или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Другие города > ДРУГОЕ |
Тип работы: | Дипломные работы |
Категория: | Педагогика |
Год сдачи: | 2009 |
Количество страниц: | 106 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 26.02.2011 |
Количество просмотров: | 457 |
Рейтинг работы: |
Дипломная работа ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ КУЛЬТУРЫ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РОДНОГО ЯЗЫКА успешно защищена в 2009 г. в Белгородском государственном университете; 106 стр., 1 таблица ,1 график, 3 диаграммы; 14 приложений (в том числе конспекты занятий); библиография - 68 источников.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования культуры речи
младших школьников на уроках родного языка
1.1. Понятия «речь», «культуры речи», «речевая деятельность»
1.2. Психолого-педагогические основы культуры письменной речи
Глава 2. Методические основы обучения младших школьников
письменной речи
2.1. Работа над формированием культуры письменной речи
младших школьников в практике школы
2.2. Организация опытно-экспериментальной работы по
проблеме исследования
2.3. Динамика развития культуры письменной речи младших школьников на уроках родного языка
Заключение
Библиография
Приложения
(фрагменты работы)
ОПИСАНИЕ
Актуальность темы исследования. Последнее время мы всё чаще сталкиваемся с проблемой упрощения, «обнищания» речи школьников младшей школы. Всё реже детьми используются сложные предложения, всё менее эмоционально окрашенной становится их речь. По образному выражению Д.С. Лихачёва, «человек не говорит, а плюётся словами».
На уровне государственной политики РФ принимаются серьёзные меры по сохранению богатств русского языка: разработана Федеральная программа поддержки русского языка, создан Совет по русскому языку при Президенте Российской Федерации, 2007 год был объявлен годом русского языка. Эти меры особенно важны в современную эпоху средств массовой информации, неумолимо вторгающуюся в жизнь маленького человека с первых дней его рождения: компьютер, телевизор, видео.
С одной стороны, считают педагоги, можно выделить положительные стороны состояния русского языка современных СМИ: наличие неологизмов, широкий спектр информации, богатый словарный запас. С другой – неверное произношение слов, неправильная постановка ударения, несоблюдение логического ударения и пауз, невыразительность речи, неуместное употребление междометий, наличие в речи слов-паразитов, употребление нелитературной лексики, большое количество заимствований [59,24]. В то же время профессор М.Р. Львов констатирует, что родной язык и литература в структуре образования занимали до последних лет ведущее положение. До 70-ых годов отмечался устойчивый рост грамотности письменной речи учащихся [41,15].
Таким образом, в сложившейся ситуации очень важно научить младших школьников ориентироваться в потоке информации, которая лавиной обрушивается на них. Особое внимание следует обратить на развитие языкового мышления, языкового чутья и вкуса учащихся, учить их не только слушать и смотреть, но и слышать, видеть и отличать нужное и ненужное в русской речи.
Многие знаменитые учёные считали важной и разрабатывали проблему формирования письменной культуры речи младших школьников. В частности, К.Д. Ушинский писал: «Учение детей русскому языку имеет три цели: во-первых, развить в детях ту врождённую душевную способность, которую называют даром слова, во-вторых, ввести детей в сознательное обладание сокровищами родного языка и, в-третьих, усвоить логику этого языка … Эти три цели достигаются не одна после другой, но совместно» (Цит. по [24,5]). Педагог обращал внимание последователей, что предпочитает медленно обучать детей культуре письменной речи. Современному учителю не обойтись без учебных книг К.Д. Ушинского «Родное слово», «Детский мир и Хрестоматия», особое место в которых занимают диалоги (говорят и животные, и растения, и люди). Овладение этой формой речи особенно важно в современном поликультурном и многоконфессиональном сообществе людей.
В современной литературе проблема формирования культуры пись-менной речи младших школьников рассматривается в трудах В.И. Капинос, Т.А. Ладыженской, Н.А. Плёнкина, Н.И. Политовой, Н.Н. Сергеевой, М.С. Соловейчик. Учёные пишут о необходимости усилить коммуникативную направленность обучения учащихся русскому языку в начальной школе.
Данное противоречие послужило основанием для создания теоретически обоснованной методической системы речевого развития, которая позволит организовать работу по формированию речевой культуры младших школьников в процессе обучения родному языку.
Проблема исследования: каковы условия эффективного формирования культуры письменной речи младших школьников на уроках родного языка. Анализ педагогической и методической литературы позволил выявить противоречие между требованиями, предъявляемыми к письменной речи школьников – с одной стороны, и недостаточным вниманием к этому типу речи в начальной школе – с другой.
Целью настоящего исследования является решение поставленной проблемы.
Объект исследования: речевая деятельность младших школьников на уроках русского языка.
Предмет исследования: процесс формирования основ культуры письменной речи младших школьников на уроках родного языка.
В качестве рабочей гипотезы нами выдвинуто предположение о том, что формирование основ культуры письменной речи младших школьников будет эффективным, если:
в классе создана нормативная речевая среда,
целенаправленно планируются упражнения, направленные на развитие всех видов речевой деятельности учащихся,
учащиеся активно вовлекаются в выполнение творческих письменных работ.
Проблема, цель, объект, предмет и гипотеза позволили сформулировать следующие задачи исследования:
1. Изучить лингвистическую, педагогическую, психологическую, методическую литературу для определения возможностей формирования культуры речи в процессе обучения учащихся начальной школы русскому языку.
2. Выявить психолого-педагогические основы формирования культуры письменной речи у младших школьников.
3. Проанализировать имеющиеся методические основы обучения млад-ших школьников культуре письменной речи.
4. Организовать и провести опытно-экспериментальную работу по про-блеме исследования.
Методы исследования: анализ научной литературы в области языкознания, психологии, лингвистики текста, педагогики, теории речевой деятельности и методики преподавания русского языка в начальной школе; изучение актуального педагогического опыта; наблюдение за процессом обучения младших школьников; эксперимент; изучение продуктов деятельности учащихся; констатирующие срезы и анализ речевых, логических ошибок учеников; моделирование; беседа; анкетирование.
Методологическая база: в основе исследования – труды известных
• психологов: Б.Г. Ананьева, В.А. Артёмова, Т.В. Ахутиной, Е.М. Верещагина, Л.С. Выготского, И.А. Зимней, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, С.В. Юртаева;
• педагогов-лингвистов: Л.А. Введенской, В.В. Виноградова, Г.О. Винокура, Б.Н. Головина, Л.К. Граудиной, Н.А. Ипполитовой, О.М. Казарцевой, В.И. Капинос, В.Г.Костомарова, Т.А. Ладыженской, М.Р. Львова, И.Г. Милославского, М.В. Невежиной, С.И. Ожегова, Л.Г. Павловой, Н.А. Плёнкина, Н.И. Политовой, П.С. Пустовалова, Д.Э. Розенталя, М.П. Сенкевич, Н.Н. Сергеевой, Л.И. Скворцова, М.С. Соловейчик, Н.Ф. Титовой, Л.В. Успенского, К.Д. Ушинского, Е.В. Шарохиной, Е.Н. Ширяева, Л.В. Щербы;
• учителей-практиков: О.Б. Былдиной, С.В. Дейс, Г.А. Евдокимовой, В.Е. Елисеевой, М.Н. Казаковой, В.В. Ланщиковой, Н.А. Песняевой, Т.В. Погребковой.
База исследования: 3–4 класс МОУ «Андреевская средняя школа».
Практическая значимость исследования состоит в том, что выявленные и разработанные нами эффективные формы и методы формирования основ культуры письменной речи младших школьников могут активно использоваться на уроках русского языка в начальной школе. Полученные результаты исследования, экспериментальная методика могут быть использованы при проведении курсов повышения квалификации учителей, спецкурсов и спецсеминаров по проблемам совершенствования речевой деятельности учащихся начальных классов.
В первой главе исследуются теоретические основы формирования культуры письменной речи младших школьников на уроках родного языка: определяются понятия «речь», «культура речи» и «речевая деятельность», выявляются психолого-педагогические основы культуры письменной речи.
Во второй главе анализируются методологические основы обучения младших школьников письменной речи: изучается опыт учителей, описывается собственная опытно-экспериментальная работа по проблеме исследования, выявляется динамика развития культуры письменной речи младших школьников на уроках родного языка.
Похожие работы
Работы автора