или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Вузы города Новосибирск > Новосибирский государственный педагогический университет |
Тип работы: | Дипломные работы |
Категория: | Педагогика |
Год сдачи: | 2015 |
Количество страниц: | 49 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 15.11.2015 |
Количество просмотров: | 336 |
Рейтинг работы: |
Оглавление
Введение ……………………………………………………………………… |
3 |
Глава 1. Дидактические основы развития одаренности школьников.. |
7 |
1.1. Детская одаренность в истории психолого-педагогической мысли……………………………………………………………… |
7 |
1.2. Сущность понятия «одаренность»………………………………. |
9 |
1.3. Виды одаренности и типология одаренных детей……………… |
11 |
1.4. Основные подходы к разработке концепции одаренности…….. |
13 |
1.5. Методы выявления одаренных и талантливых детей…………... |
17 |
Глава 2. Программно-целевой подход к разрешению проблемы выявления и поддержки одаренных и талантливых детей …………. |
20 |
2.1. Разработка программы как основа комплексного разрешения проблемы по выявлению и поддержке одаренных и талантливых детей в образовательной организации ……………………………………………… |
20 |
2.2. Программа по выявлению и поддержке одаренных и талантливых детей «Ступеньки к успеху» МБОУ ……..………………………………………………………………………… |
23 |
Заключение…………………………………………………………………. |
31 |
Список литературы………………………………………………………… |
34 |
Приложение 1……………………………………………………………….. |
40 |
(фрагменты работы)
Актуальность данной работы обусловлена тем, что для современного общества проблема формирования человека, способного предвидеть свой жизненный путь, активно влиять на происходящие события, уметь самостоятельно действовать в соответствии со сложившейся обстановкой, ориентироваться в человеческих отношениях, управлять своей жизнью приобретает особую значимость. Федеральный закон от 10.07.1992г. №3266-1 «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 18.07.2011г. №242-ФЗ) определяет образование как процесс обучения, развития и воспитания, осуществляемый в интересах личности, общества и государства: «Содержание образования является одним из факторов развития общества, экономического и социального его прогресса и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, укрепление и совершенствование правового государства».
Первые упоминания о практической одаренности встречаются у Аристотеля, но предметом серьезных исследований это стало только в XX веке. Впервые экспериментальные исследования по данной проблеме были проведены английским антропологом Фрэнсисом Гальтоном. Его заслуга состоит в том, что он первым разработал исследовательскую программу, ориентированную на изучение уровня одаренности, которая была опробована им в 1884 году. К числу первых работ в этой области в нашей стране относятся исследования Г.И. Россолимо. В своей работе «План исследования детской души» (1906г.) он представил первую в отечественной психологии схему наблюдения за ребенком. Этим ученым была создана система диагностики. В последующие годы данной проблемой в области продуктивного мышления занимались западноевропейские и американские психологи: М. Вертгеймер, Дж. Гилфорд, К. Дункер, В Лоуэнфельд, В. Келлер, К. Коффка, Р. Майер, Л. Секкей, П. Торненс. В отечественной психологии данное направление представлено в трудах С.Л. Рубинштейна, Ф.В. Брушинского, З.И. Калмыковой, Б.М. Кедрова, Ф.М. Матюшина, Б.М. Теплова, Я.А. Пономарева, О.К. Тихомирова и многих других. Изучение умственной одаренности, как интегративной личностной характеристики, было предпринято известными советскими психологами Н.С. Лейтес, Д.Б.Богоявленской.
В настоящее время данной проблемой занимаются А.И. Савенков, В.И. Панов и другие. Их работы посвящены вопросам изучения особенностей психического развития одаренных детей и вопросам диагностики одаренности.
Таким образом, в настоящее время накоплен большой спектр психолого-педагогических исследований, посвященных выявлению и развитию одаренных и талантливых детей, но мало изучена проблема развития одаренных и талантливых детей в общеобразовательной организации.
Развитие одаренности протекает индивидуально и неравномерно. Одаренный ребенок, который уже стал активным субъектом процесса социализации, способен обозначить свои затруднения, у него актуализированы образовательные потребности в развитии одаренности в целом, своих личных способностей в частности. Однако часто одаренные дети не имеют достаточного опыта социализации и без поддержки взрослого не всегда могут в полной мере осмыслить свои затруднения и потребности.
Многие ученые относят одаренных и талантливых детей к группе социального риска. Исследователи (В.Н. Дружинин, А. Маслоу и др.) доказывают, что пренебрежение индивидуальными особенностями ребенка зачастую приводит к различным личностным и социально-психологическим проблемам. Решение проблемы социализации прослеживается в трудах А.А. Бодалева, А.В. Мудрика, А.В. Петровского, М.В. Фесенко и др. Положения компетентностного подхода (В.А. Болотов, Е.В. Бондаревская, Э.Ф. Зеер, О.Е. Лебедев, Д.А. Махоткин, Л.И. Новикова, Дж. Равен, В.В. Сериков, Ю.В. Фролов, А.В. Хуторской, В.Д. Шадриков и др.) позволяют раскрыть содержание социальной компетентности как фактора социализации. Влияние окружающей среды, социума на развитие личности одаренного ребенка рассматривают В.А. Лазарев, А.И. Савенков и др. С одной стороны, имеется много исследований, посвященных социализации и формированию социальной компетентности одаренных детей. С другой стороны, мало изучена проблема развития социальной компетентности у детей с проявлениями одаренности в образовательном процессе в массовой школе.
Сегодня особенно значимо педагогическое сопровождение, ориентированное на выявление, поддержку одаренных и талантливых детей, а также на реализацию их способностей в каком-либо виде деятельности.
Объектом нашего исследования являются одаренные и талантливые школьники в образовательной деятельности.
Предмет исследования – система работы по выявлению и поддержке одаренных и талантливых детей.
Цель нашей работы – изучение одаренности школьников и реализация программно-целевого подхода к разрешению проблемы выявления и поддержки одаренных и талантливых детей.
Похожие работы
Работы автора