или
Заказать новую работуУчебное заведение: | Учебные заведения Москвы > Средние специальные учебные заведения > Московский вечерний авиационный технологический техникум |
Тип работы: | Дипломные работы |
Категория: | Медицина |
Год сдачи: | 2012 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 23.02.2012 |
Количество просмотров: | 616 |
Рейтинг работы: |
Дипломная работа
МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
Содержание
Введение
Часть I. Проблемы межполушарной асимметрии в нейропсихологии
Глава 1. Современные представления о функциональной асимметрии полушарий головного мозга в организации психических процессов
1.1. Функциональная асимметрия мозга у взрослых
1.2. Функциональная асимметрия мозга у детей
1.3. Специфика нейропсихологического подхода к изучению межполушарной организации психических процессов
Глава 2. Роль левого полушария в организации психических процессов в детском возрасте
2.1.Участие левого полушария в осуществлении речевых процессов
2.2. Участие левого полушария в осуществлении перцептивных
Глава 3. Роль правого полушария в организации психических процессов в детском возрасте
3.1. Участие правого полушария в осуществлении речевых процессов
3.2. Участие правого полушария в осуществлении перцептивных процессов
Глава 4. Взаимодействие полушарий головного мозга в организации психических процессов
Глава 5. Роль фактора доминантности в формировании функциональной асимметрии мозга
5.1. Практическая часть
5.2. Задачи, методики и материал исследования
5.3. Описание методик
5.4. Контрольные группы
5.5. Анализ полученных фактов
Выводы
Библиография
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Данная дипломная работа посвящена нейропсихологическому изучению межполушарной асимметрии в организации психических процессов и её формированию в онтогенезе.
Актуальность проблемы.
Проблема межполушарной асимметрии в организации психических процессов является одной из наиболее интенсивно разрабатываемых в современной психологии как в нашей стране, так и зарубежом. Теоретическое значение проблемы межполушарной организации психических процессов состоит в её непосредственном отношении к структурной и функциональной организации мозга, к раскрытию возможностей управления его деятельностью и повышению эффективности его работы.
Основываясь на важнейших положениях отечественной психологической науки о социальном происхождении и системном строении психических процессов, возникающих в процессе прижизненного развития и динамически изменяющиеся по мере формирования, нейропсихология накопила много фактов, свидетельствующих о том, что приуроченность функций к мозгу носит не абсолютный, а относительный характер, что каждая из них опирается на совместную работу многих мозговых структур, выполняющих свою, специфическую роль и вносящих в их осуществление свой, специфический вклад.
Благодаря системной организации психических процессов, поражение узко ограниченного участка мозговой коры ведёт к выпадению не какой-либо одной изолированной функции, а к целому комплексу взаимосвязанных расстройств. Первичный дефект, возникающий при каждом очаговом поражении, вызывает распад только тех функциональных систем, которые включают в свой состав пораженное звено и оставляет те психические процессы, которые включают в свой состав поражённое звено и оставляет те психические процессы, в состав которых данное звено не входит.
Избирательный характер нарушений высших психических процессов при локальных поражениях мозга позволяет использовать эти нарушения как для локальной диагностики мозговых поражений, так и для изучения внутренней структуры самих психических процессов. Системное представление о мозговой организации высших психических процессов создаёт основу для разработки эффективных методов восстановления нарушенных функций при локальных поражениях мозга и в большей мере позволяет управлять этим процессом.
Достижения отечественной нейропсихологии позволили сформулировать основные принципы функциональной организации мозга и раскрыть конкретные формы его работы. Они раскрыли функциональное значение многих мозговых структур в организации высших психических функций. Особенно хорошо изучена в нейропсихологии та роль, которую в организации высших психических процессов играют различные отделы левого полушария.
Функциональное значение правого полушария изучено в значительно меньшей степени. В подавляющем большинстве исследований межполушарная асимметрия рассматривается статически, без учёта тех изменений, которые отдельные психические процессы претерпевают в ходе их онтогенетического и функционального развития. Без анализа этих изменений невозможно развитие закономерностей проявления функциональной асимметрии мозга на разных этапах онтогенеза.
Цель и задачи исследования.
Цель данного исследования состояла в нейропсихологическом изучении межполушарной асимметрии в организации психических процессов и её формирования в онтогенезе.
В задачи исследования входило:
1. изучение влияния лево- праворукости на организацию психических процессов;
2. изучение формирования психических процессов в онтогенезе в зависимости от фактора ведущей руки.
Гипотезой в данной работе явилось предположение о том, что на формирование психических процессов в онтогенезе влияет фактор ведущей руки.
Предметом сравнительного анализа явилась зависимость формирования психических процессов у детей в онтогенезе от фактора ведущей руки.
Такая постановка цели и задач исследования диктовалась как теоретическими, так и практическими потребностями нейропсихологии, с одной стороны, недостаточной разработанностью представлений о межполушарной асимметрии в организации психических процессов, а с другой – задачами диагностики психических процессов у детей, в зависимости от ведущей руки.
Похожие работы
Работы автора