Студенческий портал

admin@studynote.ru
/ Регистрация
X
Помощь студенту > Готовые работы > Дипломные работы > Дипломные работы по педагогике > ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Тема дипломной работы: ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1500 ₽
Купить за 1500 ₽

или

Заказать новую работу

Более 20 способов оплатить! После оплаты вы сразу получаете ссылку на скачивание. Гарантия 3 дня. Исключительно в ознакомительных целях! Все вопросы admin@studynote.ru

Общая информация
Описание работы
Дополнительная информация

(фрагменты работы)

Общая информация
Учебное заведение: Другие города > ДРУГОЕ
Тип работы: Дипломные работы
Категория: Педагогика
Год сдачи: 2016
Количество страниц: 61
Оценка: 5
Дата публикации: 31.01.2019
Количество просмотров: 471
Рейтинг работы:
Описание работы

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические основы экологического воспитания младших школьников средствами проектной деятельности

1.1.     Сущность экологического воспитания

1.2.     Особенности проектной деятельности младших школьников

Глава 2. Педагогические условия экологического воспитания младших школьников средствами проектной деятельности

2.1.Диагностика уровня экологического воспитания младших школьников

2.2. Педагогический потенциал проектной деятельности как средства экологического воспитания младших школьников

Заключение

Список литературы

Приложения

 

Введение

Экологическая ситуация во всем мире, глобальный характер экологических проблем и своеобразное их проявление в каждом регионе планеты настоятельно требуют скорейшей перестройки мышления человечества, отдельных народов и каждого конкретного человека. В связи с этим экологическое образование как «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью становится новым приоритетным направлением педагогической теории и практики».

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения (ФГОС НОО), в основе которого лежат подходы: аксеологический, культурологический, системно-деятельностный и развивающий. В организации проектной деятельности мы опираемся на системно-деятельностный подход, который формирует основные ключевые компетенции.

Для психолого-педагогической науки рассматриваемая нами проблема не является абсолютно новой. Фундаментальные аспекты проблемы воспитания личности содержатся в психологических трудах JI.C. Выготского, А.Н. Леонтьева,C.JI. Рубинштейна, К.Д. Ушинского. Исследованию проблем экологического воспитания посвящены работы С.Н. Глазачева, С.Д. Дерябо, А.В. Запорожца, А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, В.А. Левина, Л.П. Печко, Н.Н. Поддьякова, И.Т. Суравегиной, И.В. Цветковой, которые сходятся во мнении о  необходимости воспитания экологической культуры с раннего детства». При этом связывают решение данной проблемы с воспитанием потребности у младших школьников в участии в реальной экологической деятельности.

Исследованию проблемы экологического воспитания младших школьников средствами проектной деятельности уделяли внимание такие исследователи как Васина О.Н., Йозова О.В., Пономарева О.Н. и др.

Анализ изученной литературы показывает, что названные выше исследования внесли определенный вклад в разработку проблемы экологического воспитания учащихся начальных классов. Однако в существующей образовательной среде недостаточно изучены педагогические условия экологического воспитания младших школьников на основе проектной деятельности.

Таким образом, при каких условиях проектная деятельность будет эффективным средством экологического воспитания младших школьников?

Цель исследования: разработать педагогические условия, обеспечивающие экологическое воспитание младших школьников на основе проектной деятельности.

Объект исследования: процесс экологического воспитания младших школьников.

Предмет исследования: экологическое воспитание младших школьников средствами проектной деятельности.

Гипотеза исследования: процесс использования проектной деятельности как средства экологического воспитания младших школьников будет более эффективен при реализации следующих педагогических условий:

- при осуществлении проектной деятельности по направлениям: «Я и природа» (формирование экологических знаний), «Я – часть природы» (формирование экологического мышления), «Я для природы» (формирование экологического поведения);

- при организации развивающей образовательной среды в классе, создающей условия для экологически грамотного поведения младших школьников;

- при реализации эколого-краеведческой целесообразной активной деятельности детей и родителей, направленной на помощь животным и птицам родного края.

Задачи:

1.Изучить и проанализировать сущность экологического воспитания;

2. Проанализировать проектную деятельность как средство экологического воспитания младших школьников;

3. Разработать критерии и показатели исследования и подобрать диагностические методики;

4. Определить основные направления проектной деятельности как средства экологического воспитания младших школьников;

5. Апробировать эффективность программы экологического воспитания.

Методологической основой исследования послужили научные подходы отечественных педагогов-психологов Е.А. Гриневой, А.Н. Захлебного, Д.В. Керимова, Л.П. Печко, В.А. Ясвина к экологическому воспитанию и особенностям младшего школьного возраста. Проблемы экологического воспитания разработаны в работах М.В. Емельяновой, А.Н. Захлебного, О.В. Йозовой, Т.В. Кучера, Б.Т. Лихачева, Л.П. Симоновой, И..В. Цветковой и других. Этими авторами раскрываются цели, задачи, принципы и сущность экологического воспитания.

Проблемы использования проектной деятельности отражены в работах Л.А. Бордовой, О.Н. Васиной, Е.Н. Головановой, Е.С. Полата, О.Н. Пономаревой, Н.Ю. Пахомовой и др.

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, анкетирование, беседа, педагогическое наблюдение,
эксперимент.

Опытно-экспериментальной базой исследования являлась. В эксперименте приняли участие обучающиеся 1 «б» класса, в количестве 37 человек.

Структура дипломной работы соответствует общей логике научного исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (54  источника),  11 приложений.

Дополнительная информация

(фрагменты работы)

Список литературы

1. Акимова, Л.В. Тенденции современного экологического образования / Л.В. Акимова // Экологическое образование для устойчивого развития в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов: материалы Международной научно-практической конференции (11-12 октября 2011 г.) / под ред. Е.А. Гриневой. Ульяновск: УлГПУ, 2011. – С. 25–33.
2. Ахметбекова, А.М., Ерконыр, А.К. К вопросу об экологическом воспитании в начальной школе // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. №11. [Элект. ресурс] URL: http://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-ekologicheskom-vospitanii-v-nachalnoy-shkole(дата обращения: 20.11.2015).
3. Барковская, О.М. Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания // Начальная школа. – 1994. - №2. – С.32-33.
4. Бобылева, Л.Д. Повышение эффективности экологического воспитания // Биология в школе. 1996. - №3. - С.57-59.
5. Бодрова, Л.А. Проектная деятельность как средство формирования экологической культуры школьников [Текст] // Ярославский педагогический вестник – 2011. – № 3. – Том II (Психолого-педагогические науки). – С. 24–28.
6. Борисевич, А.Р. Экологическое воспитание: проблемы, перспективы, технологии: учеб.-метод. пособие / А.Р. Борисевич, Т.Г. Каленникова. – Минск: БГПУ, 2004. – 93 с.
7. Васина, О.Н., Пономарева О. Н. Проектная исследовательская деятельность школьников: формирование экологической культуры // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. 2012. №28. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/proektnaya-issledovatelskaya-deyatelnost-shkolnikov-formirovanie-ekologicheskoy-kultury(дата обращения: 23.05.2016).
8. Вербицкий, А.А. Педагогические технологии контекстного обучения [Текст]: научно-методическое пособие / А.А.Вербицкий. – Москва: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2010. – 55с. 50. Вербицкий А.А.
9. Виноградова, Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы // Начальная школа. 1997. - №4. — С.20-24.
10. Гагарин, А.В. Природоориентированная деятельность учащихся как ведущее условие формирования экологического сознания / А.В. Гагарин. – Москва: РУДН, 2005. – 196 с.
11. Голованова, Е.Н. Проектная деятельность как система становления экологической культуры школьников // Сибирский педагогический журнал. 2008. №14. [Элект. ресурс] URL: http://cyberleninka.ru/article/n/proektnaya-deyatelnost-kak-sistema-stanovleniya-ekologicheskoy-kultury-shkolnikov(дата обращения: 22.02.2016).
12. Горелов, А.А. Экология: учебник для студ. высш. учеб. Заведений / А.А. Горелов. – Москва: Академия, 2007. – 400 с.
13. Гринева, Е.А. Методика диагностики экологической воспитанности младших школьников: методическое пособие / Е.А. Гринева, С.Ю. Прохорова. – Ульяновск: УИПКПРО, 2008. – 84 с.
14. Гринева, Е.А. Экологическое образование через сердце. Настольная книга для педагога: учебно-методическое пособие / Е.А. Гринева, Л.Х. Давлетшина. – Ульяновск: ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», 2014. – 105 с.
15. Данилов, Д.А. Основные подходы к экологическому воспитанию школьников в этнической среде Севера // Фундаментальные исследования. 2007. №8. [Элект. ресурс] URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-podhody-k-ekologicheskomu-vospitaniyu-shkolnikov-v-etnicheskoy-srede-severa(дата обращения: 22.11.2015).
16. Дзятковская, Е.Н. Направления реализации Указа Президента РФ по включению экологических знаний в Государственный стандарт общего среднего образования / Е.Н. Дзятковская // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы – 2009. – №1(37). – С. 3–14.
17. Емельянова, М.В. Экологическое воспитание младших школьников в игровой деятельности /на опыте школ Чувашской Республики/: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1995. - 16с.
18. Захлебный, А.Н. ФГОС: современный этап развития экологического образования для устойчивого развития / А.Н. Захлебный // Экологическое образование для устойчивого развития в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов: материалы Международной научно-практической конференции (11-12 октября 2011 г.) / под ред. Е.А. Гриневой. Ульяновск: УлГПУ, 2011. С. 17–25 158, с. 8
19. Зубарев, А.Е. Основные направления научных исследований по экологическому образованию в России / А.Е. Зубарев // экологическое образование для устойчивого развития в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов: материалы Международной научно-практической конференции (11-12 октября 2011 г.) / под ред. Е.А.Гриневой. Ульяновск: УлГПУ, 2011. – С. 75 – 84.
20. Игнатов, С.Б. Экологическая компетентность в контексте образования для устойчивого развития // Образование и наука. 2011. №1. [Элект. ресурс] URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskaya-kompetentnost-v-kontekste-obrazovaniya-dlya-ustoychivogo-razvitiya(дата обращения: 06.12.2015).
21. Йозова, О.В. Проблемы в экологическом воспитании и возможный подход к их решению / О.В. Йозова, Л.С. Гурьянова, Л.В. Гаврилина // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2013. – № 10. – с. 80-85
22. Кашина, Е.В. Воспитание экологической культуры учащихся через научно-исследовательскую деятельность / Е.В. Кашина [Элект. ресурс] URL: http://yaroslavl.ecologyandculture.ru/index.php?id=5(дата обращения 12.01.2016)
23. Кашунина, Н.В. Новые подходы к экологическому воспитанию детей младшего школьного возраста // Герценовские чтения. Начальное образование, 2010. Т. 1. № 2, с. 90-99
24. Керимов, Д.Ф. Понятие о социально-экологическом воспитании // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2011. №1. [Электр. ресурс] URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-o-sotsialno-ekologicheskom-vospitanii(дата обращения: 10.01.2016).
25. Колесникова, И.А, Горчакова-Сибирская, М.П. Педагогическое проектирование [Текст]: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А.Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская. – Москва: Академия, 2007. – 288с
26. Колесникова, Г.И. Экологические экскурсии с младшими школьниками. // Начальная школа. – 2003. № 6. С. 50–52.
27. Коллингс, Е. Опыт работы американской школы по методу проектов Текст. / Е. Коллингс. Москва: 1926.
28. Куракова, Н.Г. Экологическое образование и воспитание / Н.Г. Куракова [Элект. ресурс] URL: http://www.eco.nw.ru/lib/data/10/07/070710.htm (дата обращения: 16.12.2015)
29. Кучер, Т.В. Экологическое образование учащихся в обучении географии / Т.В. Кучер. – Москва: Просвещение, 1990. – 202 с.
30. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я.Лернер. Москва: Педагогика, 1981. -186 с.
31. Лихачев, Б.Т. Философия воспитания / Б.Т. Лихачев. – Москва: Владос, 2010. – 336 с.
32. Мамедов, Н.М. Экологическая концепция культуры / Н.М. Мамедов // Экологическая культура в глобальном мире: модернизация российского образования в контексте международных стратегий: материалы международной конференции. – М.: МГГУ имени М.А. Шолохова, 2012. С.57–61.
33. Матяш, Н. В., Симоненко В. Д. Проектная деятельность младших школьников: книга для учителя начальных классов. Москва:Вентана-Граф, 2007– 112 с.
34. Моисеева, Л.В., Колтунова И.Р. Диагностика уровня экологических знаний и сформированности экологических отношений у школьников // Министерство образования РФ: УГПИ. Науч.пед.центр «Уникум». - Екатеринбург, 1993. - 148 с.
35. Муртазалиева, Б.Д. / Муртазалиева Б.Д. [Элект. ресурс] URL: http://grozny-inform.ru/main.mhtml?Part=14&PubID=2343(дата обращения: 20.01.2016)
36. Новикова, Л.И. Теория и практика воспитательных систем: В 2 т. / Л.И. Новикова. – Москва, 1991. –Т.1. – 158 с.
37. Павленко, Е.В. Экологическое воспитание и образование младших школьников, с. 13
38. Пазова, Р.И. Психолого-педагогические подходы к понятию экологической культуры младших школьников / Р.И. Пазова // Известия РГПУ имени А.И. Герцена. – 2009. – № 109. – С. 120–124.
39. Пахомова, Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении / Н. Ю. Пахомова. – Москва: Просвещение, 2005. – 155 с.
40. Печко, Л.П. Воспитание у школьников эстетического отношения к природе // Советская педагогика. 1987. - №3. - С.23-25
41. Полат Е.С. Метод проектов на сроках иностранного языка. ИЯШ. -2000. - №2. стр.3-5
42. Полат, Е.С. Метод проектов: типология и структура Текст. / Е.С. Полат // Лицейское и гимназическое образование. 2002. - №9. - С. 9-17.
43. Симонова, Л.П. О перспективах развития экологического образования в начальной школе. // Начальная школа №6.- 1998.- с. 14-18.
44. Степанов, С.А. Экологическое образование для устойчивого развития как важное направление модернизации высшей школы России: автореф. дис. докт. пед. наук / С.А. Степанов. – Москва, 2011. – 58 с.
45. Суравегина, И.Т. Экологизация школьного естествознания: проблема и поиски решения / И.Т. Суравегина // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. – 2009. - №2(38). – С.15 – 19.
46. Формирование экологической культуры и развитие молодежного движения / под. ред. В.М. Захарова. – М.: Акрополь, Центр экологической политики и культуры, Центр экологической политики в России, 2008. – 340 с.
47. Хуторской, А. В. Современная дидактика [Текст]: учебник для вузов. – Сантк-Петербург: Питер, 2001. – С. 337–341.
48. Цветкова, И.В. Экологическое воспитание младших школьников: Теория и методика внеурочной работы / И.В. Цветкова. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 176 с.
49. Шаймухаметова, Р.М. Проектная деятельность как средство социализации младшего школьника [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-ПетербургЗаневская площадь, 2014. — С. 242-244.
50. Шалекешева, Г.К. Метод проектов / Г.К. Шалекешева [Элект. ресурс] URL: http://festival.1september.ru/articles/655410/ (дата обращения: 12.01.2016)
51. Экологическое образование в России: проблемы и практика. К 25-летию научного совета по экологическому образованию Президиума Российской Академии Образования: Сборник статей /Под ред. А.Н.Захлебного, Л.П.Симоновой. Москва: Тобол, 1995. - 178 с.
52. Экологическое образование младших школьников: рекомендации, конспекты уроков, занимательные материалы /авт. – сост. Л.Д. Ласкина [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2014. – 170с.
53. Ясвин, В. А. Психолого-педагогические основы формирования субъективного отношения к природе: Дис. д-ра психол. наук: Москва: - 1988. -276 с.
54. Яшина,Г.А., Минашкин,А.В. Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения: задачи и пути развития новой школы // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2014. №4. [Элект. ресурс] URL: http://cyberleninka.ru/article/n/federalnye-gosudarstvennye-obrazovatelnye-standarty-vtorogo-pokoleniya-zadachi-i-puti-razvitiya-novoy-shkoly-v-deyatelnosti-gbou-shkola(дата обращения: 03.11.2015).

Купить за 1500 ₽

Похожие работы