Студенческий портал

admin@studynote.ru
/ Регистрация
X
Все > Дипломные работы > Дипломные работы по психологии > Уровень готовности к школе детей старшего дошкольного возраста в зависимости от полноты семьи и образования родителей
Уровень готовности к школе детей старшего дошкольного возраста в зависимости от полноты семьи и образования родителей

Тема дипломной работы: Уровень готовности к школе детей старшего дошкольного возраста в зависимости от полноты семьи и образования родителей

1800 ₽
Купить за 1800 ₽

или

Заказать новую работу

Более 20 способов оплатить! Сразу получаете ссылку на скачивание. Гарантия 3 дня. Исключительно для ознакомления!

Общая информация
Описание работы
Дополнительная информация

(фрагменты работы)

Общая информация
Учебное заведение: Другие города > ДРУГОЕ
Тип работы: Дипломные работы
Категория: Психология
Год сдачи: 2014
Количество страниц: 114
Оценка: отлично
Дата публикации: 03.10.2019
Количество просмотров: 282
Рейтинг работы:
Описание работы

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

 

на тему: «Уровень готовности к школе детей
старшего дошкольного возраста в зависимости от полноты семьи и образования
родителей»

 

 

 

 

 

 

Научный руководитель: _________________
А.В. Фефилов

 

 

Рецензент:                        ________________  Я.С. Сунцова        

 

 

Студент гр.ЗСП-104  ____________________

 

 

 

Допускается к защите:

Зав.
кафедрой психологии

 

к. пед.н., к.филол. н._______________А.В. Моров

«______»_____________________ 2014 г.

 

 

 

Ижевск, 2014 г.

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………...3

Глава I
Теоретические основы готовности к школе детей в зависимости от полноты семьи и
образования родителей……………………………………7   

1.1 Семья как
фактор формирования готовности к школе детей…..………………………………………………………………………...7

1.2
Психологические особенности детей в неполных семьях……….……..15

1.3 Влияние
уровня образования родителей на готовность к школе у детей…………………………………………………...……...........................27

1.4.Выводы по исследованию
теоретического материала…...……………..30

Глава II
Эмпирическое исследование уровня готовности к школе детей старшего дошкольного
возраста в учреждении МБДОУ  д\\с
«Гнездышко»  г.Очер…………………………………………………………………………..33

2.1.Характеристика
исследуемого учреждения и гипотеза исследования…………………………………………………………………..33

2.2. Методики,
применяемые в исследовании…….…………..…………….39

2.3 Анализ и
обсуждение результатов исследования…………………........49

2.4 Выводы и
рекомендации………………..…………...................................73

Заключение………………………………………………………………….…77

Список используемых источников…………………………………………..80

Приложения…………………………………………………………………...83

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Дошкольное
детство - очень короткий отрезок в жизни человека, который имеет непреходящее
значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из
совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в
относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие
все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего
роста. Одним из основных направлений психического развития в дошкольном
возрасте является формирование основ личности. Дошкольное детство - это время,
когда эмоции господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, управляют и
регулируют все остальные его психические функции.

Эмоции ребёнка дошкольного возраста проявляются в первую
очередь при взаимодействии с яркими, интересными объектами окружающей
действительности. Эмоциональные процессы являются той сферой психического бытия
ребенка, которая заряжает и регулирует все остальные его функции. Эмоциональные
образы и эмоциональный контроль являются целью и продуктом воспитания.

Проблема подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста  всегда была и остается одной из актуальных
проблем педагогической науки.

Социально-экономические
преобразования в России, повлекшие за собой изменение привычного уклада жизни и
нравственно-ценностных ориентации, привели к ухудшению психологического климата
в семье, который в свою очередь явился причиной, обусловившей рост отклонений в
личностном развитии и социальном поведении подрастающего поколения.

Актуальность данной темы заключается в том, что, до сих пор  в педагогике и психологии имеются разные
точки зрения на готовность ребенка к школе.

Актуальность исследования проблемы готовности
ребенка к школьному обучению обуславливается как значимостью того момента,  который происходит в жизни ребенка в связи с
изменением его основной деятельности и социального статуса, так и проблемами в
процессе обучения, в школьном и высшем образовании, имеющимися в настоящее
время в России.
Поступление в 1-й класс считается переломным моментом в жизни
ребенка и этому моменту должно уделяться особое внимание.

Все эти
факторы обусловили актуальность рассматриваемого вопроса, выбор темы, цели и
задач дипломного исследования.

Объект исследования - дети старшего дошкольного
возраста (
учреждения МБДОУ  д\\с  г.Очер) и их родители.

Предмет исследования
дипломной работы –
 уровень готовности к школе детей старшего
дошкольного возраста, полнота семьи и образование родителей.

Цель выпускной квалификационной (дипломной) работы -
исследование уровня готовности к школе детей старшего дошкольного возраста в зависимости
от полноты семьи и образования родителей.

Гипотезы исследования
заключаются в том, что

1.                     
Интеллектуальное развитие детей обусловлено в большой степени их индивидуально-психологическими
особенностями, на которые влияют родители и полнота семьи в целом. Поэтому дети
из неполных семей, по сравнению с детьми из полных, будут иметь более низкие
уровни выполнения различных интеллектуальных заданий и тестов и сам уровень
готовности к школе.

2.                     
Интеллектуальное развитие детей также испытывает большое влияние
уровня образованности родителей, как матерей, так и отцов. Поэтому дети из
семей, где матери или отцы имеют высшее образование, как заочное, так и очное,
будут более интеллектуально развитыми по многим тестам, и в целом более
готовыми к школе, чем дети из семей с родителями со средним образованием.

Цель дипломной работы и гипотеза исследования определяют решение
следующих задач:

-
проанализировать данные научной литературы на тему интеллектуальной и
эмоциональной готовности детей к школе, влиянию на это их семей, как полной,
так и не полной, также проанализировать отдельно психологические особенности
детей в неполных семьях;

-
определить особенности (и уровень) готовности к школе и интеллектуального
развития детей,

-
определить наличие высшего образования родителей, очного или заочного, и
возможное его влияние на готовность к школе и интеллектуальные особенности
детей, в общем;

- выявить
возможные различия между влиянием на интеллектуальные показатели детей отдельно
матерей и отцов, имеющих среднее и заочное (очное) высшее образование,

 - обобщить результаты анализа значимости
различий между группами и корреляционного исследования.

Теоретической и методологической основой дипломной работы явились
труды и учебные пособия по психологии ведущих отечественных и зарубежных
авторов в области теории и практики родительских отношений, влияющих на готовность
ребенка к школе.

Для исследования выбрана методика: Психолого-педагогическая оценка
готовности к началу школьного обучения детей старшего дошкольного возраста
(Наталья Семаго, Михаил Семаго). Данная методика позволяет изучать уровень
готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста. (Методика
находится в Приложении 3)

Решение
поставленных задач реализовано через метод теоретического анализа различных
источников литературы, системный метод, организационный метод (проведение
исследования), метод описания, изучение педагогического и семейного влияния,
количественный метод, методы статистической обработки. 

В
исследовании принимали участие 3 подготовительные
группы (по 20 детей в группе) МБДОУ д\\с «Гнездышко». 

Структура дипломной работы  состоит из: 
введения, двух глав, включающих 8 параграфов, заключения, списка
использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительная информация

(фрагменты работы)

Глава I Теоретические основы готовности к школе детей в зависимости от полноты семьи и образования родителей
1.1 Семья как фактор формирования готовности к школе детей

Рассматривая готовность к школе детей в зависимости от полноты семьи и образования родителей, необходимо определится с понятием «семья» и проанализировать ее функции.
Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В ней вырабатываются совокупность норм и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой. [2, с.76]
Такие ученые как Зацепин В.И., Карабанова О.А., Эйдемиллер Э.Г. и другие в своих трудах выделяют следующие функции семьи: [21, с.143]
- хозяйственно-бытовую функцию, реализующуюся в форме организации быта семьи и личного быта каждого из ее членов;
- экономическую функцию семьи, определяющую объединением доходов ее членов и распределением этих доходов на потребление в соответствии с потребностями каждого члена семьи;
- репродуктивную функцию, которую можно считать важнейшей социальной функцией семьи, обеспечивающей воспроизводство населения страны. Важность данной функции семьи осознавалась обществом во все времена, что подтверждается и в настоящее время различными льготами, предоставляющими государством для стимулирования рождаемости;
- функцию воспитания детей - удовлетворение индивидуальных потребностей мужчины и женщины в отцовстве и материнстве, в контактах с детьми и в их воспитании, а также в том, что родители могут реализовать себя в детях;
- сексуально-эротическую функцию, которая создает условия для достижения наиболее полной сексуальной гармонии партнеров;
- функцию духовного общения, предполагающую духовное взаимообогащение членов семьи, информационный обмен, обсуждение наиболее значимых для личности проблем, создание условий для личностного и интеллектуального роста членов семьи;
- функцию эмоциональной поддержки, которая удовлетворяет потребности членов семьи в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защищенности;
- социально-статусная функция, которая предоставляет определенный социальный статус членам семьи.
Реализуя свои функции семья, с одной стороны, удовлетворяет важнейшие естественные, биологические потребности человека. С другой стороны, позволяют человеку достигать определенных целей в общении, в личностном и духовном росте. При этом с развитием семьи ее цели закономерно меняются: одни увеличиваются, другие появляются в соответствии с новыми социальными условиями.
Необходимо отметить, что со временем происходят изменения в функциях семьи: одни утрачиваются, другие появляются в соответствии с новыми социальными условиями. Изменения в функциях семьи оказывают непосредственное влияние на готовность к школе детей.
Нарушения функций семьи - это особенности ее жизнедеятельности, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьи ее функций. Способствовать нарушениям может широкий круг факторов: особенности личности ее членов и взаимоотношений между ними, определенными условиями жизни семьи [36, с.92].
Рассмотрим структуру семьи, т.е. состав семьи и число ее членов, а также совокупность их взаимоотношений. Анализ структуры семьи отвечает на вопрос, каким образом реализуется функция семьи: кто в семье осуществляет руководство и кто является исполнителем, как распределены между членами семьи права и обязанности. С точки зрения структуры, можно выделить семьи, где руководство сосредоточено в руках одного члена семьи, и семьи, где явно выражено участие всех членов в управлении. В первом случаи говорят об авторитарной системе отношений; во втором - о демократической [25].Различными могут быть взаимоотношения в семье в зависимости от того, как в ней распределены основные обязанности: равномерно или же большая их часть сосредоточена в руках одного члена семьи.
Наиболее распространенная структура семьи в нашем обществе - это семья, включающая взрослых и детей, причем в нашей стране для семьи наиболее типично наличие одного или двух детей.
В большинстве случаев семьи ориентированы на равномерное распределение обязанностей, а также равномерное участие в решении всех семейных проблем.
Нарушение структуры семьи - это такие особенности, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций. Например, неравномерность распределения хозяйственно - бытовых обязанностей между супругами является нарушением структуры взаимоотношений в семье, поскольку препятствует удовлетворению ряда потребностей того супруга, который взял на себя основную нагрузку [12, с.68].
Функции и структура семьи могут изменяться в зависимости от этапов ее жизнедеятельности. Существуют различные системы выделения основных этапов жизненного цикла. Наиболее известна система «стадий» Дюваля Е., где в качестве основного признака разграничения стадий использовался факт наличия или отсутствия детей в семье и их возраст [21, с. 234].
1. Вовлечение, встреча супругов, их эмоциональное притяжение друг к другу.
2. Принятие и развитие новых родительских ролей.
3. Принятие в семью новой личности. Переход от диадных отношений супругов к отношениям в треугольнике.
4. Введение детей во внесенные институты.
5. Принятие подростковости.
6. Экспериментирование с независимостью.
7. Подготовка к уходу детей из семьи.
8. Уход детей из семьи, принятие их ухода, жизнь супругов «глаза в глаза».
9. Принятие факта ухода на пенсию и старости.
Необходимо отметить, что на любой фазе развития семьи случаются тяжелые хронические болезни и смерти, которые оказывают сильное влияние на функционирование семьи.
Дадим определения семьи нормально выполняющей свои функции и семьи, функции которой нарушены.
Нормально функционирующая семья - это семья, которая ответственно и дифференцированно выполняет свои функции, вследствие чего удовлетворяется потребность в росте и изменениях, как в целом, так и каждого ее члена. [28с.118]
Согласно точке зрения Х. Людерера и К. Джексона, хорошим браком считается тот, который характеризуется следующими признаками: толерантность, уважение друг к другу, честность, желание быть вместе, сходство интересов и ценностных ориентаций. А.Н. Обозова считает, что стабильный брак обусловливается совпадением интересов и духовных ценностей супругов и контрастностью их личностных качеств. Стабильность семьи способствует также умение членов семьи вести переговоры по всем аспектам совместной жизни.
Семья с нарушением функций или дисфункциональная (от лат. dis – нарушение) семья - это семья, порождающая неадаптивное, деструктивное поведение одного или нескольких ее членов, в которой существуют условия, препятствующие их личностному росту. Таким образом, дисфункциональные семьи - это семьи, в которых нарушаются какие-то функции, и они постепенно становятся полной противоположностью счастливым семьям, в которых члены семьи имеют между собой теплые, наполненные любовью отношения. [26, с.254]
На протяжении всего жизненного цикла семья сталкивается с различными трудностями и неблагоприятными условиями - болезнь, жилищно-бытовые неудобства, конфликты с социальным окружением, последствия широких социальных процессов (война, экономический и социальный кризис и т.д.). В связи с этим перед семьей возникают проблемы, которые могут отрицательно сказаться на ее жизнедеятельности, и, как правило, на формирование эмоциональных особенностей детей. Исследование трудностей, с которыми сталкивается семья, идет в двух направлениях: [39, с. 152]
- исследование семьи в условиях трудностей, возникших в силу неблагоприятного воздействия социальных процессов: войн, экономических кризисов, стихийных бедствий и т.д.;
- изучение «нормативных стрессоров» - трудностей, встречающихся в обычных условиях, связанных с прохождением семьи через основные этапы жизненного цикла, а также возникших при действии факторов, нарушающих жизнь семьи (внезапное тяжелое заболевание и т.д.).
Все эти обстоятельства проводят к многочисленным сложным последствиям - проявлениям нарушений в функциях семьи: нарастанию конфликтности взаимоотношений, снижению удовлетворенности семейной жизнью, ослаблению сплоченности семьи, с одной стороны, а с другой - увеличение усилий членов семьи, направленных на ее сохранение и возрастание сопротивления трудностям.
Семейные нарушения представляют собой сложные образования, включающие факторы, их обусловливающие (трудности, с которыми столкнулась семья), неблагоприятные последствия для семьи и ее реакции.
Трудности семьи классифицируются следующим образом: [31, с.43]
а) острые трудности - внезапная смерть одного из членов семьи, известие о супружеской измене, внезапное изменение в семье и социальном статусе (арест одного из членов семьи, банкротство и т.д.);
б) хронические трудности - чрезмерная физическая и психическая нагрузка в быту и на производстве, сложности при решении жилищной проблемы, длительный и устойчивый конфликт между членами семьи и т.п.;
в) трудности, связанные с резкой сменой образа жизни семьи. Эта группа психологических трудностей возникает при переходе от одного этапа жизненного цикла семьи к другому (заключение брака и начало совместной жизни, появление ребенка, прекращение семьей воспитательной деятельности);
г) трудности, связанные с суммированием трудностей;
д) трудности, связанные с этапами жизненного цикла семьи. На первом этапе жизни - это конфликты, возникающие при формировании взаимоотношений с родственниками, при решении жилищной проблемы. На втором этапе - это задачи воспитания и ухода за ребенком, ведения трудоемкого домашнего хозяйства;
е) трудности, обусловленные неблагоприятными вариантами жизненного цикла. Это трудности, которые возникают при отсутствии в семье одного из ее членов. Причиной может быть развод, длительная разлука супругов, смерть одного из членов семьи. Отмечаются следующие нарушения: функциональная пустота, трудности адаптации к самому событию.
В нормально - функционирующей семье существует подвижное равновесие, проявляющееся в оформлении психологических ролей каждого члена семьи, семейного чувства «Мы», способностей членов семьи самостоятельно решать противоречия и конфликты. В дисгармоничных семьях равновесие во взаимоотношениях используется для того, чтобы избежать изменения, развития и связанных с этим возможных тревог и потерь. Равновесие перестает быть формой адаптации семьи к задачам оптимального выполнения своих внешних и внутренних функций.
Семья может вызывать нарушения психического здоровья, воздействуя на личность и психические процессы ее членов. Психическая травма - это явление, возникающее при пересечении неблагоприятных воздействий нарушений семьи и психических расстройств личности [6, с.189]. Нарушения семьи вызывают психическую травму; развитием этой травмы или реакцией на нее является нервно-психическое расстройство индивида - члена семьи.
Психическая травма - это психическое переживание, в центре которого находится определенное эмоциональное состояние [27, с.98]. Центральное место эмоций в структуре психотравмирующего переживания закономерно, оно обусловлено как важным местом эмоций в организации и интеграции психических процессов, так и их ролью во взаимосвязи психических и соматических систем личности.
Психотравмирующее переживание - это состояние, воздействующее на личность в силу его выраженности (остроты), длительности или повторяемости [37, с.124]. Психотравмирующими являются не любые сильные или потрясающие переживания, а лишь такие отрицательные переживания, которые могут быть причиной определенной клинической патологии.
Исследование неврозов, реактивных расстройств и других формах пограничных нервно-психических расстройств, в этиологии которых значительную роль играет психотравмирующее переживание, позволяют очертить круг таких состояний. Это состояние: неудовлетворенности, тоски, подавленности, тревоги, страха, беспокойства, неуверенности, беспомощности, эмоциональной напряженности.
Семейные отношения выступают в роли наиболее важных, чем объясняется их ведущая роль в готовности детей к школе и их психических нарушений.
Ведущая роль семьи в готовности к школе детей, определяется рядом обстоятельств: [11, с.48]
- ведущая роль семейных отношений в системе взаимоотношений личности. События в семье «принимаются близко к сердцу», чем события за пределами семьи;
- многосторонность семейных отношений и их зависимость друг от друга. Сферы домашнего хозяйства, досуга, эмоциональных взаимоотношений взаимосвязаны, и попытка внести изменения вызывает «цепную реакцию» изменений во всех других. От данной семейной травмы труднее уйти;
- открытость и уязвимость члена семьи по отношению к различным внутрисемейным влияниям. В семье индивид доступен к воздействию со стороны других членов семьи; слабости и недостатки его проявляются более явно.
Эйдемиллер Э.Г. и Юстицкий В. выделяют четыре вида семейно-обусловленных травмирующих состояний: [40, с.276]
- состояние глобальной семейной неудовлетворенности. В данном случае наблюдается открытое признание супругом того, что семейные отношения его не удовлетворяют. Осознанная неудовлетворенность нередко сопровождается конфликтом между супругами;
- семейная тревога. Под «семейной тревогой» понимаются состояния тревоги у одного или обоих членов семьи. Характерным признаком тревоги является то, что она проявляется в сомнениях, страхах, опасениях, касающихся, прежде всего семьи - здоровья ее членов, их отлучек и поздних возвращений, стычек и конфликтов, возникающих в семье;
- семейно-обусловленное непосильное нервно-психическое и физическое напряжение;
- чувство вины. Индивид чувствует себя помехой для окружающих, виновником всех семейных неудач, склонен воспринимать поведение других членов семьи как обвиняющее, укоряющее, хотя в действительности оно таковым и не является. Это касается не только взрослых членов семьи, но и детей, так как они являются невольными участниками всех конфликтных ситуаций, происходящих в семье.
Таким образом, проанализировав определения семьи и ее функции, можно сказать, что в семье формируются - готовность к школе детей, и эмоциональные особенности детей, и с нарушением функций семьи у детей формируется снижение интеллекта и негативные эмоциональные особенности (развитие личности по невропатическому и психопатическому типу, проявление агрессивных тенденций, тревожности, эмоциональной незрелости).
Наиболее часто нарушения функций семьи, негативно влияющих на готовность к школе детей, происходят в неполных семьях.
Рассмотрим в следующем параграфе влияние полноты семьи на готовность к школе детей.

1.2 Психологические особенности детей в неполных семьях

На полноту семьи оказывают множество факторов, таких как: смерть одного из супругов, развод, и т.д.
Наиболее часто количество неполных семей пополняется с разводом супругов.
Проблема развода оказывает серьезное значение на готовность к школе ребенка.
В последние годы в нашей стране растет число разводов при одновременном сокращении заключаемых браков, а внебрачная рождаемость приводит к увеличению количества неполных семей. По расчетам демографов, около половины мужчин и женщин в течение жизни расторгают брак. В среднем распадается два из каждых пяти зарегистрированных браков. Более 30% разводов приходится на молодые семьи, просуществовавшие менее 5 лет [42].
Французский социолог Ф. Приу описала европейскую модель изменения семьи: [19, с.76]
- увеличение семей, живущих без официального оформления брака;
- официальное признание брака, для большего числа пар, не является необходимым условием при намерении завести детей;
- количество разводов и разрывов семейных отношений увеличивается;
- количество мужчин и женщин, вступающих в несколько следующих друг за другом союзов, увеличивается.
В России ситуация развода достаточно сложная. С одной стороны, отсутствие окончательного безбрачия и ранние браки говорят в пользу существования традиционной модели семьи, но с другой - ранние разводы и частные повторные браки приближают ее к европейской.
Развод не является одномоментным событием и имеет свои причины. Зацепин В.И. выделяет следующие причины разводов: [22, с.62]
- укрепление экономической самостоятельности и социального равноправия женщины;
- ориентация при создании семьи на личное счастье, на взаимную супружескую любовь, повышенные требования к партнеру, выбранному по любви;
- недостаточно развитое чувство долга у одного из партнеров;
- разрушение семьи в жертву случайной связи.
По мнению Ильина Е.П. основные условия, предопределяющие развод, - это урбанизация образа жизни, миграция населения, индустриализация страны, эмансипация женщин [23, с.273].Эти факторы снижают уровень социального контроля, делают жизнь людей анонимной, у них атрофируются чувства ответственности, устойчивой привязанности, взаимной заботы друг о друге.
Важным условием исследования является принцип не тождественности мотивов развода его причинам. Выделяют следующие мотивы разводов: [23, с.276]
- отсутствие общих взглядов и интересов;
- несовместимость характеров;
- нарушение супружеской верности;
- отсутствие или утрата чувства любви;
- любовь к другому человеку;
- легкомысленное отношение к супружеским обязанностям;
- плохие отношения с родителями;
- пьянство (алкоголизм) супруга;
- отсутствие нормальных жилищных условий;
- половая неудовлетворенность.
Под мотивом развода понимается обоснование решения о том, что потребности в браке не удовлетворены в данном брачном союзе.
Рассмотрим факторы влияния развода на подготовку к школе ребенка. Отношение исследователей к данной проблеме неоднозначно. Так, сторонник «теории привязанности» П. Криттенден, уделяющий особое внимание взаимоотношениям ребенка с матерью, считает, что развод для детей не имеет большого значения, поскольку большая доля ухода за детьми даже в полных семьях обеспечивается не отцом, а матерью. Отцу, как правило, остаются игры и развлечения. [24, с.13]
Другие исследователи считают иначе, так Г. Фигдор говорит о том, что воздействие развода на ребенка может оказаться даже более значительным, чем смерть родителей. Под разводом обычно понимается тот момент, когда супруги прекращают совместное проживание и один из них уходит из дому [5, с.43]. Однако более точно было бы представлять развод как процесс, который начинается задолго до разрыва. Во многих случаях это довольно продолжительный период конфликта между супругами.
Ученные высказывают предположение, что................

Купить за 1800 ₽

Похожие работы