или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Учебные заведения Москвы > Средние специальные учебные заведения > Московский вечерний авиационный технологический техникум |
Тип работы: | Дипломные работы |
Категория: | Психология |
Год сдачи: | 2016 |
Количество страниц: | 81 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 15.07.2016 |
Количество просмотров: | 762 |
Рейтинг работы: |
В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью.
Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка. Устойчивым личностным образованием тревожность становится в подростковом возрасте, опосредуясь особенностями «Я-концепции», отношением к себе. До этого она является производной широкого круга нарушений.
Закрепление и усиление тревожности происходит по механизму «замкнутого психологического круга», ведущего к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который, порождая в свою очередь негативные прогностические оценки и, определяя во многом модальность актуальных переживаний, способствует увеличению и сохранению тревожности.
Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающиеся в ее источниках, содержание, формах проявления компенсации и защиты. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей в независимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Эти возрастные пики тревожности являются следствием наиболее значимых социогенных потребностей.
Поступление ребенка в школу связано с возникновением важнейшего личностного новообразования – внутренней позиции школьника. Внутренняя позиция – это тот мотивационный центр, который обеспечивает направленность ребенка на учебу, его эмоционально-положительное отношение к школе, стремление соответствовать образу хорошего ученика. В тех случаях, когда важнейшие потребности ребенка, отражающие его внутреннюю позицию
школьника, не удовлетворены, он может переживать устойчивое эмоциональное неблагополучие: постоянное ожидание неуспеха в школе, плохого отношения к себе со стороны педагогов и одноклассников, боязнь школы, нежелание посещать ее.
Актуальность исследований тревожности связана с тем, что тревога, дезорганизует не только учебную деятельность, она начинает разрушать личностные структуры. Поэтому своевременное проведение коррекционной программы, способствует снижению тревожности и формированию адекватного поведения у детей.
Цель исследования: провести психокоррекцию тревожности младших школьников, экспериментально проверить изменение уровня тревожности младших школьников после проведения психокоррекционной работы.
Объект исследования: тревожность младших школьников.
Предмет исследования: психокоррекция тревожности детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: При организации психокоррекционной работы в соответствие с основными принципами: единства диагностики и коррекций, комплексного подхода, учета индивидуальных и возрастных особенностей детей, произойдет снижение уровня тревожности у детей.
Задачи исследования:
1. Проанализировать состояние проблемы в психологической литературе.
2. Выявить причины тревожности младших школьников.
3. Организовать исследование уровня тревожности младших школьников.
4. Проанализировать результаты исследования тревожности.
5. Экспериментально провести психокоррекцию тревожности младших школьников.
6. Проанализировать результаты экспериментального исследования после проведения психокоррекции тревожности младших школьников.
Методы исследования:
- теоретические: обобщение, анализ литературы;
- эмпирические: констатирующий эксперимент, преобразующий, включающий коррекционные воздействия, контрольный эксперимент;
- тестирование по методикам: «Детский вариант шкалы явной тревожности» А.М. Прихожан, «Методика диагностики уровня школьной тревожности» Филипса, проективная методика «Несуществующее животное»;
- статистические – критерий Манна-Уитни, угловое преобразование Фишера.
Исследование проводилось на базе Автономного общеобразовательного учреждения муниципального образования г. Долгопрудного Средняя общеобразовательная школа № 10 (АОУ школа № 10).
В исследовании приняли участие 20 учащихся в возрасте 9-10 лет.
Исследование проводилось на добровольной основе по согласию родителей.
Научная новизна работы заключается в обобщении теоретико-практического материала по данной теме и формировании методики психологического консультирования младших школьников, испытывающих тревожность.
Практическая значимость обозначена разработкой системы занятий-тренингов для коррекционной работы с младшими школьниками, испытывающими тревожность.
(фрагменты работы)
Содержание
Введение……………………………………………………………………….3
1. Тревожность младших школьников как психологическая проблема…..6
1.1 Состояние проблемы в психологической литературе……………….…6
1.2 Причины тревожности младших школьников………………….……..14
1.3 Теоретико-методологические основы психокоррекционной работы по преодолению школьной тревожности …………………………….………21
2. Экспериментальное исследование…………………….………..……….31
2.1 Организация и методики экспериментального исследования…………………..…………………………………….………31
2.2 Психокоррекция школьной тревожности…...…………………………38
2.3 Результаты и интерпретация результатов экспериментального анализа……………..………...................…....................................................60
Заключение………………………………………………….………………..72
Глоссарий……………………...……………………………………………..75
Список использованных источников……………………..………………..78
Приложения………………………………………………………….…...….82
Похожие работы
Работы автора