или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Вузы города Казань > Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет |
Тип работы: | Дипломные работы |
Категория: | Психология |
Год сдачи: | 2015 |
Количество страниц: | 84 |
Оценка: | 4 |
Дата публикации: | 11.05.2015 |
Количество просмотров: | 1459 |
Рейтинг работы: |
Работа посвящена изучению жанра "сказка" в начальной школе, который зависит от знания педагогом: 1) психологии восприятия искусства слова вообще; 2) его своеобразия в младшем школьном возрасте; 3) индивидуальных проявлений у конкретных учеников; 4) уровня их нравственной, эстетической культуры. Эти знания дают возможность моделировать восприятие учащихся.Оригинальность по антиплагиат 30%.
(фрагменты работы)
Социально - экономические изменения, происходящие в нашей стране, требуют модернизации системы образования. Государственная политика в этой области отражена в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, а также в Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звенья), основными положениями которых являются: «получение образования, гуманистического по своему характеру; бережное отношение к индивидуальности каждого ребенка; адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки детей» [57]. Младший школьный возраст - важный период в жизни ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требований, приучение к их выполнению. Именно в этот период и происходит формирование у них основ различных представлений, являющихся важнейшим условием формирования нравственной культуры [14, с.135].В.А. Сухомлинский говорил о том, что именно в этом возрасте добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает [44, с.170].Среди всех литературных и фольклорных жанров особое место в детском чтении занимает сказка, имеющая большое познавательное и воспитательное значение и способная в доступной и увлекательной форме донести до сознания ребят необходимые нравственные и эстетические ценности. Вспомним слова А.С.Пушкина: «Что за прелесть эти сказки, каждая есть поэма» [36, с.9]. Такая популярность сказок не удивительна.Человек только тогда твердо стоит на ногах, когда чувствует и понимает родную землю, ее традиции, историю. Помочь ребенку понять это необходимо, пока он не вырос, верит нам и прислушивается к нашим словам. Найти общий язык между взрослыми и детьми с каждым годом становится труднее. И сказка - это сегодня, пожалуй, одно из немногих оставшихся средств, создающее благоприятные условия для их общения. Сказка дает необходимую гамму переживаний, создает особенное, ни с чем не сравнимое настроение, вызывает добрые и серьезные чувства, она помогает возродить духовный опыт нашей культуры, традиции нашего народа, она учит добру, справедливости, честности. Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит [5].Сказка всегда находилась в центре внимания лингвистов и литературоведов. В России пристальное внимание вопросам жанра сказки уделяли и выдающиеся писатели, и учёные, и переводчики. Большой теоретический и практический вклад в создание и анализ сказочного жанра внесли К. Чуковский, С. Маршак, Н. Демурова, Б. Заходер, Г. Кружков и др. Отдельные проблемы жанра сказки получили освещение в трудах таких российских учёных, как В. Пропп, Ю. Лотман, Р. Раскин, Л. Карасев, В. Карасик, а также в работах их зарубежных коллег А. Дандиса, А. Греймаса, М. Попа, Л. Хонко, Р. Барта и др.Однако проблема формирования представлений о жанре «сказка» в начальной школе остается недостаточно разработанной. В условиях усиления в последние годы девальвации общей культуры, когда богатые традиции фундаментальной филологической науки остаются невостребованными, жанровая специфика литературы в школьном преподавании уходит на второй план, уступая место сугубо воспитательным целям и задачам. Как представляется, в практическую методику преподавания литературы, в особенности на базовом этапе начальной школы, интерес к художественному своеобразию сказки как основного жанра чтения детей 6-9 лет необходимо вернуть. Вот почему целенаправленная и кропотливая работа по формированию у младших школьников представлений о сказке как о жанре относится к важнейшим и одновременно сложным задачам в работе учителя начальных классов. Этим обосновывается актуальность темы квалификационной работы.Таким образом, объектом нашего исследования стал процесс изучения жанра «сказка» в начальной школе.Предметом исследования являются методы и условия формирования у младших школьников представлений о жанре «сказка» на уроках литературного чтения.Гипотеза нашего исследования состоит в том, что формирование у младших школьников представлений о жанре «сказка» будет эффективным при соблюдении следующих условий: знание преподавателем литературоведческих особенностей жанра «сказка»; учет возрастных особенностей младших школьников в процессе обучения; соблюдение методических основ изучения данного жанра на уроках литературного чтения; вооружение учащихся базовыми литературоведческими представлениями о сказке как о жанре.Цель данной работы - исследование процесса усвоения детьми преставлений о жанре “сказка” на уроках литературного чтения.Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:1. Исследование литературоведческих основ изучения жанра «сказка»2. Исторический обзор методики работы над сказкой.3. Раскрытие особенностей восприятия жанра «сказка» младшими школьниками.4. Изучение современного состояния работы над жанром «сказка».5. Разработка методических рекомендаций к изучению жанра «сказка» в начальной школе и их практическое воплощение в ходе опытно-экспериментальной работыДля решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ литературоведческой, психолого-педагогической учебно-методической литературы; наблюдение за учебным процессом в школе; собеседование; анализ устных высказываний младших школьников; педагогический эксперимент; качественно-количественный анализ экспериментальных данных.Квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Похожие работы
Работы автора