Студенческий портал

admin@studynote.ru
/ Регистрация
X
Все > Дипломные работы > Дипломные работы по педагогике > ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема дипломной работы: ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

2500 ₽
Купить за 2500 ₽

или

Заказать новую работу

Более 20 способов оплатить! Сразу получаете ссылку на скачивание. Гарантия 3 дня. Исключительно для ознакомления!

Общая информация
Описание работы
Дополнительная информация

(фрагменты работы)

Общая информация
Учебное заведение: Другие города > ДРУГОЕ
Тип работы: Дипломные работы
Категория: Педагогика
Год сдачи: 2022
Количество страниц: 86
Оценка: 5
Дата публикации: 05.08.2022
Количество просмотров: 268
Рейтинг работы:
Иллюстрация №1: ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА (Дипломные работы - Педагогика). Иллюстрация №2: ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА (Дипломные работы - Педагогика).
Описание работы

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ….…....7

1.1 Сущность понятий «орфограмма» и «орфографические  навыки»………..7

1.2 Проблема формирования орфографических навыков у младших школьников на уроках русского языка…………………………………………11

1.3 Педагогические условия формирования орфографических навыков у младших школьников на уроках русского языка……………………………...16

Выводы по первой главе………………………………………………………...24

ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ…….…...26

2.1  Виды практических работ по формированию орфографических навыков у обучающихся начальных классов………………………………………………26

2.2  Методы и приёмы формирования орфографических навыков у детей….39

2.3 Анализ программ и учебников для начальной школы по русскому языку в аспекте формирования орфографических навыков у младших школьников..43

Выводы по второй главе……………………………………………………...…51

ГЛАВА III. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА  ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ  НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА……….....53

3.1 Исследование уровня сформированности орфографических навыков у младших школьников на уроках русского языка……………………………...53

3.2  Комплекс упражнений для формирования орфографических умений детей младшего школьного возраста на уроках русского языка……………..57

3.3 Результат опытно-экспериментальной работы, направленной на формирование орфографических навыков у младших школьников на уроках русского языка…………………………………………………………………....62

Выводы по третьей главе………………………………………………………..64

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..66

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………...68

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….…74






ВВЕДЕНИЕ


Основную роль в реализации целей и задач начальной школы играет непосредственно изучение такого школьного предмета, как русский язык.

С первых дней начала образования и по сей день основной задачей обучения школьников русскому языку является формирование орфографических навыков. Грамотное владение орфографией  – это один из компонентов культуры языка в целом, что в свою очередь обеспечивает грамотное выражение мыслей и понимание в письменной речи.

На сегодня Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [44]  на начальной ступени требует обучить детей не только конкретному предметному знанию, но и обеспечение развития универсальных учебных действий.  Важнейшая задача учителей научить учеников осознавать свою собственную культуру, использовать приобретенные орфографические навыки и знаний правила пунктуации при написании собственных и готовых текстов.  Помимо этого ученик должен сам проверять свою письменную работу: найти ошибки и исправить.

С помощью постоянной и усердной работы  можно привести к приобретению учениками орфографических навыков. Первое, чему нужно учить - это научить уметь слушать и различать звуки, правильно разделить слова на слоги, знать гласные и согласные и определить ударные и безударные гласные. И только после этого приступить ко второму этапу - развитие орфографических навыков. 

Ученик должен сам найти свои грамматические и пунктуационные ошибки и, по возможности, исправить их, а учитель должен только поддержать. Такой результат получится только тогда, когда работа над этими действиями будет систематически повторяющимися. Этот третий этап - этап самоконтроля.

Одним из самых главных и бесспорных достижений ведущих методистов является признание положения о том, что наилучшие и эффективные условия для обучения грамотному чтению и письму учеников могут быть созданы только тогда, когда эта деятельность впервые формируется в полноценном осмысленном виде. Эта идея была впервые приведена психологами Л.И. Божович, Д.Н. Богоявленским, С.А. Жуйковой и педагогами А.М. Пешковским, С.Н. Рождественским и другими [4, с.65].

Учитывая большое количество педагогических, психологических и лингвистических исследований, методика обучения орфографии на сегодня до конца не изучена, так как полностью не учтены специальные технологии обучения, направленного на развитие орфографических навыков обучающихся.

Известно, что целью обучения орфографии в школе является формирование орфографических навыков. В то же время сами исследователи свидетельствуют о довольно низком проценте учеников средней школы, которые способны распознавать орфографию и умеют применять орфографические правила в жизни.

Помимо учебников для дополнительного использования на уроках сейчас очень много разных и хороших методических пособий, при выборе которых учитель должен учитывать всю специфику преподаваемого предмета.

В результате изучения и анализа научно-методической литературы  ведущих исследователей по данной главе делаем такой вывод: на сегодня проблема выбора методов и средств, для развития орфографических навыков учащихся является актуальной.

Поэтому, учитывая необходимость и актуальность совершенствования педагогической работы по орфографическому навыку, была проведена исследовательская работа и написана выпускная квалификационная работа на тему: «Формирование орфографических навыков у младших школьников на уроках русского языка».

Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность комплекса упражнений при формировании орфографических навыков у учащихся младших классов на уроках русского языка.

Объект исследования - процесс формирования орфографических навыков у детей младшего школьного возраста на уроках русского языка.

Предметом исследования является методика формирования орфографических навыков у детей начальных классов посредством комплекса упражнений.

Гипотеза исследования заключается в том, что систематическое использование разработанного комплекса упражнений  может способствовать  формированию орфографических навыков у обучающихся начальных классов, если при будет соблюдаться следующие педагогические условия:

- обогащение орфографических знаний с использованием предложенных средств: памятки, упражнения и алгоритмы выполнения заданий; 

- обучение и стимулирование учащихся к самоконтролю выполненных заданий для повышения концентрации внимания учащихся;

- развитие интереса к грамотному письму с помощью творческих заданий и упражнений.

Задачи: 

1. Изучить и произвести анализ  лингвистической, психолого-педагогической, научно-методической литературы по теме работы.

2. Рассмотреть и определить педагогические условия формирования орфографических навыков у учащихся начальных классов на уроках русского языка.

3. Изучить методы и приемы работы по формированию орфографических навыков у детей младшего школьного возраста.

4. Проанализировать программы и учебники русского языка в начальной школе с точки зрения формирования орфографических навыков учащихся начальной школы.

5. Провести диагностическую работу по определению уровня сформированности орфографических навыков у младших школьников.

6. Разработать эффективный комплекс упражнений, способствующих формированию грамотности, и внедрение его в учебный процесс.

Для доказательства выдвинутой гипотезы и достижения поставленных задач исследования были использованы следующие методы исследования:

-теоретический метод - изучение и анализ педагогической, психологической, философской литературы, системный анализ; обобщение; изучение нормативно-правовой и локальной документации школ; изучение, анализ и обобщение педагогического опыта; 

-эмпирические методы - педагогический эксперимент, в том числе: этапы постановки, формирования и контроля; контрольный срез и анализ работ учащихся.

База исследования: МБОУ "Школа № 70",  г. Рязань.

Практическая значимость: разработанный комплекс упражнений и рекомендаций может быть использован учителями начальных классов в процессе работы с младшими школьниками, студентами на педагогической практике и родителями в процессе воспитания и обучения детей орфографическим навыкам.

Структура выпускной квалификационной (бакалаврской) работы. В соответствии с целью и задачами работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.

Дополнительная информация

(фрагменты работы)

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Сущность понятий «орфограмма» и «орфографические навыки»
Анализ научных литератур по теме исследования показал, что орфограмма - это правильное написание слова, которое имеет одинаковое произношение и соответствует определенному орфографическому правилу.
Этот лингвистический термин происходит от греческих слов orthos, означающего "правильный", и gramma - "знак, буква".
В научных трудов М.С. Соловейчика указано, что в орфографии важна прежде всего практическая значимость. Учитель должен уделить большое внимание на выбор методов и средств для практического обучения [38, с. 26].
По Л.Б. Селезневой орфограмма - это морфема или написание, в котором важен орфографический принцип [37, с. 100].
В.Ф. Иванова к орфограмме дает такое определение. «Орфограмма это правильное, соответствующее правилам или традиции написание, которое нужно выбрать из ряда возможных [13, с. 71].
Большинство учителей придерживается такого определения орфограммы, как «опасное» место в слове [19, с. 72]:
1) когда написано так, как слышится;
2) где звук слышен нечетко;
3) где могут быть допущены ошибки;
4) в случае трудностей с письмом;
5) когда необходимо применить правило;
6) где выбрать букву, обозначающую определенный звук.
Из всех этих пяти объяснений термина "орфограмма" следует: орфограмма - это правильное написание слова по соответствующему правилу или в соответствии с традицией, которую нужно выбрать из нескольких вариантов.
В русском языке есть два вида орфограмм: буквенные (правильное написание слова) и небуквенные орфограммы (имена собственные, перенос слов и т.д.).
Чтобы правильно говорить или писать, человек должен руководствоваться орфографическим правилом, которое его объясняет (правила произношения и написания нечетных «е» и «и»; прописных или строчных букв и другие). Если этот сознательный процесс развивать дальше, то он перерастет в орфографический навык.
Во-первых, давайте выясним, что такое навык? Навыки - это полностью автоматические компоненты навыков, которые выполняются на уровне бессознательного контроля. Действие - это деятельность, которая имеет четкую и осознанную цель. Автоматизированную часть действия также можно назвать навыком.
В самом процессе формирования навыков определяют 3 основных этапа: аналитический, синтетический и этап автоматизации.
В психологической науке различают два основных типа навыков. Первое из них - физический навык, который вырабатывается человеком на основе многократного, монотонного повторения упражнений. Это может быть повороты, ходьба и бег, прыжки, удары, перетягивание и т.д. Второй тип навыков формируется с помощью более или менее сложных умственных действий, упражнений и являются «автоматизированными компонентами сознательных действий человека» [8, с 134].
Орфографический навык, который относится ко второму типу, выработать можно с большим и систематическим трудом. Поэтому можно рассмотреть его как «автоматический компонент» сознательной речевой деятельности ученика в контексте ее протекания на письме.
Орфографический навык М.Р. Львов определил как сложную деятельность, которую можно сформировать на основе совокупности полученных знаний и умений [21, с 172]. Как считает автор, все компоненты мыслительной деятельности должны быть взаимосвязаны и только тогда сформируется навык. Ученик должен правильно использовать теоретические знания в письменной работе: синтаксически правильно составить предложение и правильно склонять слово, не допускать орфографические и пунктуационные ошибки.
Основываясь на научные труды педагогов, отметим, что орфографический навык можно сформировать в процессе длительной практической работы. Его основой являются умение грамотно писать (автоматическое письмо букв), умение составить фонетический разбор слова (сознательный звукобуквенный и слоговой анализ) и способность не только находить, проверить, но и сводить орфограмму к соответствующему правилу.
В исследованиях психологов Д.Н. Богоявленского, Л.М. Божович, Г.Г. Граника и др. [4, с. 63] механизм формирования орфографических навыков состоит из нескольких частей:
1) речевой слух – слухо - артикуляционное восприятие слова или предложения;
2) понимание семантического и грамматического значения, морфемного состава слова;
3) визуальное представление - письменный ответ.
Система упражнений очень важна для развития и формирования грамотного письма. Чтобы результат был более эффективным, в комплекс нужно включить упражнения разной сложности с условием возрастания. На начальном этапе работы по формированию навыка все внимание ученика нужно сосредоточить на осознании сути правила и его применении в практике. Предотвращение и исправление орфографических ошибок имеет большое значение для формирования этого навыка. Если школьник допускает ошибки, значит, он недостаточно или совсем не знает правила орфографии.
В младших классах упражнения в основном основаны на правилах, которые более эффективны только в том случае, если они точны, уместны и быстро применяются. Малейшая неточность приводит к ошибкам [45, с.78].
На развитие и формирование грамотности влияют:
- мотивация к успеху, легкость и доступность обучения, прогресс в усвоении нового материала, упражнения для повторения и закрепления;
- методы и способы объяснения учебного материала с учетом уровня развития, знаний и умений, а также обратная связь с учениками;
- для качественного овладения навыком нужна достичь полное понимание содержания материала, постепенно переходить от легкого уровня к сложному по определенным показателям (автоматизм, интернализация, скорость и т.д.).
Изучив научно-методическую литературу педагогов и лингвистов, можно сделать следующие выводы:
- На сегодня отсутствует единый взгляд на основы и фундаментальные принципы русской орфографии;
- Формирование навыков и способности грамотного письма у учащихся в основном на усвоении теоретических материалов обучения и орфографических правил.
Таким образом, для формирования орфографических навыков у учащихся, учитель должен, учитывать возрастные особенности детей, уровень знаний и педагогические условия.

Купить за 2500 ₽

Похожие работы