Студенческий портал

admin@studynote.ru
/ Регистрация
X
Помощь студенту > Готовые работы > Диссертации > Диссертации по финансам > Государственный финансовый контроль в сфере денежного обращения
Государственный финансовый контроль в сфере денежного обращения

Тема диссертации: Государственный финансовый контроль в сфере денежного обращения

300 ₽
Купить за 300 ₽

или

Заказать новую работу

Более 20 способов оплатить! После оплаты вы сразу получаете ссылку на скачивание. Гарантия 3 дня. Исключительно в ознакомительных целях! Все вопросы admin@studynote.ru

Общая информация
Описание работы
Дополнительная информация

(фрагменты работы)

Общая информация
Учебное заведение: Учебные заведения Москвы > Российский университет дружбы народов (РУДН) > Юридический факультет
Тип работы: Диссертации
Категория: Финансы
Год сдачи: 2011
Количество страниц: 396
Оценка: 5
Дата публикации: 11.06.2020
Количество просмотров: 632
Рейтинг работы:
Описание работы

Актуальность темы исследования. Заинтересованность государства в
стабильном и бесперебойном денежном обращении предопределяет наличие
государственного регулирования процесса перемещения денежных средств. Наличие
правового регулирования денежного, обращения обусловливает необходимость
контроля за- соблюдением нормативно установленных правил. В связи с тем, что
контроль является, неотъемлемой частью любого управленческого процесса, можно с
полной уверенностью утверждать, что управление денежным обращением обязательно
должно быть подкреплено формированием эффективно работающей системы контроля за
денежным обращением. В противном случае результативность предпринимаемых
регулятивных мер будет минимальной.

Современная
товарно-денежная экономика базируется на непрерывной циркуляции товаров и на
опосредующем это движение денежном обращении. Постоянное перемещение денежных
средств в мировой финансовой системе является необходимым условием не только
развития экономики, но и самого ее существования. Обмен товарами, работами и
услугами в современном обществе без одновременного движения денежных средств
невозможен. От скорости денежного обращения зависят многие макроэкономические
показатели, в частности, инфляционные процессы, уровень накопления и
потребления, уровень производства и воспроизводства- и др. Состояние денежного
обращения в стране непосредственным образом отражается на темпах экономического
роста и обеспечивает экономическую стабильность.

В
рамках регулирования денежного обращения государство преследует одну основную
цель — поддержание баланса между



денежными средствами,
находящимися в обращении, и количеством

»

товаров, работ и
услуг, предлагаемых на рынке. При этом количество денег должно быть не просто
необходимым для покрытия расходов производства, но и достаточным для
осуществления воспроизводства. Очевидног что регулировать денежную
массу в обращении возможно, во-первых, когда известны ее объемы и, во-вторых,
когда есть возможность оперативно влиять на процессы сокращения или увеличения
денежных средств в обращении.

И
первое, и второе условие выполнимо при минимизации наличного денежного
обращения, поэтому ограничение наличного денежного обращения - одна из основных
мер, используемых государством в политике по регулированию денежного обращения.

Относительно
новым направлением в сфере организации денежного обращения стало
противодействие легализации преступных доходов.

Таким
образом, устанавливая правила денежного обращения, государство автоматически
разрабатывает систему контрольных механизмов, позволяющих обеспечить
эффективность регулятивных мер.

Мировой финансовый кризис 2008 — 2010 гг. отчетливо
выявил *                     уязвимость
монетарной политики ведущих стран мира, в том числе и

России. Рост
инфляции, дефицит государственного бюджета, падение уровня доходности
производителей и населения в целом свидетельствуют о неэффективности
государственной денежно- кредитной политики. Увеличился вывод денежных средств
из легального оборота. Пока данные процессы в России не достигли критической
массы и могут быть скорректированы последовательной государственной политикой,
неотъемлемой частью которой является

государственный
финансовый контроль в сфере денежного обращения.

Вышесказанное
позволяет утверждать, что исследование правового регулирования государственного
финансового контроля в сфере денежного обращения и выявление существующих
несовершенств в его системе представляет большую практическую значимость.

Следует
отметить, что актуальность выбранной темы диссертационного исследования не
ограничивается исключительно практической значимостью. Как любое
социально-правовое явление, теория финансового права представляет собой
постоянно совершенствующуюся науку. Эволюция финансово-правовой науки
обусловлена изменением правовой регламентации финансовых отношений соответственно
уровню их развития. Высокий уровень теоретической проработанности базовых
структурных подразделений финансового права как отрасли права (подотраслей)
позволяет подвергать юридическому анализу менее крупные правовые образования
(институты и пединституты), что, безусловно, обогащает науку и свидетельствует
о научном прогрессе.

Финансово-правовые
нормы, регулирующие финансовый контроль за денежным обращением, до сих пор не
становились объектом отдельного научного исследования. Более того, сама
формулировка «государственный финансовый контроль за денежным обращением»,
концентрирующая в своем определении относительно обособленную группу
финансово-правовых, норм, до сих пор не используется отечественной правовой
наукой.

В
системе государственного финансового контроля традиционно- выделяют бюджетный
контроль, налоговый контроль, валютный контроль. В то же время регулирование
денежного обращения ведущие специалисты в области финансового права однозначно
относят к финансовой деятельности государства и, следовательно, включают в
систему финансового права. Но, включая отношения в сфере организации денежного
обращения в предмет финансового права, о контроле за денежным обращением как
неотъемлемой части организации денежного обращения даже не упоминается.
Незавершенность такого подхода очевидна и требует восполнения данного научного
пробела.

Все
вышесказанное позволяет утверждать, что избранная тема исследования
представляется актуальной как с научной, так и с практической точек зрения.

Степень научной разработанности темы. В последние годы интерес к
проблемам государственного финансового контроля в отечественной науке неуклонно
возрастает. Степень разработанности врпросов правового регулирования
государственного финансового контроля в сфере денежного обращения в Российской
Федерации представляется явно недостаточной. В отечественной научной
юридической литературе этот вид государственного финансового контроля, как
правило, не выделяется, иногда фрагментарно описываются отдельные направления
финансового контроля, например, в сфере денежного обращения.

Финансовый
контроль становился объектом многочисленных научных исследований в конце XIX -
начале XX века. Фундаментальные разработки, сделанные учеными в работах того
времени, являют собой, безусловно, методологическую базу для дальнейших
исследований, которые вызваны к жизни реалиями современности и финансовой
политики, состоянием экономики, а также развитием законодательства, что в
совокупности вызывает необходимость переосмысления на современном этапе данных

подходов.

Институт
государственного финансового контроля довольно часто становился объектом
научных исследований современных отечественных ученых, выводы и заключения
которых были весьма полезными при написании данной работы. Значительное место
среди этих работ занимает осуществленная Е.Ю.Грачевой фундаментальная
разработка проблемы правового регулирования государственного финансового
контроля, которая открыла научные перспективы для публично-правовых
исследований в данной области. Методологии и организации государственного
финансового контроля посвящены труды В.В. Бурцева. Проблемы реализации
финансового контроля в сфере денежного обращения были подняты в работах
таких.ученых, как В.П.Василец, И.А.Журавлева.

Проблемы
государственного финансового контроля в сфере денежного обращения изучены с.
позиции комплексного правового анализа не в полном объеме, теоретическая
разработка понятий и категорий финансового права представляется необходимой к
продолжению для исследования последних адекватно существующему состоянию
правовых отношений.

Эмпирическую базу исследования составили результаты и анализ 20
поручений Банка России на проведение проверок коммерческих банков и 15 актов
территориальных учреждений Банка России о проверках коммерческих банков, 18
приказов Банка России о применении к коммерческим банкам мер воздействия, 20
приказов Банка России об отзыве лицензии на осуществление банковских операций,
17 актов о проведении проверок Федеральной службой финансово-бюджетного
надзора, 35 справок о результатах проверок в ОАО «Дальневосточный Банк» на
предмет соблюдения клиентами банка — юридическими лицами правил ведения
кассовых операций и работы с денежной наличностью, 20 сообщений в органы
внутренних дел о денежных знаках, имеющих признаки подделки, 20 актов
экспертизы денежных знаков на предмет возможной фальсификации, 100 паспортов
экспортно-импортных сделок клиентов ОАО «Дальневосточный Банк». В исследовании
использован опыт работы в сфере банковского надзора на протяжении более 5 лет.

Объектом исследования является урегулированный нормами ряда
отраслей публичного права комплекс правоотношений, складывающийся при
реализации органами государственного финансового контроля соответствующих
функций в сфере денежного обращения..

Предметом исследования являются нормы административного и финансового
права, регламентирующие порядок и организацию государственного финансового
контроля и определяющие компетенцию органов государственного финансового
контроля, а, также изложенные в трудах отечественных и зарубежных авторов
концептуальные воззрения, касающиеся правовой природы государственного
финансового контроля.

Цель исследования заключается в разработке правовой природы
(носящей межотраслевой характер) совокупности правовых отношений,
складывающихся в процессе реализации государственного финансового контроля в
сфере денежного обращения, определение критериев разграничения полномочий между
субъектами финансового контроля, критериев оптимизации и оценки результатов
управленческого цикла и определение новых задач по их итогам, а также
определение направлений дальнейшего совершенствования правового регулирования
государственного финансового контроля в сфере денежного обращения.

Эта
цель достигается решением следующих задач:

-              
на основе анализа эволюции денежного обращения
охарактеризовать его как объект финансово-правового регулирования и
финансово-правовой институт;

-              
определить место финансового контроля в системе
государственного управления с точки зрения формы финансовой5 деятельности
государства в сфере денежного обращения;

-       
построить систему контрольных правоотношений
финансово- правового характера в сфере денежного обращения;

-       
исследуя нормы действующего законодательства,
определить направления, объекты, и методы государственного финансового контроля
в соответствии со структурой финансово-правового института «государственный
финансовый контроль за денежным обращением»;

-                 
проанализировав систему и полномочия органов
государственного финансового контроля в сфере денежного

I

обращения, выявив
правовые формы финансовой деятельности^ при осуществлении контроля в сфере
денежного обращения и опираясь на нормативно закрепленные правовые,
последствия- государственного финансового контроля в сфере денежного обращения
охарактеризовать механизм реализации государственной функции по финансовому
контролю за денежным обращением;

-            
обосновать, что противодействие легализации
доходов, полученных преступным путем; является самостоятельным направлением
государственного финансового контроля в сфере денежного обращения;

-        
проанализировав действующее российское законодательство,
регулирующее финансовый контроль в сфере денежного обращения, определить
направления дальнейшего совершенствования правового

регулирования
контрольной функции государства за денежным обращением.

Методологическую основу исследования, образует комплекс
общенаучных методов познания (диалектический, анализ, синтез, дедукция, метод
моделирования) и частно-научные*, методы: структурно-функциональный,
технико-юридический, семантический, историко-правовой, метод анализа
документов.

Теоретическую основу диссертационного < исследования составили
фундаментальные положения, содержащиеся в трудах отечественных правоведов:
Алексеева С.С., Александрова Н.Г., Бабаева В.К., Брауде И.Л., Бурлай Е.В.,
Васильева A.M., Дудина А.П., Дюрягина И .Я., Карташова В.Н., Кечекьяна
С.Ф., Кочерина Е.А., Лунца Л.А., Малько A.B., Матузова Н.И., Пиголкина A.C.,
Протасова В.Н., Толстого Ю.К., Толстого B.C., Халфиной P.O.

Дополнительная информация

(фрагменты работы)

Глава I. Общетеоретическая характеристика-видовых особенностей государственного финансового контроля в сфере денежного обращения 23
§1. Денежное обращение как объект
финансово-правового регулирования 23
§2. Государственный финансовый контроль как элемент государственного управления и форма финансовой деятельности государства в сфере денежного обращения 55
§3. Система контрольных правоотношений финансово-правового характера в сфере денежного обращения 86
Глава П. Объекты финансово-правового регулирования денежного обращения как направления
государственного финансового контроля 109
§1. Государственный финансовый контроль
в сфере наличного денежного обращения 109 § 2. Объекты государственного финансового контроля
при безналичном денежном обращении 159 §3. Правовое регулирование валютного контроля как элемента
государственной денежной политики 194
Глава Ш. Механизм реализации государственного финансового контроля в сфере денежного обращения 225
Содержание
4
#
Введение
§1. Система и правовой статус субъектов государственного 
финансового контроля в сфере денежного обращения 225
§2. Правовые формы финансовой деятельности государства при осуществлении государственного финансового контроля в сфере денежного обращения. 261
§3. Правовые последствия государственного финансового контроля в сфере денежного обращения 291
Глава IV. Противодействие легализации доходов, полученных преступным путем как самостоятельное направление государственного финансового контроля
в сфере денежного обращения 327
§ 1. Доходы, полученные преступным путем; как часть
современного денежного обращения и государственная
политика по борьбе с их легализацией 327
§2. Институциональная основа системы противодействия
легализации преступных доходов как элемент системы
государственного финансового контроля
в сфере денежного обращения 372
§3. Методы государственного финансового контроля в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем и правовые последствия их реализации 411
Заключение. 4 453
Перечень нормативных правовых актов, использованных при написании работы
Список использованной литературы 464

Купить за 300 ₽