же как литературную и фольклорную сказку, следует рассматривать как два самостоятельных направления, восходящих к общей фольклорной основе, но по-разному усваивающих её опыт.
Основываясь на жанровых особенностях, представленных в теоретической части исследования, становится возможным проследить особенности использования фантастических единиц внутри повседневных конфликтов произведений Шварца. Благодаря сочетанию реального и фантастического, сказка Евгения Шварца приобретает куда более глубокомысленный эффект, благодаря переложению сказочного конфликта на сознание современного читателя. Именно такому симбиозу чудесного и обыкновенного посвящена практическая часть работы.
Симбиоз жанров в сказках Шварца приводит к трансформации традиционных образов героев, места и времени фантастической сказочной событийности, волшебные предметы приобретают новый оттенок и новую функцию, не свойственную её генетическим предшественникам. Но именно генетическая связь со знакомой с детства сказочной фантастикой обеспечивает спецэффект фантастического в пьесах Шварца - чудо начинает восприниматься как данность.
Резюмируем: главная особенность поэтики фантастического в сказочной драматургии Е. Шварца заключается в модификации жанровой природы сказки. Традиционные конфликты сказки он переосмысливает с точки зрения современного литературного сознания. Его сказочные посылы, вплетенные в канву повествования наравне с фантастическими спецэффектами до сих пор можно рассматривать сквозь призму злободневности.
Похожие работы