Студенческий портал

admin@studynote.ru
/ Регистрация
X
Все > Дипломные работы > Дипломные работы по педагогике > КОРРЕКЦИЯ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ В 3 КЛАССЕ
КОРРЕКЦИЯ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ В 3 КЛАССЕ

Тема дипломной работы: КОРРЕКЦИЯ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ В 3 КЛАССЕ

1500 ₽
Купить за 1500 ₽

или

Заказать новую работу

Более 20 способов оплатить! Сразу получаете ссылку на скачивание. Гарантия 3 дня. Исключительно для ознакомления!

Общая информация
Описание работы
Дополнительная информация

(фрагменты работы)

Общая информация
Учебное заведение: Вузы города Омск > Омский государственный педагогический университет
Тип работы: Дипломные работы
Категория: Педагогика
Год сдачи: 2016
Количество страниц: 50
Оценка: 5
Дата публикации: 13.05.2018
Количество просмотров: 655
Рейтинг работы:
Описание работы

Введение

 

В
настоящее время государственная политика направлена на улучшение условий для
получения образования  лиц  с ограниченными возможностями здоровья.

В
соответствии с Законом РК от 27 июля 2007 года № 319-III «Об образовании»,
каждому ребенку должно быть гарантировано право на развитие, воспитание и
образование в соответствии с его индивидуальными возможностями. Положения,
отраженные в этом документе, охватывают категорию детей с нарушением
интеллекта. В статье 14 сказано, что «для отдельных категорий лиц разрабатываются
специальные образовательные учебные программы, учитывающие особенности развития
и потенциальные возможности обучающихся и воспитанников, определяемые с учетом
рекомендаций психолого-медико-педагогических консультаций» [1].

Дети
с
умеренной умственной отсталостью, обучающиеся в
специальных (коррекционных) образовательных школах VIII вида, обладают рядом
особенностей личностного развития.

Концепции
и модели образовательных систем, программы обучения и воспитания,
разрабатываемые для этих образовательных учреждений, учитывают специфику
становления личности и формирование познавательных возможностей  детей с умеренной умственной отсталостью и
ориентированы на решение их проблем. 

В
ходе непосредственного общения с окружающим миром, изучая и усваивая впечатления
о нем, человечество выработало ряд базовых понятий, на основе чего строится вся
система знаний об объективной действительности. Одним из них является понятие
времени.

Вся
жизнь человека тесно связана со временем, умением измерять, распределять,
экономить время. Современные условия развития общества требуют от человека
сосредоточенности, целеустремленности, динамичности, способности организовывать
свою деятельность во времени.

Время,
как объект познания, является чрезвычайно многогранной стороной окружающей
реальности.

Время
не имеет конкретных форм, оно течет непрерывно, его нельзя ни остановить, ни
возвратить. Основным содержанием знаний о времени выступают абстрактные понятия,
их свойства и отношения. Как и во всяком восприятии, основу составляет
чувственное восприятие времени. Однако специального анализатора для его
восприятия не существует. Отражение времени свойственно в той или иной мере
всем органам чувств, и различные свойства времени отражаются определенным
комплексом анализаторов (зрительный, слуховой, кинестетический) при                        ведущей роли одного из
них.

Многочисленные
исследования свидетельствуют о том, что время является наиболее сложной
категорией для восприятия и понимания для детей с умеренной умственной
отсталостью.

Вопросы
изучения особенностей формирования временных представлений и понятий у детей с  умеренной умственной отсталостью были освещены
в работах В.В.Эк.

Автор
подчеркивает, что дети с умеренной умственной отсталостью имеют очень нечеткие
представления о длительности отдельных видов деятельности, даже тех, которые
связаны с их повседневной жизнью. Они с трудом усваивают единичные соотношения
мер времени. Это затрудняет процесс усвоения математических знаний (например,
при решении арифметических задач с именованными числами) [2].

Отмечаются
затруднения в формировании представлений отдаленности и последовательности
событий.

Исследования
М.Г.Аббасова,  показывают, что учащиеся с
умеренной умственной отсталостью, поступая в 1 класс, не владеют элементарной
временной терминологией, не соотносят временные понятия с конкретными
жизненными событиями. Они не осознают, что время непрерывно течет и его течение
необратимо. У них нет реальных представлений о единицах измерения времени, их конкретной
наполняемости и элементарном практическом использовании в жизни. Чем крупнее
мера времени, тем сложнее  учащимся ее конкретизировать[3,с.36].

Они
с трудом устанавливают связи между фактами, явлениями, событиями,
происходившими в разные периоды времени.

Учащиеся
с умеренной умственной отсталостью имеют нечеткие представления о длительности
отдельных видов деятельности, даже тех, которые связаны с их повседневной
жизнью (урок, перемена, обед, прогулка, приготовление уроков и т.д.).

Планирование
деятельности детей с умеренной умственной отсталостью во времени также
характеризуется большими трудностями, в том числе связанными с недостаточным
учетом длительности этапов деятельности, их последовательности и темпа.

Используя
принцип поэтапного формирования ориентировки во времени, предложенный Т.Д.
Рихтерман, были разработаны методические приемы, позволяющие реализовать
указанный принцип в работе с детьми с умеренной умственной отсталостью.

Исследования
показали, что в результате специально организованного обучения у  детей с умеренной умственной отсталостью формируются
некоторые временные представления, и ориентировка во времени в процессе
практической деятельности[4].

 Особую сложность в процессе обучения детей с умеренной
умственной отсталостью вызывает разная степень несформированности временных
представлений и различные скорости усвоения материала.

В
своем исследовании  С.Г. Ералиева  проводила  эксперимент, в котором  знакомила детей
с
умеренной умственной отсталостью с днями недели[5].

 Экспериментальное обучение показало, что дети с
умеренной умственной отсталостью, усваивая в процессе занятий отдельные знания,
не усваивают именно те представления, которые наиболее тесно связаны с
процессом мышления. Они не овладевают обобщенным термином, не могут проследить
изучаемую последовательность и взаимосвязь ее отдельных компонентов, у них не
формируются связи и отношения, которые могут позволить ребенку правильно
ориентироваться во времени и в соответствии с этим планировать свою
деятельность.

Исследования
Н.Ф. Кузьминой-Сыромятниковой показывают, что учащиеся  младших классов  вспомогательной школы
II отделения не имеют точных
правильных временных представлений, не знают соотношения между ними, то есть,
не обладают навыками, необходимыми для нормальной жизнедеятельности человека[6,с.54].

Вместе
с тем, формирование временных понятий и ориентировки во времени может внести
большой вклад в коррекцию личности и всей познавательной деятельности детей с умеренной
умственной отсталостью.

 Уровень сформированности временных
представлений оказывает влияние и на овладение грамматическими знаниями, в
частности, грамматической категорией времени учащимися с умеренной умственной
отсталостью вспомогательной школы.

Процесс
формирования этой грамматической категории связан с определенными жизненными
представлениями и практическими занятиями детей о течении времени, об
отнесенности действия к моменту речи о нем. Практическая деятельность помогает
детям с умеренной умственной отсталостью осмысливать временные ситуации в
словесно-образном плане.

Известно,
что для детей с умеренной умственной отсталостью характерно нарушение сложных
форм познавательной деятельности, в том числе и процесса восприятия, а
временные понятия и отношения отличаются своей специфичностью и абстрактностью.

Формирование
у детей
с умеренной умственной отсталостью
временных представлений имеет большое значение как для развития их
познавательной и личностной сфер, так и для их адаптации и интеграции в
современном обществе.

Выпускникам
специальной (коррекционной) школы VIII вида жизнь предъявляет ряд сложных
требований, в том числе связанных с умением ориентироваться во времени. Им
предстоит планировать свой рабочий день, свою деятельность во времени, влиять
на ее ход и результат, экономить свое личное время. Поэтому вопросы формирования
временных представлений у детей с умеренной умственной отсталостью приобретают
особую остроту.

Первые
представления о времени дети с умеренной умственной отсталостью получают в
дошкольный период. Смена дня и ночи, времени года, повторяемость режимных
моментов в жизни ребенка - все это формирует временные представления.

Однако,
как временная последовательность событий, так и особенно понятие о
продолжительности событий усваивается детьми
с умеренной
умственной отсталостью с большим трудом.  Кроме этого решения задач, связанных со
временем,  у учащихся с умеренной
умственной отсталостью  вызывает
определенные трудности. Эти трудности выражаются в неправильном понимании
условий задачи, несформированности временных представлений и неточности их
восприятия.

Анализ
специальной литературы, касающейся проблемы формирования временных
представлений у детей с умеренной умственной отсталостью дает возможность
представить качественное своеобразие временных представлений и некоторые пути
их формирования и коррекции у данной категории детей.

Однако,
наряду с приоритетной значимостью общей разработанности проблемы, выделяется противоречие между необходимостью
формирования временных представлений у детей с умеренной умственной отсталостью
и недостаточным уровнем знаний учащихся о временных представлениях, применяемых
на практике.

Таким
образом, очевидной становится проблема
исследования, которая заключается в поиске эффективных средств формирования
временных представлений у детей с умеренной умственной отсталостью.

Все
это дает возможность считать  проблему
коррекции временных представлений у детей с умеренной умственной отсталостью достаточно
актуальной.

Объект исследования:
процесс обучения математики детей с умеренной умственной отсталостью.

Предмет исследования: задачи
как средство коррекция  временных представлений у младших школьников
с умеренной умственной отсталостью.

Цель исследования:  разработать комплекс задач, направленных на
коррекцию временных представлений и проверить их эффективность на уроках
коррекции по математике.

Гипотеза: если в
процессе коррекции временных представлений у детей с умеренной умственной
отсталостью использовать задачи из разработанного комплекса, то это будет
способствовать повышению уровня временных представлений учащихся, так как
задачи из разработанного комплекса строятся с учетом пробелов знаний учащихся.

Для
достижения цели гипотезы исследования были поставлены следующие задачи исследования:                                 

1.Выявить
проблему обучения математики учащихся с умеренной умственной отсталостью;

2.Раскрыть особенности
формирования временных представлений у детей младшего школьного возраста с
умеренной умственной отсталостью;

3.Проанализировать
учебную программу, учебник по математике 
для 3 класса вспомогательной школы;

4.Разработать
комплекс задач, направленный на коррекцию временных представлений у детей с
умеренной умственной отсталостью.  

Методы исследования:
теоретические (анализ научно-педагогической литературы, анкетирование, анализ
учебной программы, учебника по математике для 3 класса), диагностические
(эксперимент).

Новизна заключается в
обосновании возможности формирования временных представлений у детей с умеренной
отсталостью  в процессе обучения решению
задач.

Практическая значимость:  заключается  в том, что разработанные задачи, направленные
на коррекцию временных представлений у детей с умеренной умственной отсталостью
могут быть использованы 

Дополнительная информация

(фрагменты работы)

Введение

В настоящее время государственная политика направлена на улучшение условий для получения образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с Законом РК от 27 июля 2007 года № 319-III «Об образовании», каждому ребенку должно быть гарантировано право на развитие, воспитание и образование в соответствии с его индивидуальными возможностями. Положения, отраженные в этом документе, охватывают категорию детей с нарушением интеллекта. В статье 14 сказано, что «для отдельных категорий лиц разрабатываются специальные образовательные учебные программы, учитывающие особенности развития и потенциальные возможности обучающихся и воспитанников, определяемые с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогических консультаций» [1].
Дети с умеренной умственной отсталостью, обучающиеся в специальных (коррекционных) образовательных школах VIII вида, обладают рядом особенностей личностного развития.
Концепции и модели образовательных систем, программы обучения и воспитания, разрабатываемые для этих образовательных учреждений, учитывают специфику становления личности и формирование познавательных возможностей детей с умеренной умственной отсталостью и ориентированы на решение их проблем.
В ходе непосредственного общения с окружающим миром, изучая и усваивая впечатления о нем, человечество выработало ряд базовых понятий, на основе чего строится вся система знаний об объективной действительности. Одним из них является понятие времени.
Вся жизнь человека тесно связана со временем, умением измерять, распределять, экономить время. Современные условия развития общества требуют от человека сосредоточенности, целеустремленности, динамичности, способности организовывать свою деятельность во времени.
Время, как объект познания, является чрезвычайно многогранной стороной окружающей реальности.
Время не имеет конкретных форм, оно течет непрерывно, его нельзя ни остановить, ни возвратить. Основным содержанием знаний о времени выступают абстрактные понятия, их свойства и отношения. Как и во всяком восприятии, основу составляет чувственное восприятие времени. Однако специального анализатора для его восприятия не существует. Отражение времени свойственно в той или иной мере всем органам чувств, и различные свойства времени отражаются определенным комплексом анализаторов (зрительный, слуховой, кинестетический) при ведущей роли одного из них.
Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что время является наиболее сложной категорией для восприятия и понимания для детей с умеренной умственной отсталостью.
Вопросы изучения особенностей формирования временных представлений и понятий у детей с умеренной умственной отсталостью были освещены в работах В.В.Эк.
Автор подчеркивает, что дети с умеренной умственной отсталостью имеют очень нечеткие представления о длительности отдельных видов деятельности, даже тех, которые связаны с их повседневной жизнью. Они с трудом усваивают единичные соотношения мер времени. Это затрудняет процесс усвоения математических знаний (например, при решении арифметических задач с именованными числами) [2].
Отмечаются затруднения в формировании представлений отдаленности и последовательности событий.
Исследования М.Г.Аббасова, показывают, что учащиеся с умеренной умственной отсталостью, поступая в 1 класс, не владеют элементарной временной терминологией, не соотносят временные понятия с конкретными жизненными событиями. Они не осознают, что время непрерывно течет и его течение необратимо. У них нет реальных представлений о единицах измерения времени, их конкретной наполняемости и элементарном практическом использовании в жизни. Чем крупнее мера времени, тем сложнее учащимся ее конкретизировать[3,с.36].
Они с трудом устанавливают связи между фактами, явлениями, событиями, происходившими в разные периоды времени.
Учащиеся с умеренной умственной отсталостью имеют нечеткие представления о длительности отдельных видов деятельности, даже тех, которые связаны с их повседневной жизнью (урок, перемена, обед, прогулка, приготовление уроков и т.д.).
Планирование деятельности детей с умеренной умственной отсталостью во времени также характеризуется большими трудностями, в том числе связанными с недостаточным учетом длительности этапов деятельности, их последовательности и темпа.
Используя принцип поэтапного формирования ориентировки во времени, предложенный Т.Д. Рихтерман, были разработаны методические приемы, позволяющие реализовать указанный принцип в работе с детьми с умеренной умственной отсталостью.
Исследования показали, что в результате специально организованного обучения у детей с умеренной умственной отсталостью формируются некоторые временные представления, и ориентировка во времени в процессе практической деятельности[4].
Особую сложность в процессе обучения детей с умеренной умственной отсталостью вызывает разная степень несформированности временных представлений и различные скорости усвоения материала.
В своем исследовании С.Г. Ералиева проводила эксперимент, в котором знакомила детей с умеренной умственной отсталостью с днями недели[5].
Экспериментальное обучение показало, что дети с умеренной умственной отсталостью, усваивая в процессе занятий отдельные знания, не усваивают именно те представления, которые наиболее тесно связаны с процессом мышления. Они не овладевают обобщенным термином, не могут проследить изучаемую последовательность и взаимосвязь ее отдельных компонентов, у них не формируются связи и отношения, которые могут позволить ребенку правильно ориентироваться во времени и в соответствии с этим планировать свою деятельность.
Исследования Н.Ф. Кузьминой-Сыромятниковой показывают, что учащиеся младших классов вспомогательной школы II отделения не имеют точных правильных временных представлений, не знают соотношения между ними, то есть, не обладают навыками, необходимыми для нормальной жизнедеятельности человека[6,с.54].
Вместе с тем, формирование временных понятий и ориентировки во времени может внести большой вклад в коррекцию личности и всей познавательной деятельности детей с умеренной умственной отсталостью.
Уровень сформированности временных представлений оказывает влияние и на овладение грамматическими знаниями, в частности, грамматической категорией времени учащимися с умеренной умственной отсталостью вспомогательной школы.
Процесс формирования этой грамматической категории связан с определенными жизненными представлениями и практическими занятиями детей о течении времени, об отнесенности действия к моменту речи о нем. Практическая деятельность помогает детям с умеренной умственной отсталостью осмысливать временные ситуации в словесно-образном плане.
Известно, что для детей с умеренной умственной отсталостью характерно нарушение сложных форм познавательной деятельности, в том числе и процесса восприятия, а временные понятия и отношения отличаются своей специфичностью и абстрактностью.
Формирование у детей с умеренной умственной отсталостью временных представлений имеет большое значение как для развития их познавательной и личностной сфер, так и для их адаптации и интеграции в современном обществе.
Выпускникам специальной (коррекционной) школы VIII вида жизнь предъявляет ряд сложных требований, в том числе связанных с умением ориентироваться во времени. Им предстоит планировать свой рабочий день, свою деятельность во времени, влиять на ее ход и результат, экономить свое личное время. Поэтому вопросы формирования временных представлений у детей с умеренной умственной отсталостью приобретают особую остроту.
Первые представления о времени дети с умеренной умственной отсталостью получают в дошкольный период. Смена дня и ночи, времени года, повторяемость режимных моментов в жизни ребенка - все это формирует временные представления.
Однако, как временная последовательность событий, так и особенно понятие о продолжительности событий усваивается детьми с умеренной умственной отсталостью с большим трудом. Кроме этого решения задач, связанных со временем, у учащихся с умеренной умственной отсталостью вызывает определенные трудности. Эти трудности выражаются в неправильном понимании условий задачи, несформированности временных представлений и неточности их восприятия.
Анализ специальной литературы, касающейся проблемы формирования временных представлений у детей с умеренной умственной отсталостью дает возможность представить качественное своеобразие временных представлений и некоторые пути их формирования и коррекции у данной категории детей.
Однако, наряду с приоритетной значимостью общей разработанности проблемы, выделяется противоречие между необходимостью формирования временных представлений у детей с умеренной умственной отсталостью и недостаточным уровнем знаний учащихся о временных представлениях, применяемых на практике.
Таким образом, очевидной становится проблема исследования, которая заключается в поиске эффективных средств формирования временных представлений у детей с умеренной умственной отсталостью.
Все это дает возможность считать проблему коррекции временных представлений у детей с умеренной умственной отсталостью достаточно актуальной.
Объект исследования: процесс обучения математики детей с умеренной умственной отсталостью.
Предмет исследования: задачи как средство коррекция временных представлений у младших школьников с умеренной умственной отсталостью.
Цель исследования: разработать комплекс задач, направленных на коррекцию временных представлений и проверить их эффективность на уроках коррекции по математике.
Гипотеза: если в процессе коррекции временных представлений у детей с умеренной умственной отсталостью использовать задачи из разработанного комплекса, то это будет способствовать повышению уровня временных представлений учащихся, так как задачи из разработанного комплекса строятся с учетом пробелов знаний учащихся.
Для достижения цели гипотезы исследования были поставлены следующие задачи исследования:
1.Выявить проблему обучения математики учащихся с умеренной умственной отсталостью;
2.Раскрыть особенности формирования временных представлений у детей младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью;
3.Проанализировать учебную программу, учебник по математике для 3 класса вспомогательной школы;
4.Разработать комплекс задач, направленный на коррекцию временных представлений у детей с умеренной умственной отсталостью.
Методы исследования: теоретические (анализ научно-педагогической литературы, анкетирование, анализ учебной программы, учебника по математике для 3 класса), диагностические (эксперимент).
Новизна заключается в обосновании возможности формирования временных представлений у детей с умеренной отсталостью в процессе обучения решению задач.
Практическая значимость: заключается в том, что разработанные задачи, направленные на коррекцию временных представлений у детей с умеренной умственной отсталостью могут быть использованы

Купить за 1500 ₽