или
Заказать новую работуУчебное заведение: | Учебные заведения Москвы > Средние специальные учебные заведения > Московский вечерний авиационный технологический техникум |
Тип работы: | Дипломные работы |
Категория: | Педагогика |
Год сдачи: | 2012 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 23.02.2012 |
Количество просмотров: | 274 |
Рейтинг работы: |
Дипломная работа
на тему:
« Нейропсихологическое исследование сферы предметных образов-представлений и её влияния на развитие познавательных процессов
у детей 7-9 лет, обучающихся
в общеобразовательной школе».
Содержание:
Введение…………………………………………………………………………………..2
Глава 1. Проблема становления образа……………………………………………........4
Глава 2. Восприятие (как основа формирования образов-представлений)
2.1. Психологическое строение и мозговая организация……………………... 7
2.2. Образы-восприятия и образы-представления………...………………… 13
2.3. Образы-представления и речь ……………………………………………..18
Глава 3. Развитие восприятия и предметных образов-представлений
3.1. Предметная деятельность…………………………………………………...25
3.2. Развитие наглядно-действенного мышления…………………………........28
3.3. Формирование знаковой функции сознания……………………………….29
3.4. Развитие образного мышления……………………………………………...31
Глава 4. Взаимосвязь нарушений образов-представлений с нарушениями
других психических процессов………………………………………………..35
4.1. Нарушение наглядно-действенного мышления…………………………… 36
4.2. Нарушение образов-представлений и нарушение речи ………………….. 37
Глава 5. Роль образов-представлений в школьном обучении…………………………43
Экспериментальная часть
Глава 1. Предмет, цели, задачи и гипотеза исследования……………………………...45
Глава 2. Научная основа исследования………………………………………………….46
Глава 3. Характеристика испытуемых и методика исследования……………………..48
Глава 4. Описание методики обследования……………................................................. 51
Глава 5. Обсуждение результатов экспериментального исследования………………. 61
Глава 6. Выводы…………………………………………………………………………. .67
Глава 7. Заключение……………………………………………………………………… 67
Литература……………………………………………………………………………....... 69
Приложения………………………………………………………………………………. 72
Введение.
Проблема школьной неуспеваемости при увеличении числа детей, которые не справляются с программой обучения и попадают в разряд неуспевающих, является сегодня очень актуальной.
В последние годы отмечен рост интереса к этой проблеме со стороны специалистов различных областей. Перед специалистами стоит задача выявления причин, преодоления и предупреждения трудностей в усвоении детьми знаний, умений и навыков, предусмотренной программой общеобразовательной школы.
Практика показывает, что часто в число учащихся, испытывающих трудности в обучении, попадают дети, которые не демонстрируют признаков аномального развития, их причисляют к так называемой «практической норме».
В большинстве случаев педагоги не могут определить причины, вызывающие трудности школьного обучения у этих детей. После проведения нейропсихологического анализа состояния ВПФ, было выявлено, что эти дети не составляют однородной группы и обнаруживают различия по уровню развития ВПФ. У детей, испытывающих трудности в обучении оказались недостаточно сформированными: двигательная сфера (динамический и пространственный праксис), слухоречевая память, зрительная память, слуховой неречевой гнозис, пространственные представления, произвольное внимание, программирование и контроль деятельности.
Мы сосредоточили свое внимание на сфере образов-представлений не случайно. В психологии является несомненным положение о важной роли образов-представлений в психической сфере ребенка и взрослого. В последнее десятилетие усилился интерес к исследованию предметного образа, его роли в психической сфере человека, в его интеллектуальной деятельности, в речи, мышлении.
На основе анализа литературы по данному вопросу, можно предположить, что уровень развития сферы образов-представлений влияет на развитие других психических процессов и на школьную успеваемость.
Таким образом, целью исследования является выявление уровня сформированности сферы образов-представлений и ее влияния на формирование других психических процессов.
В соответствии с целью предполагаемого исследования, в своей работе мы поставили следующие задачи: 1) с помощью нейропсихологической методики обследования получить общую картину развития психической деятельности исследуемых детей; 2) проследить связь сформированности или несформированности образно-предметной сферы с состоянием познавательных и речевых процессов у детей имеющих трудности обучения и не имеющих таковых; 3) выяснить имеется ли несформированность образно-предметной сферы у детей с трудностями обучения.
Для достижения поставленной цели необходимо провести нейропсихологический синдромный анализ развития психической сферы ребенка. Он дает возможность изучить психику на разных уровнях её функционирования, позволяет устанавливать адекватные связи между особенностями формирования психических функций и развитием мозга ребенка.
Похожие работы
Работы автора