Студенческий портал

StudyNote RU admin@studynote.ru
/ Регистрация
X
Помощь студенту > Готовые работы > Дипломные работы > Педагогика > Основные способы проявления вербальной агрессии в речи обучающихся 7-х классов общеобразовательной школы

Тема дипломной работы: Основные способы проявления вербальной агрессии в речи обучающихся 7-х классов общеобразовательной школы

2100 рублей
Купить

или

Заказать новую работу

Более 20 способов оплатить! После оплаты вы сразу получаете ссылку на скачивание. Гарантия на - 3 дня. Исключительно в ознакомительных целях!

  • Общая информация
  • Описание работы
  • Дополнительная информация

    (фрагменты работы)

Учебное заведение:Другие города > ДРУГОЕ
Тип работы:Дипломные работы
Категория:Педагогика, Психология
Год сдачи:2019
Количество страниц:83
Оценка:5
Рейтинг работы:
Иллюстрация №1: Основные способы проявления вербальной агрессии в речи обучающихся 7-х классов общеобразовательной школы (Дипломные работы - Педагогика, Психология).

"Основные способы проявления вербальной агрессии
в речи обучающихся 7-х классов общеобразовательной школы"


Объектом исследования являются вербальные формы и способы агрессии в речи школьников.

Актуальность работы заключается в том, что речевая агрессия является одной из
серьёзнейших проблем современной вербальной коммуникации детей и подростков:
словесная агрессия всё больше проникает в детские игры, разговоры подростков,
беседы отцов и детей, диалоги учителей и учеников.
Не имея навыков конструктивного общения и
способов эмоциональной разрядки, подростки перенимают различные формы общения
из мира взрослых. Поэтому одной из важнейших задач современного образования
является формирование навыков полноценной речевой коммуникации, не допускающей
грубости, бестактности, обучение умению предотвращать проявления агрессии
в детской речи.

            Цель выпускной квалификационной
работы
состоит в выявлении способов и форм речевой агрессии подростков, методов
диагностики вербальной агрессии и её коррекции.

            Решение
поставленной цели осуществлялось с использованием следующих методов:

общетеоретические
методы познания (анализ, синтез, аналогия, сравнение, сопоставление, обобщение,
классификация, систематизация, типизация, моделирование и др.); эмпирические
методы (беседа, опрос и др.); диагностические: методы (тестирование, обобщение
независимых характеристик, экспертных оценок); праксиметрические методы (анализ
результатов деятельности); методы статистической обработки данных.

В эксперименте по выявлению форм вербальной агрессии в школьной
речевой среде применялись частные методы:
метод опроса обучающихся (по опроснику Басса-Дарки); проективные методы (метод
ассоциативного эксперимента и методика незаконченных фраз); метод написания
мини-сочинений.

            Научная новизна данной работы заключается в том, что в работе
представлено диагностическое исследование речевой агрессии обучающихся 7-х
классов; выявлены основные способы проявления вербальной агрессии обучающихся в
данной параллели; предложены мероприятия по коррекции вербальной агрессии в
школьной речевой среде.

Практическая значимость ВКР заключается в возможности использования результатов исследования при
изучении форм и способов вербальной агрессии подростков, а также при разработке
методов коррекции и снижения агрессии в речи школьников.

Речевая агрессия является одной из серьёзнейших проблем современной коммуникации как на уровне средств массовой информации, так и в бытовом общении россиян. Наиболее остро стоит вопрос присутствия самых разнообразных форм и видов агрессии в детской и подростковой речи: словесная агрессия всё больше проникает в детские игры, разговоры подростков, беседы отцов и детей, диалоги учителей и учеников.
Экономическая и культурная нестабильность современного общества, пропаганда насилия средствами массовой информации, выражающаяся в преобладании жанров боевика и триллера, интерес обозревателей к подробностям всевозможных преступлений как в зеркале отражаются в общей картине мира современных детей и подростков. Важную роль в повсеместном распространении вербальной агрессии играют культивирование в масс-медиа инвективы, вульгаризмов, бранных слов и конструкций, массовое увлечение компьютерными играми, а также утрата современным российским обществом ранее существовавших механизмов по сдерживанию речевой агрессии в виде религиозных установлений, народных верований и цензурного контроля.
Слова и выражения, связанные с враждебностью и агрессией, стали неотъемлемой частью речевой культуры современного российского общества, особенно детей и подростков. Именно подростки в силу своих возрастных психологических особенностей, эмоционального и интеллектуального развития являются наиболее ранимыми и уязвимыми. Не имея ещё устоявшихся взглядов на жизнь и сложившихся приоритетов, подростки перенимают модели поведения и общения из мира взрослых. Но самой большой культурной проблемой современного общества, на наш взгляд, является тот факт, что причиной проявления разных способов агрессии в речи современных россиян является вовсе не раздражение, и даже не озлобленность или гнев. Всевозможные вербальные проявления агрессии стали для нас настолько привычными, что большая часть носителей современного русского языка, к сожалению, даже не осознаёт агрессивности своих высказываний.
Изучение агрессии вообще и речевой агрессии в частности в настоящее время проводится в рамках сразу нескольких гуманитарных наук: психологии, лингвистики, философии, социологии и культурологии.
В лингвистической литературе используется несколько терминов для обозначения агрессии в языке и речи: речевая агрессия, вербальная агрессия, языковая агрессия, коммуникативная агрессия, словесная агрессия, при этом само понятие агрессии как лингвистического феномена не имеет чёткого определения. Словосочетание «речевая / вербальная агрессия» используется для обозначения разных речевых действий, обусловленных различными мотивациями и обладающих разнообразными формами вербального воплощения. В узком смысле термин «речевая агрессия» используется для обозначения речевого акта, замещающего факт явной физической агрессии и выражающегося в виде оскорбления, грубой брани, прямой или косвенной угрозы, враждебного замечания или требования, выраженного в категоричной форме. В самом широком смысле под агрессией в речи понимают «все виды наступательного, доминирующего речевого поведения» [2, с. 257].
Вербальная агрессия препятствует возможности нормального полноценного речевого общения, осложняет полноценный обмен информацией, сдерживает понимание людьми друг друга и противоречит задачам современной школы. Поэтому одной из важнейших задач современного образования является формирование навыков полноценной речевой коммуникации, не допускающей грубости, бестактности, обучение умению предотвращать проявления агрессии в детской речи. Грамотное, культурное общение, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить плодотворное сотрудничество со сверстниками, обеспечивает социальную компетентность и толерантность школьников.
Важность и актуальность рассматриваемой темы в ее приложении к подросткам, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность в области профилактики и коррекции вербальной агрессии, послужили основанием для выделения цели исследования: выявление способов и форм речевой агрессии подростков, методов диагностики вербальной агрессии и её коррекции.
Объект исследования: формы и способы агрессии в речи школьников.
Предмет исследования: диагностика и коррекция вербальной агрессии подростков средних классов.
Исследование носит теоретический и эмпирический характер, основанный на анализе современных литературных источников и диагностике способов вербальной агрессии подростков по четырем наиболее популярным методикам, представленным в лингвистической и педагогической литературе.
Материалом исследования послужили анкеты 46 обучающихся 7-х классов МОУ «СОШ № 43».
В соответствии с целью исследования в работе решались следующие задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблемам агрессивного речевого поведения;
- на основе изученной литературы охарактеризовать особенности пубертатного периода в развитии подростков и специфику речевого поведения в этом возрасте;
- провести диагностическое исследование речевой агрессии подростков 7-х классов школы № 41;
- разработать комплекс мероприятий по преодолению вербальной агрессии подростков с учетом проведенной диагностики.
Теоретической базой для выполнения данной работы послужили труды отечественных и зарубежных авторов в области психологии и лингвистики Бисалиева Р.В, Воробьева К.А., Воронина И.Б., Глебова В.В., Рязанцевой М.В., Воронцовой Т.А., Щербининой Ю.В. и др., представленные в списке использованных источников к данной работе.
Методология исследования: общетеоретические методы познания (анализ, синтез, аналогия, сравнение, сопоставление, обобщение, классификация, систематизация, типизация, моделирование и др.); эмпирические методы (беседа, опрос и др.); диагностические методы (тестирование, обобщение независимых характеристик, экспертных оценок); праксиметрические методы (анализ результатов деятельности); методы статистической обработки данных.
В эксперименте по выявлению форм вербальной агрессии в школьной речевой среде применялись частные методы: метод опроса обучающихся (по опроснику Басса-Дарки); проективные методы (метод ассоциативного эксперимента и методика незаконченных фраз); метод написания мини-сочинений.
Теоретическая значимость работы заключается в анализе и обобщении имеющегося материала по проблеме диагностики и коррекции агрессивных форм речевого поведения подростков.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования при изучении форм и способов вербальной агрессии подростков, а также при разработке методов коррекции и снижения агрессии в речи школьников.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.