Студенческий портал

admin@studynote.ru
/ Регистрация
X
Все > Дипломные работы > Дипломные работы по психологии > Связь самоотношения личности подростков с особенностями семейного воспитания
Связь самоотношения личности подростков с особенностями семейного воспитания

Тема дипломной работы: Связь самоотношения личности подростков с особенностями семейного воспитания

1000 ₽
Купить за 1000 ₽

или

Заказать новую работу

Более 20 способов оплатить! Сразу получаете ссылку на скачивание. Гарантия 3 дня. Исключительно для ознакомления!

Общая информация
Описание работы
Дополнительная информация

(фрагменты работы)

Общая информация
Учебное заведение: Другие города > ДРУГОЕ
Тип работы: Дипломные работы
Категория: Психология
Год сдачи: 2009
Количество страниц: 72
Оценка: 5
Дата публикации: 14.01.2018
Количество просмотров: 454
Рейтинг работы:
Иллюстрация №1: Связь самоотношения личности подростков с особенностями семейного воспитания (Дипломные работы - Психология).
Описание работы

Содержание

 


         ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….………

3

 

 

         Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ  ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕМЕЙНОГО
ВОСПИТАНИЯ И САМООТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ 
ПОДРОСТКОВ…………………………………………………………………

 
 
 

7

        1.1. Содержание  понятия 
семейное воспитание в  
современной

        психологии ……………………………………….………….……………

 

7

        1.2. Самоотношение личности  как предмет научного         анализа…………………………………………………………………..………

 

18

        1.3. Связь особенностей семейного
воспитания и самоотношения личности подростков………………………………………………………….…

 

25

        1.4.Выводы…………………………………………………………………

31

        Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ  И САМООТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ
………………..……


 
 

33

        2.1. Организация  и 
методы исследования………………………………

33

       2.2. Результаты исследования
особенностей семейного воспитания …..

       2.3. Результаты исследования самоотношения
личности подростков …

37

40

 

        2.4. Связь особенностей семейного воспитания
и самоотношения личности подростков 
…………………………………………………………..

       2.5.
Выводы………………………………………………………………….

 

  41

  53

 

 

       Глава 3. РАЗВИТИЕ
ОПТИМАЛЬНОГО СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ…………………..
…………………………..…………………   

 

56

       3.1. Обзор подходов к организации
работы по оптимизации детско-родительских отношений ……… …………………………………………….

 

56

       3.2. Программа оптимизации
детско-родительских отношений………….

64

       3.3.
Выводы…………………………………………….………………..…..

66

 

 

    
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
..............................................................................................

67

 

 

    
ЛИТЕРАТУРА
………………………………….……………………………..

70

 

 

    
ПРИЛОЖЕНИЯ
…………………….…..……………………………………

73

ВВЕДЕНИЕ

  

Проблеме семейного
воспитания  посвящено немало исследований
в отечественной  и зарубежной психологии.

Среди причин обращения к теме
проблемы воспитания и развития ребенка в семье - развитие демократических
отношений в обществе, проникновение идей равноправия в систему семейных
отношений. Вместе с тем, смена идеологических ориентиров или полное их
отсутствие создают трудности, с которыми приходится сталкиваться современным
родителям.

Семья
играет значительную роль в формировании самоотношения подростков, в частности,
особенно важное значение имеют особенности семейного воспитания, определяемые
родительскими ценностными ориентациями, установками, эмоциональным отношением к
ребенку. Особенности восприятия родителей ребенком и способы поведения с ним
обуславливают усвоение подростками основных правил и норм поведения,
вырабатывают их позицию по отношению к миру и самому себе.

Проблема связи
самоотношения личности подростков и особенностей семейного воспитания в
настоящее время является недостаточно разработанной, накопленные данные имеют
противоречивый характер. Вместе с тем, самоотношение личности подростков
является одним из фундаментальных свойств,
оказывающих значительное влияние  на реализацию личностного потенциала,
формирование содержательной структуры и форм проявления целой системы других
психологических особенностей личности.

В настоящее время одной
из наиболее часто встречающихся проблем, с которыми сталкиваются психологи,
является проблема нарушения внутрисемейных взаимоотношений. Неблагоприятный тип
воспитания и обращение с ребенком имеют серьезные, порой даже драматические
последствия для психического развития подростка, формирования его характера и
самоотношения.

Все вышесказанное
определяет актуальность, теоретическую и практическую значимость выбранной нами
темы исследования.

Цель
исследования
– изучить связь особенностей семейного воспитания и
самоотношения личности подростков, и разработать программу  оптимизации детско-родительских отношений.

Объект исследования – семейное воспитание.

Предмет исследования – особенности семейного
воспитания и его связь с самоотношением личности подростков.

Гипотеза исследования. Теоретическое изучение
проблемы и анализ практического опыта позволил сформулировать гипотезу
исследования, согласно которой можно предположить, что существует связь
особенностей семейного воспитания и самоотношения личности подростков. 

В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой в
работе поставлены следующие задачи:

1.          
Проанализировать имеющиеся  в научной литературе теоретические подходы к проблеме
семейного воспитания и самоотношения личности подростков.

2.          
Изучить особенности семейного воспитания.

3.          
Изучить 
самоотношение личности подростков.

4.          
Выявить связь особенностей семейного воспитания и
самоотношения личности подростков.

         Методологической
основой
исследования явились
основные теоретические и методологические принципы отечественной психологии. Мы
опирались на принцип единства сознания и деятельности человека,
сформулированный в работах С.Л. Рубинштейна, на теоретическое положение об
интериоризации / эктериоризации и их взаимопереходах в деятельности человека
(Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев); на теоретические положения о природе и
структуре самоотношения личности, содержащиеся  
в работах В.В. Столина, С.Р. Пантилеева, Е.Т. Соколовой, И.И.
Чесноковой, А.А. Налчаджяна.
 В рамках рассмотрения семейного
воспитания мы опираемся на  теоретический
подход (М.А.Данилов, А.В.Мудрик, А.Адлер, К.Роджерс).

Методы исследования. При решении
задач, поставленных в исследовании, использовались следующие методы:
тестирование, эксперимент.
Диагностика особенностей семейного воспитания
проводилась с помощью
методики Эйдемиллера Э.Г. и
Юстицкиса В.В. «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ)
и методики
«Детско-родительские отношения в подростковом возрасте» - родитель глазами
подростка О.А.Карабановой, П.В. Трояновской.
Диагностика самоотношения личности проводилась с
помощью
теста-опросника самоотношения, разработанного В.В Столиным, С.Р.
Пантилеевым. 

Организация
и база исследования
.
Работа проводилась в МОУ «Белая средняя общеобразовательная школа» п.Средний,
Усольского района, Иркутской области в течение 2007/2009 гг. Психологическим
исследованием было охвачено 48 
подростков в возрасте 15 лет и 48 родителей. Исследование проводилось в
2 этапа.

На
первом этапе (2007/2008 г.) проводилась диагностическая работа по изучению
особенностей семейного воспитания и самоотношения личности подростков. На
втором этапе (2008/2009 г.) планировалась и осуществлялась экспериментальная
работа по оптимизации детско-родительских отношений, обобщались результаты
экспериментальной работы.

Достоверность результатов и выводов исследования
обеспечивалась соблюдением основных методологических принципов психологической
науки, применением надежных и апробированных в отечественной психологии ме
тодик, содержательным анализом
полученных данных, использованием различных статистических методов обработки
данных, включающих корреляционный анализ.

    Научная новизна заключается в том,
что обобщены результаты исследований по проблеме связи особенностей семейного
воспитания и самоотношения личности; предложена программа оптимизации
детско-родительских отношений.

Практическая значимость данной работы в том, что полученные результаты и
предложенная программа оптимизации детско-родительских отношений могут быть
использованы для его изучения и оптимизации детско-родительских отношений
педагогами, психологами инновационных и общеобразовательных учреждений.

Структура
и объем работы
.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (50
источников) и приложения. В тексте имеется 10 рисунков. Общий объем работы
составляет 72 страницы плюс приложения.

К дипломной работе прилагается презентация и речь защиты.

Дополнительная информация

(фрагменты работы)

Установлена значимая связь между шкалами «принятие» (r =0,48), «сотрудничество» (r = 0,27), «оказание поощрений» (r =0,43) и шкалой «интегральное чувство «за» и «против» собственного Я». В соответствии с полученными результатами можно утверждать, что чем выше принятие ребенка, сотрудничество с ним, чем больше подросток получает поощрений, тем выше он оценивает себя, свое «Я».
Отрицательная статистически значимая зависимость установлена между показателями «непоследовательность родителя» (r = -0,53), «неуверенность родителя» (r = -0,54), «доброжелательность к супругу» (r = -0,36), «потворствованием» (r = -0,32), «расширение сферы родительских чувств» (r = -0,33), «воспитательная неуверенность родителя» (r =-0,53), «неразвитость родительских чувств» (r = -0,44), «сдвиг в установках родителя по отношению к ребенку в зависимости от его (ребенка) пола» (r =-0,47), «фобией утраты ребенка» (r = -0,45) и шкалой «интегральное чувство «за» и «против» собственного Я». В соответствии с полученными результатами можно утверждать, что неуверенность со стороны родителей, неурядицы в семье, потворствование со стороны родителей, перенос на ребенка заботы об отсутствующем члене семьи, боязнь потери ребенка отрицательным образом сказываются на самоотношении подростков.
Также выявлены статистически значимые положительные зависимости между шкалами «оказание поощрений» и «самоуважение» (r = 0,29) из чего можно сделать следующий вывод: чем больше подросток слышит добрых, подбадривающих, положительных слов о себе, тем выше у него развито самоуважение.
Отрицательные статистически значимые связи выявлены между шкалами «мониторинг» (r = -0,34), «авторитарность» (r =-0,35), «реализация наказаний» (r = -0,29), «непоследовательность родителя» (r =-0,41), «неуверенность родителя» (r = -0,36), «неадекватность образа ребенка» (r = -0,40), «доброжелательность к супругу» (r = -0,69), «чрезмерность требований, обязанностей» (r = -0,39), «чрезмерность запретов» (r = -0,28), «неустойчивость стиля воспитания» (r = -0,45), «сдвиг в установке родителя в зависимости от пола ребенка» (r = -0,42), и шкалой «самоуважение». Исходя из полученных результатов, мы можем сделать следующее заключение, что неуверенность, непоследовательность родителей, незаинтересованность в делах ребенка, чрезмерность требований и запретов со стороны родителей приводят к понижению самоуважения личности подростка.

Купить за 1000 ₽