или
Заказать новую работуУчебное заведение: | Другие города > ДРУГОЕ |
Тип работы: | Дипломные работы |
Категория: | Психология |
Год сдачи: | 2013 |
Количество страниц: | 72 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 17.07.2014 |
Количество просмотров: | 355 |
Рейтинг работы: |
Объект исследования: детские страхи.
Предмет исследования: страхи, переживаемые детьми младшего
школьного возраста, обучающихся в различных типах учебных заведений (иностранная гимназия, обычная гимназия, общеобразовательная городская школа и общеобразовательная сельская школа). ..........
Цель исследования: выявление особенностей страхов у детей младшего школьного возраста, обучающихся в различных типах учебных заведений (иностранная гимназия, обычная гимназия, общеобразовательная городская школа и общеобразовательная сельская школа).
Гипотеза исследования. На основании анализа литературы и опыта практической работы нами была сформулирована следующая гипотеза исследования: мы предполагаем, что страхи современных детей младшего школьного возраста различаются между собой в зависимости от типа учебного заведения (иностранная гимназия, обычная гимназия, общеобразовательная городская школа и общеобразовательная сельская школа), отражая социо-культурные изменения в жизни общества и дифференцируясь в вербально-образном, количественно-качественном, пространственно-временном, микро-макросредовом измерениях.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования были поставлены следующие задачи:
Научная новизна работы состоит в следующем: нами выявлены различия в содержании страхов, обусловленные социально-экономическими и социо-культурными изменениями в нашем обществе; ведущий страх «быть не тем» (по Захарову) уступает страху смерти и животных у сегодняшних младших школьников и др.). Разработан опросник для выявления детских страхов, в основе которого лежат следующие структурные составляющие: количественная составляющая (частота и интенсивность переживаемого страха); качественная составляющая (виды и типы страхов); пространственная составляющая (физическое и социальное окружение); временная составляющая (прошлое, настоящее и будущее); морально-нравственная составляющая; саморегуляционная составляющая.
Выявлено определенное расхождение между образнопред-ставленными и словесновьграженными страхами младших школьников (в образном представлении доминирует танатический страх, в вербальном выражении – страх темноты и животных).
Определены основные типы поведения детей в ситуациях переживания страха (активно-защитный, самоуспокаивание, пассивно-защитный, бездействие и др.).
Практическое значение работы состоит в том, что разработанный метод позволяет получить более разностороннюю картину переживаемых младшими школьниками страхов, а также конкретизировать профилактическую и коррекционную работу с детьми. Разработка психологического инструментария, с помощью которого изучаются детские страхи, является реальной предпосылкой совершенствования подготовки педагогов-психологов; помогает вскрыть резервы в подготовке педагогов по формированию эмоциональной сферы ребенка.
Теоретическую и методологическую основу исследования составляют положение Л.С. Выготского о характере развития высших психических функций; концепция деятельности, изложенная в трудах А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др.; психологические основы педагогического общения в работах Б.Г. Ананьева, А.И. Захарова, М.И. Лисиной и др.; в исследованиях эмоциональной сферы личности – А.В. Запорожца, К. Изарда, А.О. Прохорова и др.
Методы исследования: наблюдение за поведением детей на уроках и во внеучебных ситуациях; тематическое рисование, методы качественного и количественного анализа эмпирических данных, структурированный опросник детских страхов (авторская разработка), беседа с целью уточнения содержания и характера переживаемого страха.
Надежность и достоверность результатов исследования обеспечена их соответствием поставленной проблеме; его осуществлением на теоретическом и практическом уровнях; возможностью повторения экспериментальной работы; количественным и качественным анализом эмпирического материала; использованием методов математической статистики.
Положения, выносимые на защиту:
Похожие работы
Работы автора