или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Учебные заведения Москвы > Московский гуманитарный педагогический институт (МГПИ) > Факультет педагогики и методики начального образования |
Тип работы: | Дипломные работы |
Категория: | Педагогика |
Год сдачи: | 2016 |
Количество страниц: | 108 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 16.05.2016 |
Количество просмотров: | 705 |
Рейтинг работы: |
ВВЕДЕНИЕ
В современном обществе стремительно развивается наука и техника, создаются новые технологии, которые коренным образом преобразуют жизни людей. Знания обновляются быстрым темпом и на протяжении жизни человеку приходится не раз переучиваться, получать новые профессии, общаться с огромным количеством людей ежедневно. Часто можно услышать, как людям тяжело говорить перед не знакомыми людьми, что не ловко «рекламировать» себя перед работодателями, подростки в школах не умеют работать в спонтанных группах, а взрослые зачастую не общаются в рабочем коллективе. Подобные проблемы связаны с не достаточной развитостью у людей разных сторон личности, а это в большей мере позволяют сделать определенные умения.
Успешное вхождение ребёнка в информационное общество зависит от реализации творческого потенциала детей, от развития их способности к восприятию символьной информации. А это в свою очередь, определяется развитием мышления, фантазии, умения настроиться на волну. Чтобы человек был востребованным и признанным в современном обществе, его надо с детства учить метафорически мыслить, выражать своими словами мысли, эмоционально включаться в жизненные позиции других и ставить себя на их место, соглашаться и спорить, фантазировать и представлять. Иными словами у ребёнка надо формировать коммуникативные умения. Владение ими на высоком уровне позволяет эффективно взаимодействовать с другими людьми при различных видах деятельности. На протяжении всех лет учёбы идёт постепенное развитие коммуникативных умений ребёнка. Для современного общества свойственно такое поведение, что никто не учит детей общаться, думая, что они переймут это от взрослых, которые тоже не могут быть достаточным и правильным примером. Это показывает необходимость поиска эффективных средств формирования коммуникативных умений. Чтобы найти достойный пример общения и поведения, а также примеры коммуникативных ситуаций необходимо обратиться к сказке как к интересному и понятному источнику знаний о жизни для детей. Здесь следует отметить, что сказку исследовали (И. И. Винкельман, И.Г. Гердер, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева и т.д.) и применяли методически, но влияние на личность и механизмы этого влияния не достаточно разработаны. Исследуемое явление распространено в повседневной и школьной жизни, что заключается в необходимости поиска условий использования сказки в формировании коммуникативных умений. Цель данной работы – изучить, выявить и проверить условия использования сказки в формировании коммуникативных умений у младших школьников в процессе обучения. Объект - формирование коммуникативных умений учащихся начальных классов. Предмет – условия использования сказки в формировании коммуникативных умений младших школьников. Гипотеза исследования: формирование коммуникативных умений на уроках с использованием сказки возможно при реализации следующих условий:
Задачи исследования: 1) изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития коммуникативных умений у учащихся начальных классов; 2) выявить возможности и механизмы влияния сказок на развитие коммуникативных умений у учащихся начальных классов; 3) исследовать возрастные особенности развития коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста; 4) разработать и апробировать программу развития коммуникативных умений у младших школьников с помощью сказки; 5) проверить эффективность разработанной программы; Методологическая основа исследования: 1. теоретические идеи в работах Шаршова И.А., Субботкиной М.И., Михайлова И.М., Лисина М.И., Гиппенрейтер Ю.Б. 2. практический опыт и теоретические представления по работе со сказкой в работах Соколова Д., Храмцовой А., Овчинниковой Л.В., Ноговицина А.Е. Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, педагогический эксперимент, тестирование, социометрия. База исследования: МБОУ Большекирсановская сош, 3 класс. Практическая значимость исследования заключается в разработке программы формирования коммуникативных умений на уроках с использованием сказки. Программа будет интересна учителям начальных классов, педагогам групп продленного дня как средство формирования указанных действий с использованием знакомой в учебном процессе – сказки.
(фрагменты работы)
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СКАЗКИ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛНИКОВ.
1.1. Сущность коммуникативных умений младших школьников. Достижение социальных, жизненных и образовательных целей в современном обществе становится возможным благодаря формированию знаний, умений и навыков. Формирование таких умений всегда рассматривалось в педагогике как надежный путь кардинального повышения качества образования. При изучении природы коммуникативных умений, необходимо иметь представление о таких основных понятиях, как «коммуникация», «коммуникативная компетентность», «общение», которые взаимосвязаны между собой. Некоторые авторы отождествляют понятия «общение» и «коммуникация», понимая под ними «процесс передачи и приема информации, осознанную и неосознанную связь». Однако большинство ученых, исследующих межличностные отношения, различают понятия «общение» и «коммуникация». Психологический словарь определяет понятие «коммуникация» как «взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характер. Следовательно, это предполагает сообщение партнерами друг другу какого-то определенного объема новой информации и достаточной мотивации, что является необходимым условием осуществления коммуникативного акта. Коммуникация – в переводе с латыни обозначает «общее, разделяемое со всеми». Если не достигается взаимопонимание, то коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас. С.Л. Рубинштейн рассматривает коммуникацию как сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. А.А. Бодалев понимает под коммуникацией информационную связь субъекта с тем или иным объектом - человеком, животным, машиной. Она выражается в том, что субъект передает некую информацию (знания, идеи, деловые сообщения, фактические сведения, указания и т.п.), которую получатель должен принять, понять, хорошо усвоить и в соответствии с этим поступать. В общении информация циркулирует между партнерами, поскольку оба они равно активны, и информация увеличивается, обогащается; при этом в процессе и в результате общения происходит превращение состояния одного партнера в состояние другого.
Похожие работы