Студенческий портал

admin@studynote.ru
/ Регистрация
X
Все > Дипломные работы > Дипломные работы по педагогике > Лексические средства на уроках русского языка как средство обогащения речевой культуры
Лексические средства на уроках русского языка как средство обогащения речевой культуры

Тема дипломной работы: Лексические средства на уроках русского языка как средство обогащения речевой культуры

2000 ₽
Купить за 2000 ₽

или

Заказать новую работу

Более 20 способов оплатить! Сразу получаете ссылку на скачивание. Гарантия 3 дня. Исключительно для ознакомления!

Общая информация
Описание работы
Дополнительная информация

(фрагменты работы)

Общая информация
Учебное заведение: Московский педагогический государственный университет
Тип работы: Дипломные работы
Категория: Педагогика
Год сдачи: 2024
Количество страниц: 29
Оценка: 5
Дата публикации: 01.04.2025
Количество просмотров: 15
Рейтинг работы:
Описание работы

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО
ЯЗЫКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛЕКСИЧЕСКИХ СРЕДСТВ.                                                                                                                      

1.1. Психолого-педагогические
основы формирования речевой культуры младших школьников.                                                                                                   

1.2. Роль лексических средств в обогащении речевой культуры младших школьников.                                                                                            

1.3. Методы и приемы обогащения  речевой культуры младших школьников с использованием синонимов и антонимов.                                   

                                                                             

ВВЕДЕНИЕ

В XXI столетии
человечество вступило в новую информационную эпоху – эпоху бурного
научно-технического прогресса, развития технологий, интенсивного роста
информационного потока, следовательно, быстрого устаревания знаний, информации.
В этих «условиях все более возрастает роль коммуникативной активности в системе
социальных взаимоотношений, взаимодействий, в деятельности людей, в развитии
самого субъекта общения».

В связи с этим возникла
необходимость в таких людях, которые не только способны адекватно реагировать
на быстро изменяющиеся условия, добывать новые и актуализировать имеющиеся
знания, но и могут гармонично контактировать с окружающим миром. Эти
обстоятельства интенсифицировали взаимодействия в сфере общения, привели к
коммуникативному «взрыву» в языковой культуре.

Однако информационная
революция, интенсифицировав взаимодействие между людьми, их речевое общение, в
то же время, по мнению ученых, «спровоцировала некоторую деградацию языкового
сознания и речевого поведения людей, особо актуальной стала проблема сохранения
языка как функциональной речевой системы, борьба за культуру речи. Засорение
словаря искаженными, просторечными и жаргонными словами, снижение
общекультурного уровня владения русским языком как государственным (особенно
среди представителей молодого поколения) сужение сферы его функционирования как
средства межнационального общения, искажение литературных норм и культуры речи
в средствах массовой информации приводят к необходимости воссоздания культуры
русской речи». Поэтому высокое качество образования сегодня невозможно без
формирования коммуникативных компетенций обучающихся, их высокой речевой
культуры, что предполагает способность свободно, ясно, точно, грамотно излагать
собственные мысли, готовность сотрудничать, слушать и слышать партнера.

Все вышесказанное, по
нашему мнению, выдвигает культурный аспект образовательного процесса на первое
место. Это подтверждается возросшим интересом не только педагогов, но и
культурологов, психологов, психолингвистов к проблемам сохранения культуры
русского языка, формирования коммуникативной компетентности, а также к
проблемам взаимоотношений между культурой и образованием, культурой и языком
(речью).

Таким образом, в
современном социокультурном пространстве лишь воспитание личности, обладающей
высокой речевой культурой и способной к решению коммуникативных задач, к
организации межличностного взаимодействия, позволит обеспечить ее успешную
адаптацию, поэтому, по требованиям ФГОС, одним из приоритетов образования
становится его коммуникативная направленность.

Не вызывает сомнений, что
решающую роль в формировании и развитии коммуникативной компетентности и
речевой культуры для последующих уровней образования играет начальная ступень
школы.  Непосредственно в начальной школе дети начинают осваивать общепринятые нормы
устного и письменного литературного языка, учатся применять языковые средства в
различных условиях общения. Роль учителя заключается в помощи детям осмыслить
требования и нормы языковой культуры, научить младших школьников самостоятельно
формулировать мысли, следить за точностью, правильностью, разнообразием и
выразительностью языковых средств.

Вопросами развития речи у
детей занимались А.Н. Гвоздев, И.Н. Горелов, Н.И. Жинкин,  Д.Б. Эльконин и др. Исследовательскую работу по
формированию культуры речи младших школьников продолжили следующие педагоги:
М.Р. Львов, Т.А. Ладыженская, Г.И. Сорокина.

Однако многие вопросы,
раскрывающие культурно-речевой аспект формирования личности младшего школьника,
остаются до конца не разработанными. В частности, до сих пор нет единства
взглядов на понятие «речевая культура», не разработана система диагностики
уровня развития коммуникативной компетентности и речевой культуры младшего
школьника, содержание и организация работы по формированию речевой культуры
учащихся начальных классов.

Актуальность
исследования. Проблема речевой культуры довольно значима на сегодняшний день.
На современном этапе развития общества учебные заведения обязаны подготовить
ребенка к сознательной будущей жизни. Он должен не только иметь знания по
предмету, но и уметь применять их на практике. 

Таким образом,
актуальность исследования обусловлена потребностью в формировании речевой
культуры младших школьников как основы фундаментальных компетенций личности;
большими потенциальными возможностями уроков русского языка для овладения
речевыми нормами; недостаточностью методического обеспечения данного процесса. 

Объект
исследования:
использование синонимов и антонимов как
условие совершенствования речевой культуры 
учащихся на уроках русского языка в начальной школе.

Предмет
исследования:
педагогические условия использования
синонимов и антонимов на уроках русского языка как условие совершенствования
речевой культуры.

Цель
исследования:
теоретически обосновать педагогические
условия использования лексических средств на уроках русского языка, как
условие совершенствования речевой культуры младших школьников.

Для реализации этой цели
и подтверждения гипотезы необходимо решить следующие задачи:

1.      Изучить психолого-педагогическую  литературу по
вопросу условия формирования речевой культуры младших школьников.

2.      Проанализировать программы и учебники по русскому языку.

3.      Экспериментально доказать гипотезу исследования.

Для решения поставленных
задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования:
теоретические ( анализ психолого-педагогической и методической литературы по
проблеме;  сравнительный анализ, синтез,
обобщение, моделирование педагогического процесса. Эмпирические( обобщение
педагогического опыта, педагогические эксперимент). Для обработки полученных
данных, установления  закономерностей
применялись методы математической обработки результатов.

Дополнительная информация

(фрагменты работы)

1.1. Психолого-педагогические основы формирования речевой культуры младших школьников.
Речь как высшая психическая функция является важнейшей составляющей интеллектуальной деятельности. Язык как ведущее средство реализации речевой деятельности и осуществления мыслительных процессов на протяжении долгого времени есть предмет пристального внимания специалистов, изучающих психологию и лингвистику.
В своей культурно-исторической теории выдающийся отечественный психолог Л.С. Выготский обращает особое внимание на то, что речь имеет социальный характер, который при этом ярко выражен. Согласно его теории, с самого начала, с момента своего рождения, ребенок становится активным субъектом социальной действительности и включен в процесс общения, данный процесс является постоянным и непрерывным. Л.С. Выготский прослеживает тесную взаимозависимость речи и психики человека. Согласно его исследованиям, речь является социальным продуктом, а ребенок, находящийся в постоянном процессе освоения данного продукта [4, 66]. Таким образом, речь превращается в главного «организатора» поведения ребенка и его процессов, таких как восприятие, память, мыслительные операции. Следовательно, уровень развития психических процессов в значительной степени определяет содержательную сторону речи и во многом влияет на степень связности речевого высказывания. Л.С. Выготский дает определение речи, как основному средству общения. Он отмечает, что «...общение, не опосредованное речью или другой какой-либо системой знаков или средств общения, как оно наблюдается в животном мире, делает возможным только общение самого примитивного типа и в самых ограниченных размерах» [4,67].
Психолог Н. И. Жинкин показал, каков механизм усвоения языка ребенком: «При передаче сообщения вводится (в мозг человека) два вида информации – а) о предметах и явлениях действительности и б) о правилах языка, на котором подается сообщение. Последний вид информации вводится в неявной форме, так как правила языка применяются, но о самих правилах ничего не говорится. Развитие речи есть не что иное, как введение в мозг ребенка языка в неявном виде, то есть через речь. Слушая речь окружающих, ребенок не только запоминает слова, сочетания слов, предложения, он улавливает аналогии и в языке, связывает аналогии значений с аналогиями форм [4,108].
Степень развития речи характеризуется такой категорией, как речевая компетентность. Речевая компетентность детей состоит из двух компонентов: языкового опыта, накопленного ребёнком в процессе общения и деятельности, и знаний о языке, усвоенных в процессе специального обучения [4, 33].
Языковое образование школьника является таким процессом или результатом познавательной деятельности, при котором дети овладевают языком и речью, а также происходит саморазвитие и становление каждого учащегося как личности.
Уровень языкового образования – это уровень готовности школьника к полноценной речевой деятельности в устной и письменной форме.
В целом развитие речи учащихся является длительным и сложным процессом, предполагающим систематическое и целенаправленное вмешательство педагога.
Психолингвистами большое значение придается становлению семантического компонента в рече-языковой способности ребенка, а также особенностям порождения и восприятия высказывания и текста.
В 70-е гг. ХХ в. А.А. Леонтьев – основатель советской психолингвистической школы, разработал концепцию становления речевой деятельности. Он подчеркивал, что речевая деятельность всегда включена с более широкую деятельность (игру, работу, общение и т.д.) в качестве одного из необходимых компонентов. Развитие речи ребенка есть, прежде всего, развитие способов общения, что ведет к появлению у него речевого механизма, или языковой способности. Этот механизм формируется у каждого отдельного человека на основе врожденных психофизиологических особенностей организма под влиянием речевого общения
Таким образом, языковая способность - это совокупность речевых навыков и умений, сформированных на основе врожденных предпосылок.
Речевой навык - это речевое действие, которое достигло степени совершенства. Речевые навыки включают: семантико-грамматическое оформление высказывания (выбор слов, их падежа, рода, числа и т.д., синтаксические схемы высказывания), произношение, интонирование.

Купить за 2000 ₽

Похожие работы