или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Вузы города Новосибирск > Новосибирский государственный педагогический университет |
Тип работы: | Дипломные работы |
Категория: | Педагогика |
Год сдачи: | 2015 |
Количество страниц: | 81 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 16.11.2015 |
Количество просмотров: | 684 |
Рейтинг работы: |
Оглавление
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Организация наставничества в школе…………………………..…..7
1.1 Исторические корни наставничества в школе……………………..……....7
1.2 Наставничество в современной школе ……………………………………..9
1.3 Наставничество и профессиональный рост педагога……………….……13
Глава 2. Продуктивная модель организации наставничества в МБОУ
…………... ……………………………………………….................................18
2.1 Основа продуктивной модели организации наставничества ……..….….18
2.2 Проект «Продуктивная модель организации наставничества»….………22
2.3 Результаты реализации проекта……………………………………………33
Заключение………………………………………………………………………53
Список литературы………………………………………………………………56
Приложение 1……………………………………………………………………60
Приложение 2……………………………………………………………………61
Приложение 3……………………………………………………………………62
Приложение 4……………………………………………………………………63
Приложение 5……………………………………………………………………65
Приложение 6……………………………………………………………………69
Приложение 7…………………………………………………………………….72
Приложение 8…………………………………………………………………….73
Приложение 9……………………………………………………………………74
Приложение 10…………………………………………………………………..78
Приложение 11…………………………………………………………………..79
Приложение 12…………………………………………………………………..80
(фрагменты работы)
Введение
В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. В связи с этим в 2010 году в Российской Федерации была принята национальная образовательная инициатива "Наша новая школа". В этом стратегическом документе сформулированы основные направления развития общего образования. «Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность школы будущего» [16, С.1].
По словам О. Г. Красношлыковой. – «очевидно, что такое образование может осуществлять только высококвалифицированный, творчески работающий педагог, который сам является социально активным, конкурентно способным, ориентированным на гуманистические ценности, способным самостоятельно принимать решения в ситуации выбора и нести ответственность за результат» [12, С.1].
Признание учителя ключевой фигурой обновления школы заставляет самым серьёзным образом задуматься над теми сторонами её управления, которые работают на возвышение личности учителя, его профессионализма. К такому направлению школьной жизни, прежде всего, относится методическая работа. Однако сегодня необходимо говорить о модернизации её задач, содержания, методов, всей её системы. Эффективная методическая работа в современных условиях – это целостная, основанная на достижениях науки, передового опыта и конкретном анализе затруднений учителей система взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение профессионального мастерства каждого учителя, на обогащение и развитие творческого потенциала педагогического коллектива в целом. И в этом направлении одним из наиболее эффективных и исторически обоснованных является наставничество.
Основными категориями процесса наставничества являются развитие, воспитание и профессиональная адаптация человека в трудовой производственной деятельности.
Для самого педагога наставничество является наиболее эффективным способом повышения своей квалификации, развития инновационного содержания собственной трудовой деятельности, выхода на более высокий уровень профессиональной компетенции.
Наставничество является двусторонним процессом: с одной стороны – деятельность наставника, с другой – деятельность воспитанника. Этот процесс носит субъект-субъектный характер и является одной из эффективных разновидностей педагогического взаимодействия.
Исходя из всего вышесказанного, можно предположить, что наставник должен быть настоящим подвижником, обладать глубокими знаниями в области педагогики, психологии, культурологии и высокой профессиональной компетентностью.
Наставник вводит новых сотрудников в коллектив и помогает понять корпоративную культуру и технологию работы, стремится выделить людей, способных подняться вверх по «карьерной лестнице». Наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация. Наставничество – процесс долгий и трудоемкий. Человек, занимающий должность наставника, прежде всего, должен быть терпеливым и целеустремленным. Цель, которая ставится перед наставником, – сделать из выпускника вуза грамотного специалиста. Процесс наставничества затрагивает интересы как минимум трех субъектов взаимодействия: обучаемого, самого наставника и организации–работодателя. Молодой специалист получает знания, развивает навыки и умения, повышает свой профессиональный уровень и способности; развивает собственную профессиональную карьеру; учится выстраивать конструктивные отношения с наставником, а через него – и со всей профессиональной средой; приобретает информацию о деятельности организации, в которой он работает. Одновременно наставнику необходимо развивать свои деловые качества; повышать свой профессиональный уровень в процессе взаимодействия. В итоге организация, таким образом, повышает культурный и профессиональный уровень подготовки кадров; улучшаются взаимоотношения между сотрудниками.
Разные стартовые возможности молодых педагогов и их несовпадающие запросы по развитию профессиональных компетенций выявили проблему в несоответствии предложений сформированной системы наставничества и запросов профессионального сообщества.
Целью работы является – анализ проблемы профессионального роста педагогов и разработки модели организации наставничества, как системы профессионального роста педагога.
Глава 1
Организация наставничества в школе
1.1 Исторические корни наставничества в школе.
Наставничество - как значимое социально-педагогическое явление, представляет особый интерес в плане исследования его развития и сохранения.
Наставничество существовало уже в первобытном обществе в виде обряда инициации - имянаречения. Для подготовки к этому обряду выделялись специальные наставники, которые обучали молодых людей определённым ритуальным правилам и умениям. Воспитание было нацелено на передачу опыта от старших к младшим, на сохранение жизненного уклада. Главными нормами воспитания были традиции и обычаи.
Понятие «наставничество» уходит корнями в греческую мифологию. Наставником Телемаха, сына Одиссея, был Ментор - мудрый советчик, пользовавшийся всеобщим доверием. Так появился термин «ментор» или наставник.
Философы с давних времён пытались определить основные задачи деятельности наставника. Например, Сократ главной задачей наставника считал пробуждение мощных душевных сил ученика. Беседы Сократа были направлены на то, чтобы помочь «самозарождению» истины в сознании обучающегося. В поисках истины ученик и наставник должны находиться в равном положении, руководствуясь тезисом «я знаю только то, что ничего не знаю». Его главное дидактическое достижение майевтика («повивальное искусство») - диалектический спор, подводящий к истине посредством продуманных наставником вопросов.
По мысли Платона, воспитание надо начинать с раннего возраста, так как оно должно обеспечить постепенное восхождение ученика к миру идей. Осуществлять подобное воспитание был способен, прежде всего, наставник преклонных лет.
Помимо светского понимания традиционно наставничество ассоциируется с духовным воспитанием, то есть наставник - это духовный отец, пастырь, пророк. Соответственно и ценности духовного наставничества отличаются от мирских. Для духовного наставничества важнейшими критериями являются заступничество, проявление любви. Духовный наставник должен постоянно наставлять своих учеников, делиться с ними своей мудростью [13].
Чешский педагог и просветитель XVII века Ян Амос Коменский размышлял о наставничестве и роли учителя-наставника в воспитательном процессе в трудах «Великая дидактика» и «Пампедия». «Никто не может сделать людей нравственными или благочестивыми, кроме нравственного и благочестивого учителя-наставника». И если наставник хочет в своём подопечном развить чувство любви к ребёнку, он должен стать источником пробуждения сердца своего воспитанника. Не формальным зеркалом, в которое смотрится воспитанник, а теплом, пробуждающим лучшие ростки альтруистических качеств души. Таким образом, по мнению Я.А.Коменского, пример наставника является одним из основных методов нравственного воспитания [9, 10].
Особую роль наставничество приобрело в российской педагогике. В эпоху господства сословно-профессиональной системы образования преподавательская деятельность не могла сложиться в особую, самостоятельную профессию. Преподавательские обязанности в профессиональных школах исполнялись практиками, специалистами отраслей государственной и духовной службы, для которых предназначались школы. Профессиональными в собственном смысле, педагогами являлись разного рода домашние наставники.
Новая общеобразовательная школа, создававшаяся в середине 18 века и преследовавшая, прежде всего, чисто педагогические идеалы, была немыслима без профессионального педагога. Чем глубже отражал тот или другой проект новой системы просвещения её основные идеалы, тем ярче обрисовывалась роль школьного наставника, как главного фактора школьной жизни.
В различных формах наставничество существовало с 30-х годов, особенно распространилось с 70-х годов XX века.
В начале 80-х гг. XX века из США импортировалось новое значение этого слова. Наставнический опыт стал активно использоваться в менеджменте. В книге ведущего английского специалиста по вопросам обучения кадров на производстве Лесли Рая «Развитие навыков эффективного общения» отмечено, что «наставничество является самым важным и успешным методом, способствующим развитию человека. Это планомерная работа по передаче навыков от начального к подчиненному. Как институт обычно существует в крупных компаниях. Возведенное директорами в ранг философии фирмы, оно становится инструментом воспитания подрастающих кадров» [14].
Похожие работы
Работы автора