или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Другие города > ДРУГОЕ |
Тип работы: | Дипломные работы |
Категория: | Психология |
Год сдачи: | 2017 |
Количество страниц: | 83 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 21.05.2018 |
Количество просмотров: | 381 |
Рейтинг работы: |
Актуальность проблемы исследования. В связи со стремительно меняющимся окружающим миром в течение всей жизни каждый человек сталкивается с огромным количеством стрессовых ситуаций. И каждый в подобных ситуациях выбирает наиболее свойственную ему модель поведения.
Вопрос о преодолении личностью изучается не только в психологии, но и в медицине, биологии, психофизиологии и на данный момент является одним из наиболее актуальных в науке. В связи с тем, что влияние различных негативных факторов на человека с каждым годом усиливается, особую значимость получает изучение психологических способов и стратегий совладания со стрессом, как одни из
факторов успешной адаптации личности в современном мире. Данную проблему разрабатывали ученых и исследователей, как зарубежных, так и отечественных.
Были написаны сотни трудов (Л.И. Анцыферова, Ф.Б. Березин, В.А. Бодров, B.П. Казначеев, А.Р. Кудашев, В.И. Медведев, Ф.З. Меерсон, А.А. Реан, М.С. Яницкий и др.)
Актуальность данного исследования заключается в том, что в последнее время вопрос о разработке научных основ психологии совладающего поведения стоит достаточно остро. И не смотря на наличие многочисленных исследований совладающего поведения или копинга, этот вопрос до сих пор является недостаточно изученным.
Объект – совладающее поведение личности.
Предмет – восприятие социальной ситуации как фактор построения социально-адаптивного
поведения.
Гипотеза: восприятие социальной ситуации, ее структуры, сложности и значимости, а также ресурсов и требований, которые она презентует субъекту, определяют построение субъектом соответствующих стратегий социально адаптивного поведения.
Цель: исследовать влияние восприятия социальной ситуации на построение субъектом стратегий социально адаптивного поведения.
Задачи:
1. Изучить теоретические аспекты, а также психологическое содержание совладающего поведения и социальной ситуации.
2. Исследовать особенности восприятия социальной ситуации.
3. Изучить уровень самооценки и стрессоустойчивости испытуемых.
4. Выявить и охарактеризовать взаимосвязь между особенностями восприятия социальной ситуации
и выбором стратегии совладающего поведения.
Научная новизна работы заключается в том, что установлена роль социальной рефлексии, выраженной в способности воспринимать, анализировать и интерпретировать ситуацию в формировании социально-адаптивного поведения.
Исследована опосредующая роль личностных качеств таких, как стрессоустойчивость и самооценка в формировании стратегий адаптивного поведения.
Практическая значимость: заключается в возможности использования полученных результатов исследования для формирования программ профилактики дезадаптаций и расширения социальной компетентности детей, а также организации поддержки для дезадаптированных подростков
Методологическая основа: подходы к изучению совладающего поведения (Т.Л. Крюкова, Т.В. Корнилова, Л.И. Анциферова, Р. Лазаруса и С. Фолкман); когнитивная теория стресса Р. Лазаруса; виды и стратегии
социально-адаптивного поведения (С.В. Штак, А.Г. Маклаков, А.В. Морозов, Д.Н. Дубровин, К.К Платонов, М.Е. Сандомирский, А.А. Налчаджян, И.А. Милославова); определение и классификация социально-психологических ситуаций (М. Аргайл, Э. Берн, Д. Магнуссон, А. Первин, В. Мишель).
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы используются такие методы исследования: теоретические – изучение научных концепций и парадигм на разные аспекты исследуемой проблемы.
Эмпирические методы - беседа, наблюдение, анкетирование; методы математической статистики для количественного и качественного анализа эмпирических данных.
(фрагменты работы)
1.1 Феноменология социально-адаптивного поведения
Прежде чем говорить об адаптивном поведении стоит вспомнить, что такое собственно адаптация. На основе анализа большого количества определений этого термина А.Б. Георгиевский создал обобщенное понимания адаптации.
Адаптация – это особая форма отражения системами воздействия внешней и внутренней среды, заключающегося в тенденции установления с ним динамического равновесия
Исходя из данного определения можно сказать, что адаптивное поведение – это приспособительное поведение человека.
Главная особенность данного вида поведения – это приспособление к ближайшему социальному окружению, которое неразрывно связано с умением избегать конфликтов, готовностью идти навстречу ожиданиям социальной среды, а также со способностью соответствовать требуемым социальным ролям. Адаптивное поведение предполагает стремление человека избежать каких бы то ни было столкновений и противоречий между собой и соционормативной реальностью. В этом контексте главная задача человека установить нейтрально-дружественные отношения со своим окружением, которое в свою очередь предоставит покровительство и защиту. Однако процесс адаптации личности может приводить и к деградации. Это происходит в том случае, когда окружение, к которому применяется адаптивное поведение, живёт вне законов морали и права. Двойственность данной позиции в своих работах также отмечал Юнг, который говорил о том, что человек может возвышаться и падать в соответствии с социальной системой, в которой он находится. К тому же не всегда человек самостоятельно выбирает себе эти условия.
Процесс социально-психологической адаптации личности рассматривался большим количеством, как отечественных, так и зарубежных авторов, причем рассматривался он в самых различных аспектах. Особенность адаптации личности заключается в том, что в ходе жизнедеятельности так или иначе возникает необходимость активного приспособления к различным условиям социальной среды, а именно её: культурным, профессиональным бытовым и другим характеристикам. Отсюда принято говорить о различных видах адаптации: профессиональной, межкультурной, производственной и тд.
Н.Л. Налчаджян внёс новый конструктивный взгляд на процесс социально-психологической адаптации, которую он связывал с понятием внутренних и внешних конфликтов. Суть его взглядов в том, что адаптация рассматривается им, как определённое взаимодействие личности и группы, при котором длительное отсутствие внутренних и внешних конфликтов является предпосылкой к продуктивной деятельности, удовлетворению своих основных социальных потребностей.
В своих работах А.А. Налчаджян указал, что качественный уровень адаптации характеризуется таким показателем, как адаптированность.
Под адаптированностью понимается способность к построению продуктивного взаимодейтсвия (А.А. Деркач, Н.А. Ошуркова и др).
О развитии процесса адаптации свидетельствует переход с одного уровня адаптированности на другой, более высокий, однако иногда наблюдается и обратное движение, когда процесс адаптации застревает на одном уровне или движется в обратную сторону (дезадаптация). А.А. Налчаджян определяет дезадаптированность личности как переживание ею длительных внутренних и внешних конфликтов без нахождения психических механизмов и форм поведения необходимых для их развития.
1.1.1 Теоретические подходы к определению социально адаптивного поведения
Большинство ученых под социально-психологической адаптацией понимают процесс вхождения человека в определённую систему внутригрупповых отношений, выработку образцов мышления и поведения, отражающих систему ценностей и норм данной группы, приобретение, закрепление и развитие умений и навыков межличностного общения в этом коллективе.
Началом углубления интереса к этой проблеме можно считать времена раннего бихевиоризма. Сторонник Уотсона Толмен, тщательно изучив целостную поведенческую картину, ввел понятие «приспособительных актов». Согласно теории Толмена, благодаря их присутствию, поведение не представляется непосредственным эффектом исходной стимуляции, а опосредуется за счет определенного предвосходящего развития ситуации. В итоге человек получает возможность наиболее полно приспособить собственную поведенческую реакцию к условиям внешней среды.
Отечественные ученые Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, К.А. Абульханово-Славская, Б.Ф. Ломов, А.В. Петровский рассматривали сущность процесса адаптации в качестве единства двух взаимодействующих сторон – личности и социальной среды. Причем активность личности направлена на изучение окружающего мира и выработку конкретных действий, дающих возможность адаптироваться к меняющимся социальным условиям. Иначе говоря, отечественные ученые рассматривали личность в качестве субъекта адаптации, тогда как социальная среда представляется в качестве объекта адаптации.
Понимание адаптивного поведения (в широком смысле) предполагает рассмотрение копинг-стратегий как одного из элементов адаптивного поведения.
Понятие «coping» происходит от английского «to cope» (преодолевать). В российской психологии оно переводится как адаптивное, совладающее поведение, или психологическое преодоление. Суть термина «coping» (преодоление, совладание) состоит в наиболее эффективной адаптации человека к условиям трудной, экстремальной ситуации. Понятие «coping behavior» («совладающее поведение», «поведение по преодолению») используется в качестве характеристики стратегий поведения человека в различных трудных ситуациях.
Понятие совладание (копинг) появилось как результат исследования поведения личности в стрессовых ситуациях. Термин введён Л. Мерфи при исследовании способов приоделения кризисов у детей. В процессе своего развития копинг рассматривался, как механизм направленный на преодоление стресса. А в контексте адаптации рассматривался в качестве деятельности человека, направленной на сохранение баланса между требованиями среды и внутренними ресурсами. Совладающее поведение было предметом изучения многих зарубежных авторов.
Теория совладания личности с трудными жизненными ситуациями (копинга) возникла в психологии во второй половине XX в. Термин ввел американский психолог Абрахам Маслоу. Под "копингом" подразумеваются постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие попытки преодолеть специфические внешние или/и внутренние требования, которые оцениваются, как напряжение или превышают возможности человека справиться с ними.
Копинг-поведение – относительно постоянная предрасположенность индивидуума, устойчивый стиль реагирования на стрессовые события определённым образом.
Одна из самых известных концепций, касающихся социально-психологической адаптации, копинг-поведения – это концепция, разработанная Лазарусом и Фолкман. Их теория базируется на психоаналитических позициях, а также на когнитивно-ориентированных концепциях. Лазарус и Фолкман в процессе своих исследований выделили в процессе адаптации две основные стратегии совладающего поведения:
а) стратегия, ориентированная на решение проблемы (проблемно-ориентированное поведение);
б) стратегия, ориентированная на изменение собственных установок в отношении к ситуации;
По их мнению, адаптация осуществляется путём преобразования или полного устранения проблемной ситуации через незащитные адаптационные механизмы, иначе говоря опираясь на сознательно принятое решение. В случае сохранения проблемной ситуации при адаптации происходит включение механизмов психологической защиты.
Однако это только один взгляд на совладающее поведение из многих. Например, Н. Хаан придерживалась другого мнения. Она разграничила такие понятия как совладание (coping) и защиту, как специфические формы поведения, акцентируя внимание на том, что хоть копинг и защита базируются на идентичных процессах, но направленность у них диаметрально противоположная. Автор разделила эти механизмы по следующим параметрам:
- целенаправленность и пластичность копинга/ ригидность и автоматизированность защиты;
- преобладание неосознаваемых реакций в защитах/ включение в копинг процессы обдумывания и анализа ситуации;
Свой взгляд на копинг-поведении представил и А. Маслоу. Он представил следующее определение. Копинг-поведение – это форма поведния, отражающая готовность индивида решать жизненные проблемы. Это приспособительная форма поведения, предполагающая сформированное умение использования определённых средств для преодоления эмоционального стресса. Активные действия повышают вероятность устранения воздействий стрессоров на личность. Непосредственное влияние на степень сформированности данного умения оказывают «Я-концепции», локус контроля, эмпатия, условия среды. В своей концепции Маслоу противопоставлял понятие копинг-поведения экспрессивному поведению. Копинг-поведение характеризовалось в качестве целенаправленного, мотивированного действия, являющегося результатом научения. Также он утверждал, что копингу присущ сознательный характер и этот процесс более управляем (подавляется, сдерживается, вытесняется), а основная его цель – удовлетворение потребности или уменьшение угрозы). Также Маслоу говорил о том, что копинг обусловлен преимущественно переменами внешнего характера, которые определяются культурой и окружающей средой.
В отечественной психологии, несмотря на то, что явления, сопряжённые с совладающим поведением, изучались достаточно давно, само понятие «совладающее поведение» появилось сравнительно недавно – 1990-е годы. В работах К.К. Платонова, Л.И. Уманского, Б.М. Теплова — это явление встречалось под названием «стрессоустойчивость», в работах В.С. Мерлина - «эмоциональная устойчивость». Предпосылками к изучению копинг-поведения российскими психологами стало расширение представлений о формах личностной активности человека и усиление внимания к проблемам саморегуляции.
Похожие работы
Работы автора