или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Другие города > ДРУГОЕ |
Тип работы: | Дипломные работы |
Категория: | Педагогика |
Год сдачи: | 2015 |
Количество страниц: | 80 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 15.06.2015 |
Количество просмотров: | 597 |
Рейтинг работы: |
ОГЛАВЛЕНИЕ
ГЛОССАРИЙ………………………………………………………………………...3
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯЦЕННОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Ценностные отношения младших школьников………………………........ 8
1.2. Типология ценностных отношений младших школьников………………13
1.3. Развитие ценностных отношений младших школьников на основе сказок……………………………………………………………………………………20
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ…………………………………………….........27
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЦЕННОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ СКАЗОК)
2.1. Актуальный уровень развития ценностных отношений младших школьников…………………………………………………………………………………...29
2.2. Развитие ценностных отношений младших школьников на уроках литературного чтения…………………………………………………………………….. 49
2.3. Динамика развития ценностных отношений младших школьников……….52
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ…………………………………………….........57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..........59
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………….61
Приложения ………………………………………………………………………...65
(фрагменты работы)
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.Развитие ценностных отношений младших школьников необходимо, так как ценности, привитые с детства, программируют поведение в дальнейшем. Они определяют социальное взаимодействие людей, согласование их интересов, требований, определяя будущее жизни личности в обществе. Наиболее интенсивное присвоение ценностей личностью происходит в младшем школьном возрасте. Наиболее существенную роль в формировании ценностных отношений играют уроки литературного чтения, которые, ориентируют ребенка в мире ценностей.
Чтение является одним из существенных средств воспитания школьников, отвечает за всестороннее развитие детей.
По словам Ушинского К.Д., чтение – это упражнение в нравственном чувстве, поэтому главная задача уроков литературного чтения – нравственное воспитание, становление личности ребёнка, обогащение души через чтение, размышление, через чувства. Чтение показывает проявления общечеловеческих норм и ценностей: добро и зло, честь, долг, совесть, человек и природа, человек и человек, жизнь и смерть, человек и человечество – это важнейшие нравственные ценности, которые служат основой развития личности ребёнка (29).
Вопрос о детском чтении – это один из важнейших вопросов. Детское чтение играет большуюроль в жизни детей, намного более важную, чем в жизни взрослых. Книга, прочитанная в детстве, остается в памяти на всю жизнь и влияет на дальнейшее развитие детей. Из книг, которые дети читают, они черпают определенное миропонимание, книги вырабатывают у них определенные нормы поведения, которые приняты в обществе.
Уроки литературного чтения развивают детей в нравственном, интеллектуальном и эстетическом аспекте. Уроки способствуют развитию грамотности, общему культурному уровню, формируют духовную сторону личности, расширяют эмоциональный мир ребенка, а также развивают творческие способности. С точки зрения С.Н. Плотникова, чтение формирует качества наиболее духовно зрелого, просвещенного, культурного и социально ценного человека.
Противоречие исследования:противоречие между необходимостью развития ценностных отношений младших школьников в образовательном процессе и недостаточностью научно-методических разработок по этому вопросу.
Из противоречия исследования вытекает проблема исследования, как развить ценностные отношения у детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения.
Объект: становление системы ценностных отношений младших школьников в учебно-воспитательном процессе.
Предмет: методы и средства развития ценностных отношений младших школьников на уроках литературного чтения.
Цель: изучение возможности уроков литературного чтения с использованием сказки в развитии ценностных отношений младших школьников.
Гипотеза: если на уроках литературного чтения используютсяпример, разъяснение, воспитывающие ситуации, беседа и сказка как основное средство, то это способствует становлению системы ценностных отношений младших школьников, что проявляется вположительной динамике жизненных сфер и ценностей личности.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность ценностных отношений и разработать типологию ценностных отношений у младших школьников как теоретический ориентир для решения практических задач в образовательном процессе.
2. Проанализировать возможности развития ценностных отношений младших школьников на уроках литературного чтения с помощью произведений художественной литературы.
3. Выявить актуальный уровень развития ценностных отношений у детей младшего школьного возраста.
4. Экспериментально подтвердить возможность развития ценностных
отношений младших школьников на уроках литературного чтения.
Теоретико-методологическая база исследования:современные концепции воспитания личности (С.Д. Поляков, Н.Е.Щуркова);классические теории воспитания личности (А.В.Сухомлинский, К.Д.Ушинский); культурно-историческая теория развития высших психических функций (Л.С.Выготский); психологические теории формирования отношений личности и ее ценностных ориентаций (Б.С. Братусь, Д.А.Леонтьев);возрастная психология о возрастных особенностях развития школьников (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, В.Я. Пропп, В. Оклендер); психологическая теория деятельности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев); научные труды (В.Г. Белинский, Н.К. Крупская, С.Н. Плотников, О.В. Кубасова).
Этапы исследования:
На первом, констатирующем этапе исследовательской работы изучались теоретические основы ценностных отношений у младших школьников. Анализировалась литература, разрабатывался понятийный аппарат, определялись задачи.
На втором, формирующем этапе проводилось экспериментальное исследование по развитию ценностных отношений на уроках литературного чтения, производилась обработка результатов диагностического исследования, формулировались выводы.
На третьем, контрольном этапе осуществлялась формулировка окончательных выводов, обсуждение результатов исследования, оформление работы.
В ходе работы в зависимости от этапа исследования применялись разные методы исследования: 1) методы теоретического уровня (изучение литературы по проблеме исследования, анализ, обобщение, разработка типологии); 2) методы эмпирического уровня (подбор и разработка диагностического инструментария, диагностическое обследование, опрос,тест аксиологической направленности школьников (автор Капцов А.В.), наблюдение, приемы «Охарактеризуй», «Ответь на вопросы», «Реши задачу», интерпретация результатов, проведение экспериментальной работы).
Экспериментальная база исследования МОУ «Горная СОШ»в д. Гора, Свердловской области в 3 классе. В классе обучается 15 человек.
Практическая значимость: возможность использования полученных результатов в качестве методических рекомендаций для учителей.
Анализ результатов исследования позволяет определить, как урок литературного чтения влияет на развитие ценностных отношений. Позволяет полученные результаты применить на практике. А также позволяет сформулировать рекомендации по совершенствованию методики преподавания литературного чтения в начальной школе.
Похожие работы
Работы автора