Студенческий портал

StudyNote RU admin@studynote.ru
/ Регистрация
X
Помощь студенту > Готовые работы > Дипломные работы > Медицина > НАРУШЕНИЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО И ВЕРБАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ АФАЗИЯХ СОСУДИСТОЙ ЭТИОЛОГИИ

Тема дипломной работы: НАРУШЕНИЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО И ВЕРБАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ АФАЗИЯХ СОСУДИСТОЙ ЭТИОЛОГИИ

2500 рублей
Купить

или

Заказать новую работу

Более 20 способов оплатить! После оплаты вы сразу получаете ссылку на скачивание. Гарантия на - 3 дня. Исключительно в ознакомительных целях!

  • Общая информация
  • Описание работы
Учебное заведение:Учебные заведения Москвы > Средние специальные учебные заведения > Московский вечерний авиационный технологический техникум
Тип работы:Дипломные работы
Категория:Медицина
Год сдачи:2012
Оценка:5
Рейтинг работы:

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА





НАРУШЕНИЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО И

ВЕРБАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

ПРИ АФАЗИЯХ СОСУДИСТОЙ ЭТИОЛОГИИ











Москва, 2005







Содержание



Введение……………………………………………………………………… 3

I. Теоретическая часть. Литературный обзор…………………………..... 7

1. Краткая характеристика мышления………………………………..... 7

2. Краткая характеристика афазий сосудистой этиологии…………… 20

3. Нарушение мышления при локальных поражениях мозга………… 24

1) Нарушение вербально-логического мышления…………………. 26

2) Нарушение наглядно-образного мышления……………………... 36



II. Экспериментальная часть………………………………………………. 49

1. Методы исследования………………………………………………… 49

2. Результаты исследования и их обсуждение………………………… 56



Выводы…………………………………………………………………….... 70



Литература………………………………………………………………….. 72



Приложения.



Введение



Проблема интеллектуальной деятельности человека, её структуры и функций, закономерностей её нарушения и возможностей восстановления, - вызывает в настоящее время большой интерес у исследователей в различных областях научного знания (Цветкова, 1995).

Под интеллектуальной деятельностью, интеллектом в современной психологии понимается в широком смысле - совокупность всех познавательных процессов индивида, а в более узком смысле - мышление (Цветкова, 1995).

Изучение нарушения познавательных функций и, в частности, мышления при локальных поражениях мозга имеет большое теоретическое значение, так как позволяет проникнуть в механизмы взаимосвязи мозга и психики, понять закономерности и принципы работы мозга. С практической точки зрения знание принципов и механизмов работы мозга даёт возможность разработать более эффективные методы восстановления нарушенной интеллектуальной деятельности.

По данным ВОЗ в настоящее время во всём мире отмечается рост количества людей, перенесших органическое поражение мозга различной этиологии (Цветкова, 2004). На сегодняшний день в мире около 9 миллионов человек страдают цереброваскуляторными болезнями, среди которых основное место занимают инсульты (Гусев, 2003). Одним из наиболее частых последствий инсульта являются нарушения речевой функции, проявляющиеся в форме афазий и дизартрий. Афазии наблюдаются примерно в четвертой части всех случаев нарушения мозгового кровообращения (Тонконогий, 1968). Отмечается, что афазии сосудистой этиологии отличаются от «чистых» форм афазии по механизму, клинической и психологической картинам (Цветкова, 2004). «Отличие связано прежде всего с более обширными очагами поражения коры головного мозга при кровоизлияниях в мозг, при тромбозах центральных сосудов головного мозга, при ишемии. Такие очаги повреждения, иногда соответствующие целым бассейнам васкуляризации, часто ведут к так называемым «комплексным» формам афазии» (Цветкова, 2004, с. 100).

Являясь системным дефектом, афазия приводит к дезинтеграции всей психической сферы человека и вызывает, помимо речи, нарушение других высших психических функций, в том числе и мышления.

Вопросы, касающиеся психологического аспекта изучения афазии, связи афазии с другими психическими процессами, афазии и мышления относятся к одному из блоков важнейших проблем афазиологии (Цветкова, 2002).

В связи с ростом процента больных с афазиями молодого трудоспособного возраста, которые нуждаются не только в возвращении их к жизни, но и в возвращении в нормальную социальную среду, к трудовой деятельности, важное значение приобретает нейропсихологическая реабилитация таких больных.

Установление особенностей, изучение нарушения мышления при разных формах афазии необходимо для применения в восстановительной работе адекватных методов по преодолению дефекта и решению задач нейропсихологической реабилитации этой группы больных.

Как показали специальные исследования и практическая работа по восстановлению ВПФ, "эффективными являются не эмпирически возникшие методы и не заимствованные из других видов психологической и медицинской практики, а оригинальные, научно обоснованные нейропсихологические методы, которые должны быть адекватны механизму дефекта" (Цветкова, 1995, с. 297).

Для восстановления интеллектуальной деятельности (мышления) Л.С. Цветковой специально разработаны научно обоснованные методы, адекватные структуре и механизму нарушения. Имея одну и ту же цель - восстановление мыслительного процесса, учитывая топику поражения и механизм нарушения, эти методы решают разные задачи. В этом и заключается причина их эффективности.

"Чтобы преодолеть дефекты мыслительного процесса, необходимы разные методы, направленные на восстановление в одних случаях операций с логико-грамматическими конструкциями, в других - ориентировочно-исследовательской деятельности, в третьих - операций по вычленению существенных признаков предмета, а в четвертых - общего невербального контекста и т.д. Во всех случаях цель одна, а задачи разные и методы восстановительного обучения также разные" (Цветкова, 1995, с. 297).

В зависимости от топики поражения мозга мышление будет нарушаться по-разному.

Всё вышеизложенное свидетельствует о важности изучения характера нарушений мышления при локальных поражениях мозга.

Данная работа посвящена исследованию особенностей нарушения наглядно-образного и вербально-логического мышления у больных с афазиями сосудистой этиологии, что позволит приблизиться к пониманию структуры и механизмов нарушения мышления при сосудистой афазии, и в последующем разработать адекватные методы восстановительного обучения.

Объект исследования: мышление у больных с афазиями сосудистой этиологии.

Предмет исследования: нарушение наглядно-образного и вербально-логического мышления при разных формах афазии сосудистой этиологии.

Гипотезы исследования:

1) При афазиях сосудистой этиологии будут нарушаться все виды мышления.

2) Ввиду того, что афазии сосудистой этиологии носят комплексный характер и возникают при поражении обширных зон мозга, мышление будет нарушаться комплексно, в зависимости от состава смешанного речевого дефекта. Будут наблюдаться нарушения мышления, характерные для нескольких «чистых» форм афазий.

3) При сосудистых афазиях преимущественное нарушение мышления будет связано с преобладающим компонентом в структуре смешанного речевого дефекта.

Цель исследования: нейропсихологическое исследование особенностей нарушения наглядно-образного и вербально-логического мышления у больных с разными формами сосудистых афазий.

Задачи исследования:

1. Установление формы афазии у больных с локальными поражениями головного мозга сосудистой этиологии.

2. Адаптация и модификация методов исследования наглядно-образного и вербально-логического мышления для больных с афазиями сосудистой этиологии.

3. Исследование сохранности мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования.

4. Исследование понимания скрытого смысла, способности соотнесения одного смысла другому.

5. Исследование способности выделения существенных и отвлечения от несущественных признаков предметов и явлений.

6. Исследование понимания простых и сложных логических связей и отношений между понятиями, способности установления логических связей по аналогии.

7. Исследование сохранности образной сферы.

8. Исследование целенаправленности мыслительной деятельности и критичности к полученным результатам.

9. Исследование подвижности нервных процессов.

Методологической основой данной работы являются теоретические и методологические принципы, описанные в работах Л.С. Цветковой (Цветкова, 2000, 2001, 2002, 2004).