или
Заказать новую работуУчебное заведение: | Учебные заведения Москвы > Средние специальные учебные заведения > Московский вечерний авиационный технологический техникум |
Тип работы: | Дипломные работы |
Категория: | Психология |
Год сдачи: | 2012 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 23.02.2012 |
Количество просмотров: | 363 |
Рейтинг работы: |
Тема: "Проблема изучения самосознания и самооценки детей с нарушением слуха". План работы: Содержание
Введение
Глава 1. Проблема самооценки слабослышащих подростков в специальной литературе
1.1. Общая характеристика психологических особенностей подростков
1.2. Проблема самооценки слабослышащих подростков в специальной литературе
1.2.1. Понятие самооценки и основные направления исследования пробле-мы
1.2.2. Специфика самооценки как личностного образования у детей подро-сткового возраста с нарушением слуха
1.2.3. Изучение и коррекция самооценки подростков с недостатками слуха в теоретических исследованиях
Выводы по главе 1
Глава 2. Эмпирическое исследование самооценки подростков с нарушениями слуха
2.1. Диагностирование самооценки подростков с нарушениями слуха (констати-рующий эксперимент)
2.1.1 Цель и задачи исследования
2.1.2. Методика исследования
2.1.3. Организация исследования
2.1.4. Результаты исследования
Выводы по результатам констатирующего эксперимента
2.2. Коррекционная работа по формированию адекватной самооценки со слабо-слышащими подростками (формирующий эксперимент)
2.2.1. Описание формирующего эксперимента
2.3. Анализ полученных данных (контрольный эксперимент)
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Актуальность исследования.
Проблема изучения самосознания и самооценки детей, в том числе и с нарушением слуха, достаточно актуальна в настоящее время. Это связано, во-первых, с гуманистическим и личностно-ориентированным характером обра-зования детей, в рамках которого необходимо пристальное внимание ко всем личностным и индивидуальным особенностям воспитанников, к коим отно-сятся самосознание и самооценка. В более общем смысле актуальность ис-следования самооценки как компонента самосознания обусловлена потреб-ностью определения степени важности человека в условиях современности, его способностей адаптироваться в окружающем мире.
Самооценка, согласно современным данным является одним из основ-ных компонентов в структуре самосознания. В психологических исследова-ниях разных авторов структура самосознания представлена неоднородно. Одни исследователи пытаются уделить больше внимания изучению Я-образа (И. С. Кон, Е. Т. Соколова, А. А. Бодалев и др.).
Другие исследователи останавливаются на изучении проблемы самоот-ношения и его строения (В. В. Столин, С. Р. Пантелеев, Н. И. Сарджвеладзе). Чаще всего среди отечественных ученых встречаются представления о трех-компонентной структуре самосознания с некоторыми вариациями (И. И. Чесно-кова и др.).
Л. С. Выготский, изучая проблему структуры самосознания, останав-ливается на шести направлениях, которые характеризуют его структуру: на-копление знаний о себе, рост их связности и обоснованности; углубление знаний о себе, психологизация (постепенное вхождение в образ представле-ний о собственном внутреннем мире); интеграция (осознание себя единым целым); осознание собственной индивидуальности; развитие внутренних мо-ральных критериев при оценке себя, своей личности, которые заимствуются из объективной культуры; развитие индивидуальных особенностей процес-сов самосознания.
Структура самосознания человека зависит от той социальной среды, к которой он принадлежит. Связь между социально-культурной средой и само-сознанием заключается не во влиянии среды на темпы развития самосозна-ния, а в том, что ею обусловлен сам тип самосознания и характер его разви-тия.
И. И. Чеснокова понимает самосознание как единство трех сторон: по-знавательной (самопознание), эмоционально-ценностной (самоотношение) и действенно-волевой (саморегуляция).
В исследованиях, раскрывающих сущность самооценки как компонента самосознания подчеркивается, что важно формировать у ребенка адекватную самооценку, умение видеть свои ошибки и правильно оценивать свои дейст-вия, в связи с задачами не только развития, но и в виду необходимости в дальнейшем обучения. Самооценка играет важную роль и в организации ре-зультативного управления поведением человека. От особенностей самооценки зависят особенности многих чувств, отношений личности к самовоспитанию, уровень притязаний. Формирование объективной оценки собственных воз-можностей - важное звено в воспитании подрастающего поколения.
Изучение психологических, личностных особенностей подростков с проблемами в развитии, в частности с нарушением слуховой функции являет-ся актуальной проблемой современной общей, специальной и клинической психологии. Исследования известных ученых в этой области науки показыва-ют, что в абсолютном большинстве случаев уже в подростковом возрасте при тугоухости отмечается наличие адекватной самооценки и притязаний, специ-фические трудности в общении со здоровыми людьми: непонятны реакции со-беседника, общение часто носит неестественный характер (В.Ф. Матвеев, 1987, Т.Н. Прилепская, 1990, Л.И. Солнцева, 1988).
Изменения личности при выключении слухового анализатора проявля-ются затруднениями в установлении контактов с окружающими, повышенной раздражительности, обидчивости. Из-за трудностей общения могут появиться сенситивные идеи отношения. Так, например, окружающие засмеялись, а че-ловек с плохим слухом понял, что его осуждают, о нем говорят, смеются над ним. У тревожных, самолюбивых и мнительных лиц могут возникать сначала подозрения, а затем уверенность в недоброжелательном отношении. (Н.Д. Ла-косина, Г.К. Ушаков, 1984).
Представление слабослышащего подростка о самом себе («Я – концеп-ция») менее точная, чем у слышащих: у них наблюдаются преувеличенные представления о своих возможностях, об оценке их другими людьми.
У детей с недостатком слуха больше, чем у слышащих, проблем, связан-ных с приспособлением к окружающему миру. Это приводит к появлению у них таких личностных черт, как ригидность, эгоцентризм, отсутствие внут-реннего контроля, импульсивность, внушаемость, более высокий уровень аг-рессивности в поведении, меньше, чем у слышащих, стремление к сотрудни-честву, эмоциональная незрелость.
Таким образом, нарушение слуховой функции отрицательно влияет на формирование личности в целом и самооценки в частности слабослышащего подростка. Это обуславливает развитие психологической помощи к данному контингенту детей и подростков.
Однако, для большинства существующих подходов оценке и коррекции самооценки у слабослышащих характерна одинаковая методологическая на-правленность, выражающаяся в том, что почти все они касаются внешнего по-ведения и почти не затрагивают другие аспекты личности человека. Ввиду то-го, что самооценка значительно зависит от социальной среды, эти исследова-тельские работы, в подавляющем большинстве, направлены на повышение социального статуса человека в обществе или ребенка в группе сверстников. Таким образом, основной проблемой данного исследования выступает необ-ходимость поиска новых парадигм в развитии самооценки подростков с нару-шениями слуха.
В качестве объекта исследования мы рассматриваем самооценку как психический процесс, компонент самосознания. Предметом данного иссле-дования выступает процесс изучения и коррекции самооценки подростков с нарушениями слуха.
Исходя из этого, целью исследования является изучение возможно-стей формирования адекватной самооценки слабослышащих подростков.
В качестве гипотезы мы выдвигаем предположение о том, что:
- в подростковом возрасте возможно и необходимо формирование аде-кватной самооценки в разных видах деятельности;
- для формирования адекватной самооценки необходимо учить детей выделять критерии оценки и соотносить их с результатами своей деятельно-сти;
- эффективным средством формирования адекватной частной само-оценки являются игровые и проблемные ситуации, которые ставят подростка в позиции, требующие проявлять активность, использовать имеющийся опыт, оценивать себя в различных ситуациях.
Задачи исследования:
1. Изучение вопроса развития самооценки в онтогенезе.
2. Исследование проблемы самосознания и самооценки слабослы-шащих подростков в научной литературе.
3. Анализ методов изучения и коррекции самооценки слабослыша-щих подростков.
4. Экспериментальное исследование возможностей формирования адекватной самооценки слабослышащих подростков.
Похожие работы
Работы автора