Студенческий портал

admin@studynote.ru
/ Регистрация
X
Помощь студенту > Готовые работы > Дипломные работы > Дипломные работы по международным отношениям > Инструменты «мягкой силы» во внешнеполитической деятельности Китайской Народной Республики в начале XXI века
Инструменты «мягкой силы» во внешнеполитической деятельности Китайской Народной Республики в начале XXI века

Тема дипломной работы: Инструменты «мягкой силы» во внешнеполитической деятельности Китайской Народной Республики в начале XXI века

2500 ₽
Купить за 2500 ₽

или

Заказать новую работу

Более 20 способов оплатить! После оплаты вы сразу получаете ссылку на скачивание. Гарантия 3 дня. Исключительно в ознакомительных целях! Все вопросы admin@studynote.ru

Общая информация
Описание работы
Дополнительная информация

(фрагменты работы)

Общая информация
Учебное заведение: Учебные заведения Санкт-Петербурга(Питера) > Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет (ИНЖЭКОМ) > Гуманитарный факультет
Тип работы: Дипломные работы
Категория: Международные отношения
Год сдачи: 2021
Количество страниц: 85
Оценка: 5
Дата публикации: 25.09.2021
Количество просмотров: 292
Рейтинг работы:
Описание работы

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................3

1. ТЕОРЕТИКО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ «МЯГКОЙ СИЛЫ»
…………...7

1.1.
Концепция «мягкой силы» как политический дискурс.........................7

1.2.
Концепция «мягкой силы» в исследованиях китайских авторов..........17

1.3. Формирование
концепции «мягкой силы» в документах Коммунистической партии Китая и Белых
книгах..........................27

2. РОЛЬ ИНСТРУМЕНТОВ «МЯГКОЙ СИЛЫ» ВО
ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОМ КУРСЕ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ.............................................................................38

2.1. Институт
Конфуция как основной инструмент «мягкой силы» во внешнеполитической
деятельности Китая...........................38

2.2. СМИ как инструмент
и канал презентации и продвижения «мягкой силы» Китая.................................................................48

2.3.
Перспективы развития и реализации инструментов «мягкой силы» во
внешнеполитической деятельности КНР.......................58

ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................69

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ..................72

ПРИЛОЖЕНИЕ А. Показатели индекса «мягкой силы» за
период 2005–2010 гг. ...................................................................................80

ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Рейтинг глобальной «мягкой силы» 30 стран мира (2019
год)..............................................................................................................82

ПРИЛОЖЕНИЕ В. SWOT-анализ Института Конфуция как основного
инструмента «мягкой силы» во внешнеполитической деятельности Китая....84

В современных
международных отношениях для решения глобальных и внутренних проблем в каждом
государстве возникает потребность в разработке и изучении новых подходов в
мировой политике — одним из таких подходов, получивших признание и известность,
является концепция «мягкой силы». Многие государства, в том числе и Китайская
Народная Республика, используют инструменты «мягкой силы» в реализации своей
внешнеполитической стратегии. С начала XXI века правительство Китая расширило
географию применения «мягкой силы» на такие регионы как Юго-Восточная Азия,
Латинская Америка и Африка. КНР применяет элементы «мягкой силы» в дипломатии,
экономических контактах и через международные институты. Более того, специалисты
Китая в области международных отношений относят «мягкую силу» к общей
национальной внешнеполитической стратегии. Таким образом, изучение возможностей
реализации данной концепции в современных условиях представляется достаточно
актуальным. На территории России данная концепция получила признание и
распространение. В частности, в 2013 году Президент Российской Федерации В.В.
Путин отмечал важность процесса по усилению «мягкого» курса во внешней политике
России

[48]
. С учетом опыта и анализа применения
«мягкой силы» во внешней политике Китая, Российская Федерация может усилить
собственную конкурентоспособность в данной сфере и повысить свой имидж на
мировой арене.

Исходя из
вышеизложенного, можно сделать вывод, что исследование инструментов «мягкой
силы» во внешнеполитической деятельности Китайской Народной Республики в начале
XXI века
является актуальным и обусловлено
особой ролью «мягкой силы» в современной мировой и региональной политике.

Предполагаемые результаты исследования: изучение и определение роли инструментов «мягкой силы» во
внешнеполитической деятельности КНР в начале XXI века позволить определить
стратегические приоритеты современной внешней политики Китая, выявить возможные
проблемы применения инструментов «мягкой силы», а также, в значительной
степени, сформулировать перспективы их дальнейшего развития. Данное
исследование также может быть использована
автором для написания других научных работ.

Дополнительная информация

(фрагменты работы)

1. ТЕОРЕТИКО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ «МЯГКОЙ СИЛЫ»
1.1. Концепция «мягкой силы» как политический дискурс
Термин «мягкая сила» был впервые упомянут американским политологом и бывшим заместителем министра обороны США по вопросам международной безопасности Джозефом Наем мл., в 1990 году, тем самым бросив вызов прежнему общепринятому взгляду на упадок американской мощи. В конце 80-х годов прошлого века было распространено мнение, что Соединенные Штаты находятся в упадке. Таким образом, Кеннеди утверждал, что США страдают от «имперского перенапряжения» и вскоре пойдут по пути Испании XVII века. Многие разделяли эту мысль и считали, что Советский Союз обгоняет США по военной мощи, а Япония — по экономической, однако Джозеф Най не соглашался с данным мнением.
1.2. Концепция «мягкой силы» в исследованиях китайских авторов
После выхода книги Джозефа Ная «Связанные, чтобы вести: изменение природы американской мощи», академический круг Китайской Народной Республики сосредоточился на вопросе, что такое «мягкая сила» и как ее следует определять в китайской интеллектуальной среде. Китайские ученые не согласились с переводом иностранного термина «мягкая сила» и посчитали, что западного видения данной концепции недостаточно, хотя и основная идея о способности государства использовать как «жесткую», так и «мягкую силу» нашла в Китае свой отклик. На данный момент лишь небольшая часть китайской научной литературы сформулировала перспективы развития и реализации «мягкой силы» во внутренней и внешней политики Китайской Народной Республики.
Концепция «мирного подъема» Бицзяня пересекается с идеями Дж. Ная, но содержит больше конкретики. В первую очередь стратегия «мирного подъема» КНР включила в себя обеспечение реализации условий для возвышения государства мирным путем — согласно концепции это должно осуществляться самостоятельно с помощью следования пути социализма с китайской спецификой при повсеместной активизации участия Китайской Народной Республики в процессах глобализации в экономической и других сферах, которая в 90-х годах прошлого века являлась одной из основных тенденций развития международных отношений (наряду с политической многополярностью).
1.3. Формирование концепции «мягкой силы» в документах Коммунистической партии Китая и Белых книгах
После распространения концепции в США мировому сообществу стала интересна судьба «мягкой силы» в Китае. Поскольку Китай в конце XX — в начале XXI вв., резко развил свои ресурсы «жесткой силы», политические лидеры осознали, что было бы более приемлемо, если «жесткая сила» будет осуществляться в сопровождении с «мягкой силой». Данная стратегия стала особенно актуальна для КНР, так как по мере роста военной и экономической мощи, Китай становился для соседних стран воплощением агрессии и угрозы, что, в свою очередь, могло привести соседние страны к созданию антикитайских коалиций с целью уравновешивания сил.
В 1997 году после XV съезда ЦК КПК в стране начала формироваться новая стратегия развития, основанная на экспортной ориентации национальной экономики. Уже в 2000 году Цзян Цзэминь (на тот момент Генеральный секретарь КПК) назвал реализацию данного курса «главным полем битвы» [6, с. 110]. Лозунг курса «идти вовне» стал определять направление Китая во внешней политике [13].
В 2002 году на XVI съезде КПК идеологическую формулировку Цзян Цзэминя «Тройное представительство», наряду с марксизмом-ленинизмом, идеями Мао Цзедуна и теорией Дэн Сяопина, закрепили в Конституции Коммунистической партии Китая.
2. РОЛЬ ИНСТРУМЕНТОВ «МЯГКОЙ СИЛЫ» ВО ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОМ КУРСЕ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
2.1. Институт Конфуция как основной инструмент «мягкой силы» во внешнеполитической деятельности Китая
Сегодня, спустя столетие после того, как конфуцианство было объявлено препятствием на пути развития Китая, учение вновь начало возрождаться, и этому послужило несколько причин: во-первых, идеология Конфуция — это этическое наследие, и с развитием экономической мощи КНР внутри страны увеличивается разрыв доходов населения, тем самым вызывая социальную напряженность в китайском обществе. В данных обстоятельствах конфуцианство дает возможность получить образование независимо от уровня дохода, тем самым учение становится привлекательным для китайского правительства в плане поддержания идеи «гармоничного общества».
Институты Конфуция полностью поддерживаются правительством Китая. Как заверила Лю Яньдун в своем программном выступлении на открытии восьмой Конференции Института Конфуция 7 декабря 2013 года: «Институты Конфуция — эффективное средство для культурных обменов, они являются важной платформой для укрепления международных отношений. Это тот инструмент, благодаря которому «китайская мечта» может осуществиться» [26].
2.2. СМИ как инструмент и канал презентации и продвижения «мягкой силы» Китая
Вследствие научно-технической революции средства массовой информации стали неотъемлемой частью не только жизни простых людей, но и непосредственным элементом международных отношений. Они оказывают практически постоянное воздействие на членов международного сообщества. СМИ стали настолько влиятельными и значимыми, что общественное мнение формируется, прежде всего, под их влиянием. И важно отметить, что, чем демократичнее общество, тем большее значение приобретает в нем СМИ.
Говоря об истории возникновения и развития СМИ на территории Китайской Народной Республики, важно отметить, что история прессы Китая тесно связана с историей развития самой страны. Таким образом, появление нового государства — Китайской Народной Республики — положило начало новому этапу в развитии средств массовой информации, которые сыграли и продолжают играть важную роль во всех системах страны (экономической, идеологической, социально-культурной и др.).
Средства массовой информации являются еще одним важным инструментом «мягкой силы», который можно классифицировать как инструмент стратегии «выхода наружу».
2.3. Перспективы развития и реализации инструментов «мягкой силы» во внешнеполитической деятельности КНР
Важным инструментом «мягкой силы» Китайской Народной Республики является участие государства в интеграционных объединениях. Растущая вовлеченность Китая в международные процессы повлекло за собой участие страны во многих международных организациях.
Глобальный проект, предложенный Китаем «Один пояс — один путь» также является стратегически важной и перспективной инициативой для государства. Он представляет из себя инновационную стратегическую траекторию продвижения и развития региональной интеграции государства на базе транспортно-логистического сотрудничества КНР с другими государствами. Проект включает в себя «Экономический пояс Шелкового пути» и «Морской Шелковый путь XXI века».
Инструменты «мягкой силы» в XXI веке невозможно представить без цифровой дипломатии, которая имеет огромную значимость в реализации внешнеполитического курса государства. Цифровая дипломатия набирает все большую популярность и актуальность с развитием информационно-коммуникационных технологий. Интернет и социальные сети оказывают огромное воздействие на все сферы деятельности общества и государства, включая процессы, происходящие в мировой политике.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Текущая глобальная перебалансировка сил должна рассматриваться как срочный призыв к действиям для государственных лидеров, дипломатов и лиц, определяющих внешнюю политику. По мере того, как государства работают над осмыслением быстро меняющегося контекста международных отношений и соответствующим образом корректируют стратегии, «мягкая сила» будет только расти в своей значимости во внешнеполитическом курсе стран. Таким образом, государства, которые наиболее искусно используют «мягкую силу» для содействия позитивному сотрудничеству, будут лучше подготовлены к тому, чтобы выдержать нынешнюю геополитическую нестабильность и повлиять на глобальные события.

Купить за 2500 ₽