или
Заказать новую работуУчебное заведение: | Учебные заведения Москвы > Средние специальные учебные заведения > Московский вечерний авиационный технологический техникум |
Тип работы: | Дипломные работы |
Категория: | Педагогика |
Год сдачи: | 2012 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 23.02.2012 |
Количество просмотров: | 411 |
Рейтинг работы: |
Выпускная квалификационная (дипломная) работа
На тему:
«Апробация теста разработки символа и диагностика образной сферы студентов 18 - 20 лет»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………
ГЛАВА 1: СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ТЕОРИИ СИМВОЛА И ПОНЯТИЕ ОБРАЗНОЙ СФЕРЫ В ПСИХОЛОГИИ
1.1. Понятие и природа символа в психологии…………........................
1.2. Основные направления изучения символа …...........……………...
1.3. Образ — как предмет психологической науки………….......................
1.4. Образ восприятия человека человеком................................................................
ГЛАВА 2: ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АПРОБАЦИИ ТЕСТА СИМВОЛА И ДИАГНОСТИКА ОБРАЗНОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТОВ 18 — 20 ЛЕТ
2.1.Организационно – методическое обеспечение исследования…………………
2.2. Обработка и анализ полученных данных………………………………………
ВЫВОДЫ........................................……………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………….
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………………………...
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………………
Введение.
Актуальность исследования. Символ, занимая одно из важных мест в ряде знаковых выражений культуры, охватывает и все культурные феномены. Символический характер культуры, таким образом, включает в себя всю совокупность общественных отношений, которые составляют сущность человека.
Актуальность работы связана с тем, что интерес к символу и его роль в освоении действительности остается на достаточно высоком уровне. В постиндустриальном мире символ являться одним из самых широкоиспользуемых элементов массовой культуры и политики. Отношение к символу связано с его социально-культурным контекстом, в связи с чем возможно возникновение инструментария, используемого для отражения социальных и культутурных перемен современности.
Современное состояние психологической науки характеризуется активным поиском новых подходов к изучению символа и образной сферы человека, а так же ценностно-смысловых образований (А.Г.Асмолов, Д.А.Леонтьев, Б.С.Братусь, Ф.Е.Василюк, В.В.Столин и др.).
В обществе складывается новая морально-нравственная атмосфера, идет переоценка ценностей, их творческое переосмысление, и потому диагностика ценностно-смысловой сферы личности является важной задачей современной психологии. Разработка обще психологических представлений о ценностном и смысловом измерении человеческого бытия связана с проблемой символа как носителя ценностного потенциала личности (А.Лобок, Ф.Василюк, А.Уайтхед).
Определяя ценностно-смысловую функцию символа в познании мира и личности, можно говорить, что ее мир и содержание общечеловеческих ценностей имеет прямое отношение к миру символов. В данной работе под общечеловеческими ценностями понимаются идеалы, образцы, идеи, символы и другие феномены, которые впитали глубоко пережитый опыт человечества, его потенции и устремления. На наш взгляд, восприятие и толкование символов помогает человеку учиться чувствовать гармонию с миром, понимать смысл человеческого существования, разгадывать таинства вселенной. Поэтому в исследовании символ анализируется как средство диагностики ценностно-смысловой сферы личности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.Ф.Лосев, З.Фрейд, К.Юнг, С.Лангер).
Изучение этого вопроса показывает, что наибольший потенциал для диагностики образной сферы личности могут дать проективные техники.
Многообразие стимульного материала, максимальный спектр интерпретации, неоднозначность тестовой ситуации позволяют глубоко проникать в образную сферу человека. ( В.Г.Норикадзе, Ф.Лазарус, Е.Т.Соколова и др.).
Объектом исследования является образная сфера человека.
Предметом исследования является роль символа как средства диагностики образной сферы.
Цель исследования: выявить психодиагностические свойства теста разработки символа и апробировать данный тест на группе студентов 18 — 20 лет.
Гипотезы исследования: проективная методика «Тест разработки символа», позволяет диагностировать особенности образной сферы и может использоваться в качестве психодиагностического инструмента.
Задачи: 1. Провести анализ междисциплинарных гуманитарных исследований по проблеме символа и его взаимосвязей с образной сферой человека;
2. Разработать систему психологических методов, направленных на перекрестную валидизацию результатов теста разработки символа;
3. Провести эмпирическое исследование психодиагностических свойств теста разработки символа на нормативной группе (студенты 18-20 лет).
Методологическая база: составили отечественные и зарубежные концепции, в которых раскрывается понятие символа и которые могут быть положены в основу эмпирического исследования роли символа в развитии образной сферы у студентов 18-20 лет:
- концепции символа А.Ф. Лосева [42], Э. Кассирера [57], Г.В.Ф. Гегеля [13], М.К. Мамардашвили и А.М. Пятигорского [47]; концепции юмора и смеха М.М. Бахтина [5] и Е. Курганова [26];
- культурно-исторический подход, представленный работами Л.С. Выготского [11], А.Н. Леонтьева [32], А.Р. Лурия [46], А.Г. Асмолова [4];
- концепции нейропсихологического изучения онтогенеза психических процессов и личности А.Р. Лурия [45], Л.С. Цветковой [3];
- концепции опосредствования в инновационном, развивающем, восстановительном и формирующем обучении В.Я. Ляудис [66], Н.Г. Салминой [54], Л.С. Цветковой [64], Н.И. Чуприковой [65]
Методы исследования:
1. Символ разработки теста.
2. Пробы «Пословицы».
3. Психогеометрический тест.
4. «Психологическое время личности».
5. Самооценка по С.Я. Рубинштейн.
6. Моторные пробы : графическая проба «забор» и копирование куба.
Похожие работы
Работы автора