Студенческий портал

admin@studynote.ru
/ Регистрация
X
Все > Дипломные работы > Дипломные работы по психологии > Структурное содержание страхов детей младшего школьного возраста
Структурное содержание страхов детей младшего школьного возраста

Тема дипломной работы: Структурное содержание страхов детей младшего школьного возраста

2500 ₽
Купить за 2500 ₽

или

Заказать новую работу

Более 20 способов оплатить! Сразу получаете ссылку на скачивание. Гарантия 3 дня. Исключительно для ознакомления!

Общая информация
Описание работы
Общая информация
Учебное заведение: Другие города > ДРУГОЕ
Тип работы: Дипломные работы
Категория: Психология
Год сдачи: 2013
Количество страниц: 72
Оценка: 5
Дата публикации: 17.07.2014
Количество просмотров: 355
Рейтинг работы:
Описание работы

Объект исследования: детские страхи.

Предмет исследования: страхи, переживаемые детьми младшего
школьного возраста, обучающихся в различных типах учебных заведений (иностранная гимназия, обычная гимназия, общеобразовательная городская школа и общеобразовательная сельская школа).   ..........

Цель исследования: выявление особенностей страхов у детей младшего школьного возраста, обучающихся в различных типах учебных заведений (иностранная гимназия, обычная гимназия, общеобразовательная городская школа и общеобразовательная сельская школа).

Гипотеза исследования. На основании анализа литературы и опыта практической работы нами была сформулирована следующая ги­потеза исследования: мы предполагаем, что страхи современных детей младшего школьного возраста различаются между собой в зависимости от типа учебного заведения (иностранная гимназия, обычная гимназия, общеобразовательная городская школа и общеобразовательная сельская школа), отражая социо-культурные изменения в жизни общества и дифференцируясь в вербально-образном, количест­венно-качественном, пространственно-временном, микро-макросредовом измерениях.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипо­тезы исследования были поставлены следующие задачи:

  1. Разработать методику, направленную на диагностику пережи­ваемых младшими школьниками страхов.
  2. Выявить соответствие и расхождение между образнопредстав-ленными и словесновыраженными страхами у детей младшего школьно­го возраста.
  3. Определить наличие и способы самостоятельного преодоления страхов детьми младшего школьного возраста.

Научная новизна работы состоит в следующем: нами выявлены различия в содержании страхов, обуслов­ленные социально-экономическими и социо-культурными изменениями в нашем обществе; ведущий страх «быть не тем» (по Захарову) уступает страху смерти и животных у сегодняшних младших школьников и др.). Разработан опросник для выявления детских страхов, в ос­нове которого лежат следующие структурные составляющие: количественная составляющая (частота и интенсив­ность переживаемого страха); качественная составляющая (виды и типы страхов); пространственная составляющая (физическое и социальное окружение); временная состав­ляющая (прошлое, настоящее и будущее); морально-нравственная составляющая; саморегуляционная состав­ляющая.

Выявлено определенное расхождение между образнопред-ставленными и словесновьграженными страхами младших школьников (в образном представлении доминирует танатический страх, в вербальном выражении – страх темноты и животных).

Определены основные типы поведения детей в ситуациях переживания страха (активно-защитный, самоуспокаива­ние, пассивно-защитный, бездействие и др.).

Практическое значение работы состоит в том, что разработан­ный метод позволяет получить более разностороннюю картину переживаемых младшими школьниками страхов, а также конкретизировать профилактическую и коррекционную работу с детьми. Разработка пси­хологического инструментария, с помощью которого изучаются детские страхи, является реальной предпосылкой совершенствования подготов­ки педагогов-психологов; помогает вскрыть резервы в подготовке педа­гогов по формированию эмоциональной сферы ребенка.

Теоретическую и методологическую основу исследования со­ставляют положение Л.С. Выготского о характере развития высших пси­хических функций; концепция деятельности, изложенная в трудах А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др.; психологические основы педагогического общения в работах Б.Г. Ананьева, А.И. Захаро­ва, М.И. Лисиной и др.; в исследованиях эмоциональной сферы лично­сти – А.В. Запорожца, К. Изарда, А.О. Прохорова и др.

Методы исследования: наблюдение за поведением детей на уро­ках и во внеучебных ситуациях; тематическое рисование, методы каче­ственного и количественного анализа эмпирических данных, структу­рированный опросник детских страхов (авторская разработка), беседа с целью уточнения содержания и характера переживаемого страха.

Надежность и достоверность результатов исследования обеспе­чена их соответствием поставленной проблеме; его осуществлением на теоретическом и практическом уровнях; возможностью повторения экс­периментальной работы; количественным и качественным анализом эм­пирического материала; использованием методов математической стати­стики.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Тип образовательного учреждения (гимназия – общеобразо­вательная школа); территориальная специфика (город – се­ло); культурно – языковая ситуация (русскоязычные школы – русско-татарская гимназия) вносят определенную специфику в проявления страхов у детей младшего школьного возраста.
  2. Существуют определенные различия между словесно и об­разной (рисунок) формами выражения страха.
  3. Дети младшего школьного возраста могут самостоятельно справиться с состояниями острого страха в случае исполь­зования тех или иных способов саморегуляции.

Купить за 2500 ₽