или
Заказать новую работуУчебное заведение: | Другие города > ДРУГОЕ |
Тип работы: | Дипломные работы |
Категория: | Психология |
Год сдачи: | 2013 |
Количество страниц: | 58 |
Оценка: | 4 |
Дата публикации: | 17.07.2014 |
Количество просмотров: | 395 |
Рейтинг работы: |
Актуальность темы исследования:
В инженерной психологии большое место занимает проблема профессиональной надежности оператора и ее основной показатель - наличие или отсутствие ошибочных действий. В настоящее время научно-техническое развитие производства ставит перед человеком-оператором жесткие требования. Возрастает цена ошибки человека и повышается его ответственность за качество выполняемой работы.
Разработка мероприятий по профилактике аварийности возможна только в результате установления причин ошибки.
Понятие "ошибки человека-оператора" в общем виде можно определить как отклонение от установленных норм, стандартов. Под это определение попадает понятие риска, поскольку риск - это также всегда отклонение от правил, норм, инструкции. Кроме того, риск, в свою очередь является причиной других ошибок. Поэтому изучение риска, его природы и причин должно занять свое место в теории ошибок. По классификации, предложенной В.А.Бодровым и В.Я.Орловым, риск относится к ошибкам, проявляющимся во внутренней структуре деятельности. Данная (работа) глава посвящена изучению риска как причины ошибок и в то же время как собственно ошибки. Дж.Расмуссен [23] предложил схему, на которой ошибки соотносятся с моделью деятельности. Риск в соответствии с этой схемой необходимо рассматривать как ошибку на уровне знаний.
Важной особенностью развития современного автомобильного транспорта является постоянное совершенствование его технических характеристик, способствующих повышению активной и пассивной безопасности, надежности в эксплуатации.
Постепенно улучшается качество автомобильных дорог. Однако это не приводит к существенным положительным изменениям в безопасности дорожного движения. Как свидетельствует статистика, определяющее влияние на уровень аварийности оказывают водители транспортных средств. Более 75% всех происшествий на дороге возникает из-за ошибок водителей в принятии решений на дороге.
В научной литературе существует несколько определений понятия «Безопасность дорожного движения». Наиболее точным, по моему мнению, является определение Д. Клебельсберга. Этот исследователь определяет ее как отсутствие «закономерных опасных условий и поступков, приводящих к дорожно-транспортным происшествиям» [28]. При этом не исключается случайное появление каких-то неожиданно возникающих опасностей, даже дорожных происшествий. Однако типичные опасные условия и поступки, возникающие и по случайным законам, здесь включаются в категорию закономерных, и они также принимаются во внимание при определении безопасности дорожного движения. Весьма важно, что безопасность не следует рассматривать как самоцель; она должна быть лишь условием успешного достижения цели, для которой используется транспортное средство, причем достижения цели не в идеальных условиях, а при оптимальной интенсивности движения, оптимальном использовании этого средства и оптимальной нагрузке водителя. Статистика показывает, что роль человеческого фактора в аварийности с годами возрастает, в то время как технического — понижается. Имеют место следующие факторы, влияющие на аварийность: профессиональная непригодность водителя по психофизиологическим качествам, низкая профессиональная подготовка, приводящая к неправильным действиям в критической ситуации, неготовность водителя к работе, физиологическое утомление.
Безопасность движения на дорогах зависит от безотказной работы всех звеньев комплекса «водитель — автомобиль — дорога — среда». Надежность работы этого комплекса должна быть обеспечена, с одной стороны, технической надежностью автомобиля, техническим совершенством дороги, а с другой — надежностью действий водителя в различных дорожно-транспортных ситуациях. [29]
Объект исследования: фактор риска в деятельности водителей и его влияние на процесс принятия рискованного решения.
Предмет исследования: психологический фактор риска в профессиональной деятельности водителей автобусов с опытом работы и новичков.
Цель исследования: определить содержание факторов риска и причины их возникновения в профессиональной деятельности водителей со стажем и новичков, приводящие к дорожно-транспортным происшествиям.
Задачи исследования:
Гипотеза исследования состоит из следующих предположений:
Методы:
- анкетирование;
- метод экспертных оценок;
- метод включенного наблюдения, беседы;
- количественная и качественная обработка материалов методами математической статистики.
Практическая значимость исследования:
В результате исследования выявлены факторы риска (отвлечение от процесса управления автобусом, личностный, стрессогенный) в процессе управления транспортным средством.
Похожие работы
Работы автора