или
Заказать новую работуУчебное заведение: | Вузы города Самара > Самарский государственный университет |
Тип работы: | Дипломные работы |
Категория: | Педагогика, Право и юриспруденция |
Год сдачи: | 2010 |
Количество страниц: | 45 |
Оценка: | 3 |
Дата публикации: | 07.02.2017 |
Количество просмотров: | 753 |
Рейтинг работы: |
Содержание
Введение......................................................................................................
1. Теоретическое обоснование проблемы беспризорности...........................
1.1 Беспризорность несовершеннолетних как социальное явление......
1.2 Причины беспризорности несовершеннолетних...............................
1.3. Профилактика беспризорности несовершеннолетних......................
2. Особенности социально-педагогической работы с беспризорными
детьми в условиях социально- реабилитационного центра...................
2.1 Отечественный опыт организации социальной работы с
несовершеннолетними в учреждениях социальной реабилитации.
2.2 Деятельность социальных служб по работе с
несовершеннолетними за рубежом......................................................
3. Формы социально-педагогической работы с несовершеннолетними
беспризорными в условиях социально-реабилитационного центра........
Заключение .................................................................................................
Список литературы.....................................................................................
|
3
7
7
14
16
19
19
26
31
41
43
|
Введение
Ситуация в мире современного детства тревожна и опасна как для детей, так и для будущего общества.
Нестабильность социально-экономической и политической жизни значительно расширяет спектр социальных, экономических, психосоциальных, педагогических факторов, активно стимулирующих детскую безнадзорность, бездомность, социальное сиротство. Среди них: кризисные явления в семье - нарушение структуры и функций семьи, падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психосоциальных перегрузок у родителей, жесткое обращение с детьми; резкое снижение уровня социальных гарантий для детей в жизненно важных сферах духовного и физического развития; дистанцирование школы от детей с трудными судьбами; резкий поворот в ценностных ориентациях общества, снятие многих моральных запретов; влияние асоциальных криминальных групп в микросреде.
Социальная дезадаптация в детском возрасте ведет к формированию людей малообразованных, не имеющих навыков трудиться, создавать семью. Жизнь ребенка на улице оборачивается тяжелейшими последствиями для его психического и физического развития. Обследования беспризорных детей показывают, что их физическое и психическое здоровье подорвано.
Существовавшая ранее система социально-профилактической и коррекционной работы в силу своей маломощности, непрофессионализма работников была нацелена на социальный контроль и карательные акции по отношению к детям с девиантным поведением. Возрастающее число детей, которым государственно-общественные структуры не оказали достаточной помощи в их жизнеустройстве, обусловило необходимость переосмысления и реформирования политики в области детства и проведения срочных социальных мероприятий.
В результате сложившейся ситуации актуальным стало создание специализированной системы учреждений для дезадаптированных детей и подростков, оказавшихся в кризисной ситуации. Задачей подобных учреждений является целенаправленная работа по социальной реабилитации несовершеннолетних.
В основу всей системы профилактической и реабилитационной работы в современных условиях положена концептуальная установка на неприемлемость, непродуктивность административно-карательного подхода к детям, социализация которых оказалась деформированной по вине взрослых, на необходимость гарантирования ребенку права на достойную форму существования в здоровой социальной среде. Эта позиция была закреплена в указе Президента РФ " О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав". В соответствии с этим указом в стране создаются принципиально новые специализированные учреждения для детей и подростков, и среди них - социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних.
В 1999 году вступил в действие закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". Это создало дополнительные возможности для усиления социозащитного принципа профилактики детской безнадзорности, дальнейшего развития сети социозащитных учреждений, активизации комплексного решения проблем детей, находящихся в трудной жизненной ситуации на основе более тесного взаимодействия всех субъектов, входящих в систему профилактики безнадзорности.
Однако численность центров и география их размещения не соответствуют остроте и масштабам проблемы, количеству детей и подростков, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Поэтому потребность в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних не снижается, возрастает их роль в жизнедеятельности детей, защите их законных прав и интересов [18].
Данная проблема изучена многими авторами. Мирсогатова М.Н. в своей работе рассматривает роль специализированных учреждений в государственной системе социальной защиты прав несовершеннолетних, определяет основные функции и задачи социально-реабилитационных центров.
Особенности трудовой реабилитации несовершеннолетних в специализированном учреждении изучены Блынской Л. Автором описаны основные виды и содержание труда, организация трудовой деятельности воспитанников центра.
Барсукова Т.М. в своей работе рассматривает игру как одну из действенных форм реабилитации безнадзорных детей.
Опыт работы социальных служб с дезадаптированными подростками за рубежом описан многими авторами. Авторы раскрывают специфику работы социальных служб с несовершеннолетними, определяют механизмы взаимодействия системы социальной помощи с несовершеннолетними за рубежом.
Ряд авторов большое внимание уделяет изучению комплексного подхода в реабилитации несовершеннолетних. Например, Ротовской И.Б. описана методика индивидуальных программ социальной реабилитации несовершеннолетних в условиях социально-реабилитационного центра. Назукина Л.И. в своей работе определяет связь между деятельностью специалистов разного профиля в отношении одного и того же ребенка.
Бреев Б.Д. описывает портрет современного беспризорника, определяет связи несовершеннолетних с важнейшими институтами социализации. Организация социальной работы в социально-реабилитационном центре, ее основные принципы рассмотрены в работах Камаевой Г. И.
Цель работы: изучение форм социально-педагогической работы с детьми – беспризорниками в условиях социально-реабилитационного центра.
Задачи:
l Изучить научную литературу, посвященную проблеме беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних;
l Рассмотреть причины детской беспризорности;
l Охарактеризовать систему профилактики детской безнадзорности и беспризорности;
l Отметить особенности работы с беспризорными детьми в России и за рубежом;
l Выделить формы социально-педагогической работы с несовершеннолетними беспризорными в социально-реабилитационном центре.
Объект исследования: социально - педагогическая деятельность с несовершеннолетними беспризорными детьми.
Предмет исследования: формы социально-педагогической работы с несовершеннолетними беспризорными детьми в условиях социально-реабилитационного центра.
Методы исследования: анализ педагогической и психологической научной литературы, анализ правовых документов по теме исследования, беседы со специалистами ПДН Октябрьского района г. Самары.
Похожие работы
Работы автора