или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Другие города > ДРУГОЕ |
Тип работы: | Дипломные работы |
Категория: | Туризм |
Год сдачи: | 2022 |
Количество страниц: | 40 |
Оценка: | отлично |
Дата публикации: | 03.12.2022 |
Количество просмотров: | 166 |
Рейтинг работы: |
ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретико-методологические основания
изучения статусного поведения
1.1.
Основные подходы к рассмотрению туризма в российской и зарубежной традиции
1.2.
Туризм как объект социологического анализа
2. Состояние и основные характеристики статусного
поведения в туризме
2.1.
Потребительское поведение в туризме как способ утверждения статусных позиций
индивида в обществе
2.2.
Перспективы развития туризма в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
(фрагменты работы)
Актуальность темы исследования. Социально-экономические изменения современного общества связаны с переходом к постиндустриальному обществу и к обществу потребления, что провоцирует изменения в его социальной структуре и ее статусной иерархии. На это обращает внимание А. Б. Фенько, которая пишет: «На смену «профессии» как определяющей характеристике социального статуса пришло понятие «жизненный стиль», объединяющее тип труда, досуга, семейного положения, места жительства и уровня потребления. Работа свелась лишь к средству получения доходов - безличному и отчужденному, а большинство жизненных ценностей (спонтанность, интимность, творчество) оказались сосредоточенными вне ее - в кругу семьи, в сфере досуга (хобби, занятия спортом, организация отпуска)». Преобразование доли и форм организации свободного времени в жизни человека и больших социальных групп изменили образ и стиль потребительского поведения, привели к смещению демонстрации статусных позиций в обществе из области работы и профессиональной деятельности в досуговую сферу.
Расширению потребления способствуют изменения в контексте качества жизни населения. В России повышаются прожиточный минимум, ставка минимальной заработной платы и т. д. Расширяется и углубляется ассортимент предлагаемых услуг и товаров, создается определенный образ потребительского поведения с учетом социально значимых характеристик каждой группы. Чтобы иметь объективную возможность воспользоваться различными услугами и товарами, необходимо свободное время. Многими исследователями подчеркивается постоянный процесс увеличения свободного времени у современного человека.
Свободное время неравномерно, различные вариации его периодизации предполагают разные механизмы и стереотипы потребительского поведения. На долгосрочные и сверхдолгосрочные отрезки времени приходится потребление туристских услуг.
Массовый туризм в его современном понимании в единстве внутреннего и внешнего, въездного и выездного туризма появился в России в начале 90-х годов XX века и сразу привлек внимание зарубежных туроператоров масштабами туристского рынка, непритязательностью массового российского туриста. В настоящее время туриндустрия Турции, Египта, Таиланда, Индонезии в значительной степени выстраивает свои стратегии в расчете на «русского» туриста. Вместе с тем за последние 20 лет этот русский турист существенно трансформировался. Возможность поехать «за границу» получили представители разных социальных слоев населения. Это усилило стратификационную функцию туризма, который в социальном плане выступает не только как услуга или комплекс услуг, удовлетворяющих потребности индивида или группы в отдыхе и познании, но обладает способностью стать ценностью для них, подтверждая статусные позиции или создавая иллюзию приобретения более высокого статуса.
Туризм, возникнув как вид досуговой деятельности, как индустрия туристических фирм и сопутствующих организаций, сегодня становится средством идентификации и дифференциации потребителей туристских услуг. Потребительское поведение в туризме характеризует систему ценностей индивида или социальной группы, отражая и воздействуя на общественные процессы. Благодаря публичности потребления, именно туризм становится доступной формой демонстрации социального статуса. Для одних социальных групп туристическое путешествие - не что иное, как подтверждение своих статусных позиций, а для других - возможность временного приобретения более высокого статуса за счет кратковременного увеличения своей потребительской активности.
Изучение поведения туристов позволяет конструировать социальное поле с возможностью выделения статусных позиций отдельных групп, относительно однородных, благодаря схожести набора потребительского поведения в туризме. Современные туристические поездки являются важным средством демонстрации идентичности, маркерами социального положения индивидуума или социальной группы, «зеркалом» социальной реальности. Анализ статусного поведения посредством потребительских практик в туризме дает новые возможности для изучения динамики и трансформационных изменений современного общества.
Исследование статусного поведения как социального явления имеет важное теоретическое и прикладное значение, поскольку в постиндустриальном обществе возрастает влияние досуговых практик на его социальную дифференциацию, а исследования в данной сфере немногочисленны. Кроме того, в настоящее время не выработано единого подхода к определению специфических характеристик как статусного поведения, так и туристического поведения в частности. Помимо этого, общая концепция социального поведения, частным примером которого является статусное поведение, требует дальнейшей теоретической и эмпирической разработки ввиду категориальной противоречивости этих понятий, что и определяет актуальность данного исследования.
Таким образом, теоретическая и эмпирическая неразработанность социологического подхода в изучении проблемы статусного поведения в туризме свидетельствует об актуальности и новизне темы исследования.
Объектом исследования выступает статусное поведение как социальное явление.
Предметом исследования поведение в туристских практиках российских туристов.
Цель работы – проанализировать статусное поведение в туризме и выявить его особенности.
Задачи исследования:
- раскрыть содержательные характеристики статусного поведения;
- выявить способы проявления статусных позиций в туризме;
- раскрыть факторы, влияющие на статусное поведение в туризме;
- на основе полученных данных разработать проект тура для туристов одной из статусных групп.
Похожие работы
Работы автора